Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ. Материалы для различения размеров (величины) и развития глазомера. Цилиндры-вкладыши



МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ

Материалы для различения размеров (величины) и развития глазомера

Цилиндры-вкладыши

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10139974989559640528&text=ткани+монтессори&path=wizard&parent-reqid=1587716566137889-121978639581562316700287-production-app-host-vla-web-yp-334&redircnt=1587716820.1

Материал: четыре деревянных блока натурального цвета, в каждом по 10 цилиндров-вкладышей. Сверху каждого цилиндра имеется небольшая кнопка, за которую его вынимают из блока. Блок А: цилиндры имеют одинаковый диаметр и меняются толь­ко по высоте от высокого к низкому, т.е. в одном измерении. Блок В: цилиндры имеют одинаковую высоту, диаметры их уменьшаются, следовательно, они изменяются в размерах от тол­стого к тонкому. При уменьшении диаметра одновременно убыва­ют ширина и глубина цилиндров, т.е. меняются два измерения. Блок С: цилиндры изменяются в трех измерениях от большого к маленькому. Высоты и диаметры одновременно убывают. Блок D: эта серия цилиндров является, в определенном смыс­ле, обратной к серии, находящейся в блоке С.

Цилиндры меняют­ся в трех измерениях от низкого толстого до высокого тонкого. Высоты увеличиваются, диаметры убывают. Порядок расстановки цилиндров на полке (вид сверху): A D В С.

Цели: прямая — визуальное различение размеров, нахожде­ние пар; создание сенсорной базы для последующего ознакомле­ния ребенка с понятиями «большой — маленький»; косвенная — развитие моторики, подготовка пальцев к письму, подготовка к изучению математики.

Презентация: 1. Учитель показывает ребенку, как носят блок. Одной рукой он обхватывает блок с левого торца, дру­гой — с правого и приподнимает его. Он говорит ребенку: «Вот так носят блок. Ты можешь взять его и поставить на стол». Ребенок переносит блок на стол. Блок ставят на стол так, чтобы он находился на некотором рас­стоянии от ближней к ребенку кромки стола, а самый толстый цилиндр находился слева.

2. Учитель четко показывает, как вынимают цилиндры из отверстий. Он обхватывает кнопку самого толстого цилиндра тремя пальцами пра­вой руки — большим, указательным и средним, — медленно вынимает его и ставит на стол перед ребенком напротив соответствующего от­верстия.

3. Учитель вынимает и ставит все цилиндры по очереди перед блоком, затем указательным пальцем проводит вдоль ряда цилиндров слева на­право, обращая внимание ребенка на изменение их размеров.

4. Учитель ставит перед ребенком самый толстый и самый тонкий цилиндры друг рядом с другом, демонстрируя контраст их размеров, затем возвращает цилиндры обратно в ряд.

5. Цилиндры перемешивают. Учитель берет любой цилиндр, внима­тельно рассматривает его, затем рассматривает отверстия и вставляет цилиндры в соответствующие отверстия. Так для каждого цилиндра под­бирают пару — подходящее отверстие. Примечание: все пары находят «на глаз», а не методом проб и ошибок. Последний способ гораздо проще и способствует главным образом раз­витию моторики.

6. Когда все цилиндры снова находятся в блоке, учитель предлагает ребенку выполнить упражнение самостоятельно. Примечание: можно привлечь ребенка к работе и раньше, попросив его помочь учителю.

7. По окончании работы блок возвращают на место.

Особый интерес: вынимать и снова вставлять цилиндры, держась за кнопку; поставить на стол тонкие и маленькие цилин­дры так, чтобы они не упали.

Контроль ошибок: механический: неподходящий цилиндр либо не входит в отверстие, либо «болтается» в нем.

Упражнения:

1. Повторение действий, показанных на пре­зентации, с каждым из блоков А, В, С, D в отдельности.

2. Градация (построение сериационного ряда): от толстого к тонкому. Цилиндры вынимают из блока, перемешивают, ищут самый толстый цилиндр и ставят его слева перед собой. Затем среди оставшихся цилиндров ишут самый толстый и ставят его перед собой, справа от первого, и т.д. В результате получается ряд цилиндров, убывающих по толщине. То же проделывают с цилин­драми из других блоков.

3. Градация: от тонкого к толстому. Цилиндры перемешивают, затем ставят в ряд, начиная с самого тонкого. То же самое проде­лывают с цилиндрами из других блоков.

4. Градация: от середины к концам ряда. Ряд цилиндров строит­ся, начиная с одного из промежуточных по величине цилиндров.

5. Цилиндры вынимают, перемешивают и вставляют обратно с завязанными глазами.

6. Работа с двумя—четырьмя блоками. Цилиндры вынимают, перемешивают и вставляют обратно в отверстия. При этом два блока ставят перед собой под прямым утлом друг к другу таким образом, чтобы вершина угла была направлена от работающего; из трех блоков выстраивают треугольник, из четырех — прямо­угольник.

7. Предыдущее упражнение выполняют с завязанными гла­зами.

8. Игра на расстоянии. Учитель отходит с блоком от стола или коврика, на котором вперемешку лежат вынутые цилиндры. Он указывает ребенку отверстие, к которому нужно подобрать ци­линдр.

Ребенок запоминает, идет к столу и приносит цилиндр. Если цилиндр подобран правильно, то он будет точно соответствовать отверстию.

9. Такую же игру можно организовать с группой детей. При этом интереснее использовать несколько блоков цилиндров. Роль учителя может по очереди играть каждый ребенок.

Расширение словарного запаса: каждый из блоков служит для последующего ознакомления детей с понятиями, свя­занными с размерами предметов. При введении этих понятий важно подчеркивать их относительность. Например, подчеркивая тот факт, что цилиндр высок не сам по себе, а по сравнению с другими цилиндрами, можно сначала взять самый низкий цилиндр и сказать: «Это — низкий». Далее — взять следующий, более высокий цилиндр и снова сказать: «Это — тоже низкий». Затем можно вынуть самый высокий цилиндр, срав­нить его с обоими низкими и сказать: «А это — высокий». Полез­но также вынуть следующий, более низкий цилиндр, сравнить его с первыми двумя низкими цилиндрами и сказать: «Это — тоже высокий». Если ребенку нужны дополнительные пояснения, сле­дует их дать.

Возраст: с 2-2,5 лет.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.