Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Беррес Фредерик Скиннер: теория оперантного научения



Беррес Фредерик Скиннер: теория оперантного научения

Влияние бихевиоризма на становление психологической мысли и формирование современного облика психологии трудно переоценить – оно, без преувеличения, фундаментально. Бихевиористская школа, наряду с психоанализом, является наиболее самостоятельной, независимой и последовательной школой в психологии. Необычайно широкая распространенность бихевиоризма, его популярность и претензии на догматизм (бихевиоризм не довольствовался теоретическим объяснением, а настаивал на утверждении собственных идей, как нормативных), способствовали тому, что бихевиоризм стали уподоблять религии. Любопытно, что сам Скиннер, один из наиболее ярких представителей бихевиоризма, отмеченный в качестве наиболее влиятельного психолога современности (1969 г.), познакомился с бихевиористской теорией благодаря книге Бермана «Религия по имени бихевиоризм».

Будучи «правоверным» бихевиористом, Скиннер считал, что концепции, объясняющие поведение человека воздействием внутренних факторов, являются умозрительными и необоснованными, полагая, что исследование эмоциональной и мотивационной жизни – «одно из величайших бедствий». Корень проблемы Скиннер видел в игнорировании условий среды и окружения, которые как раз и являются, с точки зрения бихевиоризма, главными факторами, регулирующими человеческое поведение.

Научную позицию Скиннера можно охарактеризовать как синтез позитивизма с операционализмом. Он отрицал необходимость теоретических рассуждений о том, что не доступно непосредственному наблюдению, и избегал формального теоретизирования, ставя во главу угла эксперимент. Объективное наблюдение, подтвержденное результатами строгого эксперимента, он объявил единственным, достойным доверия, средством изучения поведенческих законов, в том числе, касающихся и религиозных отправлений. В свете собственной теории оперантного научения, которая уделяет внимание прежде всего оперантам (а не респондентам) и спонтанным реакциям (а не вызванным), Скиннер сосредоточил внимание на изучении эффектов, возникающих в окружающей среде в результате произведенных действий.

Беррес Фредерик Скиннер (1904 – 1990 гг.) родился в американском городке Саскуэханна, Пенсильвания, в семье адвоката. Теплая и свободная атмосфера родительского дома способствовала тому, что у мальчика рано проявился интерес к обучению и страсть к конструированию и изобретательству, которая позже развилась в профессиональный интерес к модификации наблюдаемого поведения. Степень бакалавра гуманитарных наук по английской литературе (1926 г.), полученная в Гамильтоновском колледже, попытка профессионально заняться литературой, степень доктора наук Гарвардского университета по психологии (1931 г.) и научная работа в Гарварде (1931 – 1936 гг.), посвященная изучению нервной системы животных – каждая из этих ступеней способствовала становлению научных взглядов Скиннера. Окончательно его взгляды оформились во время активной и плодотворной работы в Миннесотском университете (1936 –1945 гг.) в качестве преподавателя, и были изложены в первой книге «Поведение организмов» (1938 г.). Ко времени, когда Скиннеру была предложена должность руководителя кафедры психологии в Университете штата Индиана (1945 – 1947 гг.), он уже был известен, как один из ведущих бихевиористов США. Но самый плодотворный период научной деятельности Скиннера, отмеченный многочисленными научными наградами, связан с Гарвардом, в который он вернулся в качестве лектора (1947 – 1974 гг.). В этот период научной деятельности вышли книги Скиннера: «Наука и поведение человека» (1953 г.), «Вербальное поведение», «Режимы подкрепления» (1957 г.), «Суммирование наблюдений» (1961 г.), «Технология обучения» (1968 г.), «Случайное подкрепление» (1969 г.), «За пределами свободы и достоинства» (1971 г.), «О бихевиоризме» (1974 г.). Идеи, изложенные Скиннером в трудах этого периода, касались широкого круга вопросов: от возможностей практического применения его научных разработок в школьном обучении и социальной сфере до анализа языка с точки зрения его представлений. Первая книга Скиннера «Поведение организмов» (1938 г.) долгое время оказывала мощное интеллектуальное влияние, пополняя ряды сторонников бихевиоризма и последователей самого Скиннера.

