Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Международная политика и дипломатические связи»



ЛЕКЦИЯ

учебная дисциплина:

«Международная политика и дипломатические связи»

от 20.10.2020 г.

Тема

Политическое измерение международных экономических отношений

Вопросы:

1. Современное состояние мировой экономической системы и ее основные проблемы.

2. Мировой экономический порядок, его структура, механизм регулирования.

 

Вопрос 1.

Современная мировая экономическая система представляет собой взаимодействие глобальных хозяйствующих субъектов на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. Мировой экономике как системе присущи определенные свойства: целостность, структурность, иерархичность, динамизм, порядок и наличие общей цели. Международные экономические отношения – это многоуровневый комплекс экономических отношений, которые возникают между субъектами мировой экономики.

Целенаправленная хозяйственная деятельность в мировой экономике осуществляется субъектами, которые определяют состояние и развитие факторов производства, а также способы их соединения. Субъектами мировой экономики являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способные организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающие определенными международными правами и обязанностями. Основных субъектов мировой экономики обычно представляют по группам: государства и национальные экономики; транснациональные структуры (ТНК, ТНБ), международные экономические организации, международные интеграционные группы.

Основным показателем развития мировой экономики является валовой мировой продукт (ВМП) – это общий объем конечных товаров и услуг, произведенных на территории всех стран мира за определенный период времени. ВМП рассчитывается как сумма валовых внутренних продуктов стран мира или сумма валовых национальных продуктов.

Несмотря на многообразие хозяйствующих субъектов, участвующих в международных экономических отношениях, развитие мировой экономической системы определяют, прежде всего, с помощью различных рейтингов и классификаций стран. В политико-географическом отношении страна – это территория, имеющая определенные границы, пользующаяся государственным суверенитетом или находящаяся под властью другого государства (колония, подопечная территория). Классифицируя страны в мировой экономике, различные международные организации охватывают также и территории, т. е. те части стран, которые имеют особый экономический и/или политический статус (Гонконг, Макао, Тайвань). В этой связи часто международные организации говорят не о классификации стран, а о классификации экономик.

Наиболее известной является классификация стран по уровню социально‑экономического развития, применяемая Организацией Объединенных Наций (ООН). ООН классифицирует страны по следующим критериям:

— показатели уровня экономического развития (ВВП/ВНД на душу населения; отраслевая структура национальной экономики; производство основных видов продукции на душу населения; показатели качества жизни населения; показатели экономической эффективности);

— тип экономического роста (экстенсивный, интенсивный, наукоемкий);

— уровень и характер внешнеэкономических связей — определяется степенью открытости экономики;

— величина экономического потенциала страны.

Учитывая вышеперечисленные критерии, ООН делит страны на следующие группы: развитые страны, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой. Страны, которые организация относит к группе развитых:

– Европейский Союз - 28;

– США и Канада;

– Андорра, Исландия, Лихтенштейн, Монако, Норвегия, Сан-Марино, Швейцария;

– Австралия, Израиль, Новая Зеландия, Япония.

В ходе своего последнего обзора перечня наименее развитых стран Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций использовал для определения наименее развитых стран следующие три критерия, предложенные Комитетом по политике в области развития:

– критерий низкого уровня дохода, рассчитываемого как приблизительное среднее значение валового внутреннего продукта на душу населения за три года (менее 750 долл. США – для включения в перечень, свыше 900 долл. США – для исключения из перечня);

– критерий слабости людских ресурсов, рассчитываемый с использованием сложного расширенного индекса реального качества жизни на основе показателей: питания, здоровья, образования и грамотности взрослого населения;

– критерий экономической уязвимости, рассчитываемый с использованием сложного индекса экономической уязвимости на основе показателей: нестабильности сельскохозяйственного производства; нестабильности экспорта товаров и услуг; экономической значимости нетрадиционных видов деятельности (доля обрабатывающей промышленности и современных услуг в ВВП); концентрации товарного экспорта; негативного влияния узости экономической базы (измеряемой путем логарифмирования численности населения); и доли населения, перемещенного в результате стихийных бедствий.

Основные формы международных экономических отношений:

1. Международная торговля – обмен товарами и услугами между государствами. При этом в качестве покупателей и продавцов могут выступать отдельные лица, частные предприятия, государственные структуры. Ввозимые в страну товары образуют ее импорт, а вывозимые – экспорт. Сумма импорта и экспорта каждой страны составляет ее внешнеторговый оборот. Разница между совокупным экспортом и импортом называется сальдо торгового баланса. Оно может быть положительным и отрицательным. Степень включения страны во внешнеэкономические отношения характеризуется отношением стоимости экспорта к стоимости ВВП. Объем экспорта в расчете на душу населения характеризует степень открытости экономики данного государства.

2. Международный рынок капиталов – помещение за границей средств, приносящих их собственнику доход с большей нормой прибыли, чем в своей стране. Природа капитала интернациональна, он всегда устремляется туда, где ожидается большая прибыль. Примечательно, что в России главным мотивом является не максимизация прибыли, а сохранение имеющегося капитала. Капитал вывозится в двух основных формах: в виде инвестиций (предпринимательский) и в виде займов (ссудный).

3. Миграция трудовых ресурсов. Различают эмиграцию – выезд людей из страны и иммиграцию – въезд в данную страну. Международная миграция трудовых ресурсов широкое распространение получила в последнее десятилетие, хотя отмечалась уже во времена колонизации. Одной из причин перемещения трудоспособного населения из одной страны в другую является неравномерность процесса инвестирования в разных странах. В одних странах испытывается избыток в трудовых ресурсах, в других – недостаток. Прежде всего, мигрирует дешевая рабочая сила из развивающихся стран, где продолжается демографический взрыв.

4. Международная валютная система. Через валютные отношения осуществляются платежи и расчеты в мировой экономике. Эта система сложилась к концу XIX в., когда в большинстве развитых стран утвердился золотой стандарт, предусматривающий в международных расчетах обязательное использование золота определенного веса и чистоты, фиксированные валютные курсы.

С начала первой мировой войны эта система нарушилась и постепенно к 30-м гг. ХХ в. развитые страны отошли от золотого стандарта, а в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции было достигнуто соглашение о золотом долларовом стандарте и взаимной конвертируемости валют. В 1970-х гг. всеобщее распространение получили плавающие валютные курсы. Прямая связь с золотом оказалась утерянной, а само золото превратилось в обычный товар.

Вопрос 2.

С самого начала истории международных отношений человечеству было свойственно стремление к их сознательному регулированию, в основе которого лежит всеобщая потребность участников к безопасности и выживанию. С учетом вышеперечисленных тенденций российский ученый П. А. Цыганков отмечает: «Международный порядок - это такое устройство международных (прежде всего, межгосударственных) отношений, которое призвано обеспечить основные потребности государств и других институтов, создавать и поддерживать условия их существования, безопасности и развития».

Понятие «международный порядок», содержание которого традиционно связано с межгосударственными отношениям, несколько отличается от мирового порядка. С этой точки зрения международный порядок можно обозначить, или точнее, охарактеризовать как межгосударственный, который может существовать без наличия мирового порядка. Мировой порядок немыслим без создания эффективных процедур межгосударственного сотрудничества, предполагающих особый международный порядок, отвечающий основным целям всего человечества.

Понятие «мировой порядок» объемнее понятия «международный порядок», однако не следует уменьшать роль последнего. Международный межгосударственный порядок – важная составная часть мирового порядка, его ядро. С этой позиции можно утверждать, что разница между рассматриваемыми понятиями, заключается в том, что если международный порядок как более или менее оптимальное устройство международных отношений, отражающее возможности общественных условий, существовал практически на всех этапах истории межгосударственных отношений, то о мировом порядке этого сказать нельзя. Международный порядок – это схема, каркас, построенный прежде всего на отношениях между государствами, когда главными акторами на мировой арене выступают государства. Мировой порядок - это устройство регулирования единой глобальной системы, в которой возрастает роль новых субъектов - международных организаций, международных экономических объединений и транснациональных корпораций - и снижается роль суверенных государств.