После ухода с преподавательской деятельности (1974 г.) и, практически, до ухода из жизни (1990 г.), Скиннер продолжал писать, но последние его работы носили в большей степени автобиографический и публицистический характер: «Подробности моей жизни» (1976 г.), «Размышления: бихевиоризм и общество» (1978 г.), «Портрет бихевиориста» (1979 г.), «Значение последствий» (1983 г.), «Радости зрелого возраста» (1983 г.), «К дальнейшим размышлениям» (1987 г.). Особое место в библиографии Скиннера занимает фантастический роман «Уолден-2» (1948 г.), описывающий жизнь утопического общества, которым Скиннер осуществил свое юношеское желание стать писателем – беллетристом.

Скиннер специально не занимался разработкой концепции религии, но глава в книге «Наука и поведение человека» (1953 г.) и отдельные тезисы в других работах, позволяют составить представление о его взглядах на религию. Размышления Скиннера о религии касаются двух тем:

· природа религиозного поведения человека;

· религиозные институты и их роль в контроле поведения.

Можно сказать, что традиция негативного отношения к религии, преобладающая в бихевиористских концепциях, идет от Уотсона, который хоть и не занимался непосредственно психологией религии, но высказывался однозначно: религия – средство контроля и управления. Он уподобил священнослужителей любого толка шаманам, контролирующим окружение с помощью манипулятивных технологий. Уотсон полагал, что религия воздвигла настоящую стену из суеверий и предрассудков, которые наука вынуждена преодолевать верифицируемыми методами. Он считал, что роль, которую выполняет религия в обществе, должна быть отведена экспериментальной этике и образованию.

Скиннер придерживался традиционных бихевиористических взглядов и также считал, что личность становится религиозной в результате воздействия механизма подкрепления. С точки зрения Скиннера, за каждым проявлением благожелательности и набожности со стороны авторитетной личности стоит желание избежать неконтролируемого поведения, которое может поставить под угрозу ее авторитет или властные полномочия. Кроме того, благожелательное и набожное поведение ценно для выживания вида, поэтому достигает своего подкрепляющего значения.

Скиннер, вслед за Уотсоном и Веттером, рассматривал религиозность как суммирование индивидуального предписанного поведения, подкрепленного последующим вознаграждением. Религию Скиннер считал организованным, институциализированным и традиционным способом управления человеческим поведением. Религиозные верования и практики он относил к категории «объяснительных вымыслов», задействованных властными социальными институтами для укрепления собственных управленческих и манипулятивных позиций.

Нужно сказать, что отношение к религии, исключительно как к средству социального контроля и регулирования человеческого поведения, не относится к бихевиоризму в целом. Второе направление бихевиоризма, т.н. «социобихевиоризм», представленный Бандурой и Роттером, рассматривает религию в качестве средства придания осмысленности человеческой жизни, т.е. в ее социокультурном аспекте. Психология религии, в ее современном варианте, далека как от скиннеровского редукционизма, сводящего феномен религии к статусу социального механизма, так и от редукционизма другого рода, сводящего религию к простому психологическому феномену, проявлению индивидуальной психики.

Религиозные организации, считал Скиннер, независимо от того, политические они, или этические, преследуют прагматические цели, главной из которых является цель – контролировать человеческое поведение. Идея предсказуемости, контролируемости поведения является основополагающей идеей теории оперантного научения, поэтому контроль никогда не рассматривался Скиннером в негативном свете. Контроль, как средство манипулирования и ущемления свободной воли личности, традиционно вызывал беспокойство ученых, придерживающихся взгляда на личность, как на автономную саморегулирующуюся систему.

Личность – это не более, чем совокупность поведенческих паттернов, сформировавшихся на основе множественных интеракций со средой, и закрепленных в поведенческом репертуаре соответствующими подкреплениями, считал Скиннер. Развитие личности – это не что иное, как процесс преобразования присущих ей паттернов – угасание в отсутствие подкрепления реакции, усиление при подкреплении и формирование новых поведенческих паттернов в условиях модификации среды. Скиннер не видел никакой проблемы в том, что человек при таком подходе выглядит безвольной марионеткой в руках стимул-реакционного кукловода – внешней среды, будь то среда обитания, социальная или культурная среда. Можно абстрагироваться от биологических, возрастных, конституционных различий между людьми, как от второстепенных, но абсолютно необходимо сосредоточить внимание на изучении явлений, которые порождают изменения в поведении, поскольку они, с точки зрения Скиннера, лежат в основе всего.

Для Скиннера суть вопроса заключалась не в том, что поведение контролируемо, а в том, кто осуществляет контроль, какими средствами, и какие при этом преследуются цели. Проблему контроля в сфере религии Скиннер видел в доминировании неблагоприятного подкрепления в виде угрозы наказания. Собственный негативный религиозный опыт, связанный с переживанием угрозы наказания путем гибели в адском пламени, к которой часто прибегала его бабушка, утвердил Скиннера в мысли, что религия перегружена механизмами неблагоприятного контроля и негативными эмоциями, являющимися их следствием. Скиннер был противником неблагоприятного контроля, отдавая предпочтение положительному подкреплению. Он полагал, что нежелательные формы поведения легко устранимы, если заменить наказание положительным подкреплением. Во-первых, наказывается зачастую именно то поведение, которое сначала непроизвольно подкреплялось. Во-вторых, часто наказание путают с отрицательным подкреплением, которое, как известно, лишь увеличивает вероятность повторения данной поведенческой реакции. В-третьих, положительное подкрепление связано с другими подкрепляющими факторами, которые имеют социальную природу (повышение самоуважения, социального статуса), и поэтому имеет более устойчивый и пролонгированный эффект. Скиннер с удовлетворением отмечал, что тенденция, наблюдающаяся в последнее время в религиозных организациях, больше апеллировать к божественной любви, нежели к угрозе наказания, является весьма продуктивной.

Религиозное поведение, считал Скиннер, не предполагает наличие специфических принципов или законов, отличающихся от общепсихологических. Он считал, что механизмы, которыми оперируют всевозможные социальные технологии, одинаковы у животных и у людей. Религиозное поведение развивается посредством действия подкрепляющего стимула, причем, между воспроизводимым поведением и подкреплением не обязательно должна быть причинная (логическая) связь. Скиннер утверждал, что животные демонстрируют поведенческие формы, аналогичные человеческим суевериям. Отличия во внешнем оформлении, маскирующие один и тот же скрытый психологический механизм, он считал не существенными.

На примере феномена «суеверного» поведения голубей Скиннер проиллюстрировал механизм возникновения религиозного предрассудка. Используя случайное подкрепление, Скиннер добился того, что шесть из восьми подопытных птиц демонстрировали разнообразное, четко определенное и часто повторяющееся поведение (кружение, наклоны в пол, стояние со склоненной головой), которое он квалифицировал как «суеверное». Случайное совпадение подкрепления с той или иной спонтанной реакцией голубя приводило к закреплению и устойчивому сохранению такой реакции. «Суеверное поведение», демонстрируемое голубями, не соответствовало их обычным манерам и повадкам, но при повторном подкреплении голуби стремились повторить любую подкрепленную реакцию. Проведенные Скиннером эксперименты позволили сделать два важных объяснительных вывода:

· единожды образовавшиеся «суеверные» реакции сохраняются, даже в условиях весьма нерегулярного подкрепления;

· случайный стимул, с которым совпало подкрепленное поведение, приобретает функцию различения.