Говоря о мировом порядке, нельзя не сказать о его важной составляющей – мировом экономическом порядке, однозначного и общепринятого определения которого также не существует. Термины «международный экономический порядок» и «мировой экономический порядок» будем рассматривать как составляющие международного и мирового порядка. Это подтверждается следующим утверждением Ф. Фукуямы, высказанным в книге «Доверие». «Хотя хозяйственная деятельность неразрывно связана с социальными и политическими процессами, существует ошибочная тенденция, поощряемая современной экономической мыслью, рассматривать экономику как самостоятельную сферу, управляемую своими законами и отделенную от остальной жизни социума... В любом современном обществе экономика представляет одну из наиболее базовых и постоянно меняющихся сфер человеческого общения».

На протяжении ХХ столетия произошли коренные изменения в международном экономическом порядке.

В 1914 г.  Англии, ведущей державе  мира, принадлежало  25% территории всей земли (33,8 млн. кв. км) и 26,6% (440 млн. человек) населения. На долю шести ведущих держав (Англия, Россия, Франция, Германия, США, Япония) приходился 61% территории и 58% жителей Земли. В начале XXI в. в этих шести странах проживало лишь 12,5% населения планеты (754,5 млн. чел.). Доля Великобритании в мировом ВВП за прошедшее столетие снизилась более чем в три раза – с 10,04 до 3,2 %.

Старый экономический порядок ассоциируется с гегемонией и экспансией США и развитых капиталистических стран на рынки и территории развивающихся стран. После окончания Второй мировой войны под старым экономическим порядком часто понимают сверхмонопольное положение единственной сверхдержавы США.

 

Распад колониальной системы, выход на мировую арену новых государств и выдвижение ими требований по преобразованию международных экономических отношений подразумевают длительный процесс формирования нового международного экономического порядка. Так, использование в требованиях развивающихся стран термина «порядок» означало, что отсутствовали правила, по которым осуществлялись бы мирохозяйственные связи между странами первого и третьего мира. Понятие «порядок» подчеркивало глубокое недовольство освободившихся стран произволом, царящим на мировом капиталистическом рынке. Старый экономический порядок – это искусственное торможение индустриального развития освободившихся стран, неравноправные условия торговли, углубление социально-экономического разрыва между странами первого и третьего мира и другие отношения, приводящие к получению ассиметричных выгод для участников международных экономических отношений.

Правовую основу МЭП (международного экономического порядка) составили следующие документы, принятые Генеральной Ассамблеей ООН: Декларация и Программа действий по установлению нового международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей государств. Проблема установления МЭП имела громкий резонанс в мировом сообществе, поэтому аббревиатура термина «международный экономический порядок» получила широкое и устойчивое распространение в научной литературе и практической деятельности государств.

Столетняя практика показывает, что для мирового хозяйства характерны две противоречивые черты.

Во-первых, мировой порядок сочетает в себе элементы устойчивости, т. е. собственно порядка, и переходности как накопления предпосылок для продвижения к более высоким формам организации международных отношений, соответствующим усложняющейся общественной жизни.

Во-вторых, мировое сообщество подвержено воздействию разрушительных кризисов, существенно нарушающих международные экономические отношения, приводящих к банкротству крупнейшие корпорации и банки и ставящих на грань выживания отдельные государства.

Несмотря на эту разнонаправленность, в силу стремления экономической системы к стабильности, порядку есть основания надеяться, что мировое сообщество найдет действенный механизм регулирования мирохозяйственных связей и выход из кризисной ситуации в мировой экономике.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.