Скиннер пришел к выводу, что религиозное поведение осуществляется потому, что оно однажды было продемонстрировано в сопровождении подкрепляющих стимулов. Репертуар человеческого поведения значительно сложнее, чем у птиц, и нельзя автоматически экстраполировать результаты, полученные на птицах, на человеческое поведение, но существует биологический закон, согласно которому, принципы функционирования более простых видов приложимы к видам более сложным. Анализируя результаты опыта с голубями, Скиннер приходит к выводу о невозможности меньшей восприимчивости людей к случайному подкреплению. Он провел параллель между поведением голубей и поведением людей, ссылаясь на высказывание апостола Павла о том, что благодать (позитивное подкрепление) не зависит от дел (благочестивое поведение).

Между тем, Скиннер не сводит все религиозное поведение человека к действию одного психологического механизма. Социальная сущность человека способствует тому, что подкрепления, исходящие от социальных норм, приобретают большую важность. Именно социум заинтересован в том, чтобы отдельные индивиды демонстрировали формы поведения, которые принято относить к религиозным: терпимость, нравственность, благожелательность, сострадательность, набожность. Религиозные верования и законы, полагал Скиннер, являются простым сводом правил, предназначенным для подкрепления социально полезного поведения и уменьшения поведения, мотивированного эгоистическими желаниями и поисками личной выгоды.

Вера, с точки зрения Скиннера, традиционно объясняет религиозное поведение верующих и позволяет стимулировать социально желательное поведение, не вызванное требованиями окружающей среды. С одной стороны, вера является побочным продуктом формирования определенных форм поведения в его отношении к предшествовавшим событиям, а с другой – позволяет с высокой долей вероятности ожидать того или иного характерного поведения в будущем. Бог, согласно Скиннеру, – это «прототип паттерна объяснительного вымысла чудотворящего разума», а человеческие состояния, внутренне переживаемые, как религиозные, просто маркеры для обозначения специфических форм поведения, одобренного определенной социальной средой. Как бездоказательный «метафизический концепт», «архетипический паттерн», «объяснительная фикция», Бог является бесполезной ментальной конструкцией для последовательного бихевиориста.

Официальные законы религиозных организаций призваны объяснять случайности подкрепления, на которых эти законы зиждутся, обстоятельствами, в которых осуществляется актуальное поведение верующих. Случайное подкрепление кодифицируется в религиозных ритуалах, заповедях, законах и традициях и, тем самым, маскирует свой случайный характер.

Религиозный контроль, как правило, более строгий, чем групповые практики, лежащие в его основе. Зачастую он не ограничивается простыми требованиями, необходимыми для поддержания атмосферы сотрудничества и благожелательности в религиозной общине, но требует выполнения строгих правил самоограничения – аскезы, безбрачия, различных форм воздержания, вплоть до мученичества. Выполнение столь жестких требований невозможно только средствами внешнего воздействия. Для этого в религиозных организациях проводится политика поощрения «самоконтроля», в основе которого лежит обусловленное неблагоприятное стимулирование (перспектива мытарств, адские муки, муки совести) и избегание стимулов, связанных с «грехом» (ограничения в общении, питании, эмоциональных проявлениях, выполнение духовных практик). Многие из этих принципов, с точки зрения Скиннера, являются весьма эффективными для устранения нежелательных форм поведения, но если контроль оказывается слишком жестким, возникает протестное поведение, выражаемое в критике ортодоксальной религии, отходе от нее и поиске более мягких альтернативных форм.

В работе «За пределами свободы и достоинства» (1971 г.), Скиннер рассматривал религию, как «социальную систему усиления», построенную на вербальных рычагах управления. В основе религии, согласно Скиннеру, лежит воображаемый контакт со сверхъестественным, и сообщаемые посредством этого контакта истины о необходимых и недозволенных формах поведения, которые в религиозном контексте выглядят, как «богоугодные» и «небогоугодные». Социальное управление поведением оперирует категориями «хорошо / плохо», государственное управление – категориями «законно / незаконно», и в этом смысле религия стоит в одном ряду с другими социальными институтами управления поведением. Понятия «ада» и «рая» – просто метафорически оформленные позитивный и негативный вербальные «усилители», обеспечивающие эффективность управления поведением. От других социальных «усилителей», выражающихся в экономических стимулах или воспитательных мерах воздействия, религиозные «усилители» отличаются своей умозрительностью, их исключительно «вербальной» нематериальной природой. Выражаясь иначе, можно сказать, что эффективность религии зависит от успешности речевого акта, поскольку проверить истинность религиозных истин можно только после смерти.

Религиозные институты, поскольку их власть построена на эффективности вербальных «усилителей», по мнению Скиннера, особенно заботятся об убедительности последних. На усиление убедительности направлены проповеди, в которых в различных вариациях рассматривается тема воздаяния за грехи и отсылка к другим сферам, оперирующим подобными вербальными «усилителями» – морали и государству. Для успешного религиозного управления, полагал Скиннер, нужно доказательство общения с горним миром и доказательство способности оказывать влияние на существующий порядок вещей. Не имеет значения, кто осуществляет религиозное управление – одно лицо (шаман, пророк) или группа лиц (жреческое сословие, церковная иерархия).

Тема религии выступает так же в романе «Уолден-2» – фантазии Скиннера на тему, каким могло бы быть построенное на принципах бихевиоризма общество счастливых людей. Главный герой романа – психолог-экспериментатор – создает общину, в которой возникает вопрос о необходимости религии в социальном устройстве идеального общества. Скиннер устами главного героя пытается убедить сограждан, что прогресс и религия в ее ортодоксальном виде – вещи несовместимые. Религия, построенная на подавлении человеческих инстинктов, делает общество неконкурентоспособным и нежизнеспособным. Здоровые проявления интеллекта, базовые потребности, инстинкты сублимируются и канализируются религией в ложные русла – выжить такое общество может только ценой отказа от конкуренции.

Удивительно то, что столь односторонний и узкий, далеко не бесспорный подход, к которому прибег Скиннер в своих научных поисках, принес неожиданно ценный, с практической точки зрения, результат. Теория оперантного научения оказалась чрезвычайно жизнеспособной по различным критериям: количество последователей, качество исследований и широта практической применимости. Прочную основу теории Скиннера, делающую ее неуязвимой для любого рода критики, составила тщательно задокументированная и подкрепленная строгими экспериментальными данными, широкая база лабораторных исследований. Принципы оперантного научения, которым преимущественно и занимался Скиннер, оказались весьма полезными при обучении навыкам общения (методики овладения желательными формами поведения и обучения самоконтролю), установлении контроля над непроизвольными функциями тела (методики, основанные на принципе биологической обратной связи), при лечении тревоги, гипертензии, мигрени, страхов. Эффективными оказались идеи Скиннера в области психофармакологии – для изучения влияния лекарственных препаратов на состояние психики и поведение человека, а также при обучении навыкам речи и общения аутичных детей.

Однако, идеи Скиннера относительно применения бихевиористских принципов для социального планирования поведения и осуществления масштабных социальных проектов, оказались не плодотворными. Эксперименты с организацией коммун, которые проводились на основании скиннеровских моделей в 70-гг. ХХ века[4] показали, что научное программирование образа жизни коммунаров быстро терпит фиаско под напором «свободной воли» отдельных личностей, не желающих подчиняться требованиям социальной среды.

 

 

Литература:

1. Skinner, B.F. About Behaviorism. New York: Alfred A. Knopf, 1974.

2. Skinner, B.F. Science and Human Behavior. New York: Macmillan, 1953.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.