Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Контрольные вопросы к теме. Упражнения и задачи



Контрольные вопросы к теме

1. Какой период охватывает немецкая классическая философия?

2. Какие мыслители представляют немецкую классическую философию?

3. Почему немецкая классическая философия изучается отдельной темой? В чем ее значение?

4. Почему философия И. Канта получила название критической?

5. Как И. Кант оценивает возможности человеческого разума?

6. В чем состоит этическое учение И. Канта?

7. В чем суть «Наукоучения» И. Фихте?

8. Какое философское направление олицетворяет учение И. Фихте?

9. Каковы основные идеи натурфилософии Ф. Шеллинга?

10. В чем состоит философия истории Ф. Шеллинга?

11. Какую философскую систему создал Г. Гегель?

12. Почему учение Г. Гегеля называется абсолютным идеализмом?

13. Как Г. Гегель понимает развитие истории?

14. Как называется философское учение Л. Фейербаха?

15. Каким образом Л. Фейербах хочет преобразовать общество?

16. Каково различие философских позиций Л. Фейербаха и К. Маркса?

17. В чем состоит преемственная связь учений Г. Гегеля и К. Маркса?

18. В чем заключается материалистическое понимание истории К. Марксом?

19. Какое место в учении К. Маркса занимает человек?

20. В чем суть марксовой концепции отчуждения труда?

Упражнения и задачи

1. Проанализируйте «три главных вопроса» И. Канта и проследите, каким образом из них вытекает сущность человека.

2. Дайте истолкование кантовского понятия «трансцензус» и объясните, почему он возможен только в умопостигаемом мире.

3. Растолкуйте, как в учении И. Канта об априорных формах чувственности выражается его субъективно-идеалистическая позиция. Объясните, в чем отличие данной теории от материалистического понимания пространства и времени.

4. Проследите, как И. Кант доказывает, что наука может опираться не на апостериорные, а на априорные суждения. Дайте оценку данного доказательства.

5. Продумайте диалектику кантовских антиномий. Почему диалектика для И. Канта является средством разоблачения иллюзий человеческого разума?

6. Сформулируйте ответ на вопрос И. Канта «Что я могу знать?». Согласны ли вы с точкой зрения философа?

7. Проанализируйте сущность «категорического императива» И. Канта. Что означает призыв относиться к человеку как к цели, но не как к средству?

8. Дайте ответ на вопрос И. Канта «Что я должен делать?» и дайте ему оценку.

9. Объясните, почему И. Кант считает несостоятельными пять доказательств бытия Бога, сконструированные Фомой Аквинским.

10. Проанализируйте «шестое доказательство» Бога, созданное И. Кантом, и разъясните, как в нем соотносятся мораль и религия.

11. Дайте истолкование следующего высказывания И. Канта: «Мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере».

12. Ответьте на вопрос И. Канта «На что я смею надеяться?» и выскажите по этому поводу собственное мнение.

13. Аккумулируйте свои знания о философии И. Канта, используя при этом его знаменитое высказывание о звездном небе и нравственном законе.

14. Покажите, в чем состоит преемственная связь философских позиций И. Канта и И. Фихте.

15. Разъясните, каким образом И. Фихте попытался преодолеть кантовский разрыв между объектом и субъектом.

16. Дайте анализ фихтеанскому понятию Я и объясните, почему человеческая история понимается как поиск идентичности Я.

17. Докажите, что субъективность получает у И. Фихте статус единой реальности.

18. Проанализируйте фихтеанское понятие свободы и свяжите с ним размышления философа о назначении человека.

19. Сформулируйте ответ на вопрос «В чем состоит заслуга И. Фихте как философа?»

20. Найдите и прокомментируйте общие черты в философских учениях И. Фихте и Ф. Шеллинга.

21. Объясните, почему философскую позицию Ф. Шеллинга можно охарактеризовать как трансцендентальный идеализм.

22. Проанализируйте «систему природы» Ф. Шеллинга и разъясните, что означает сравнение природы с «одиссеей».

23. Продумайте, как Ф. Шеллинг понимает «мировую душу» и почему он уподобляет ее «духу великана», который с изумлением взирает на себя в виде «карлика-человека».

24. Разъясните смысл высказывания Ф. Шеллинга о цели природы как осуществлении нравственного действия – порождения интеллигенции.

25. Дайте оценку утверждению Ф. Шеллинга об искусстве как наиболее законченном выражении сущности Я.

26. Объясните, как Ф. Шеллинг понимает свободу субъекта и почему эта свобода накладывает сама на себя ограничения.

27. Свяжите философию тождества Ф. Шеллинга с учением Г. Гегеля и покажите их преемственную связь.

28. Объясните, почему учение Г. Гегеля знаменует расцвет немецкой классической философии и одновременно – высший пик рационализма.

29. Подтвердите справедливость утверждения Г. Гегеля «Нет ни одного положения Гераклита, которое я не взял бы в свою диалектику».

30. Разъясните, какую особенность кантовской диалектики критикует Г. Гегель в следующем рассуждении: «Антиномии Канта ниспровергли господствующий в XVIII веке взгляд на противоположности. Но Кант не проник в познание истинного значения антиномий: что все действительное содержит в себе противоположные определения».

31. Дайте свою интерпретацию гегелевского положения «Понять предмет – значит осознать его понятие».

32. Покажите, каким образом философская система Г. Гегеля иллюстрирует его утверждение «Общее предшествует единичному и творит его».

33. Проанализируйте известное высказывание Г. Гегеля «Все действительное разумно, и все разумное действительно». Покажите, как здесь утверждается тождество мышления и бытия.

34. Дайте оценку гегелевскому учению о природе как «инобытии» Абсолютной идеи. Согласны ли Вы с тем, что природа сама по себе разумна и гармонична?

35. Разъясните, что Г. Гегель понимает под «философией духа». Прокомментируйте его утверждение о том, что исторический прогресс – это прогресс в осознании свободы.

36. Подумайте, почему именно философия является у Г. Гегеля вершиной развития Абсолютной идеи. Как Вы понимаете гегелевское утверждение «Философия – это очищенный синтез искусства и религии»?

37. Проанализируйте противоречие между консервативной системой Г. Гегеля и его диалектическим методом. Что означает гегелевская триада тезис – антитезис – синтез?

38. Ответьте на вопрос «В чем состоит историческая заслуга Г. Гегеля как мирового философа?»

39. Покажите, из чего исходит Л. Фейербах, утверждающий, что философия должна стать антропологией, то есть учением о человеке как природном существе.

40. Объясните, что имеет в виду Л. Фейербах, утверждая «Не было бы природы, никогда логика, эта непорочная дева, не произвела бы ее из себя».

41. Л. Фейербаху принадлежит следующее высказывание: «Если у тебя от голода или по бедности нет питательных веществ в теле, то и в голове твоей, и в мыслях, и в сердце не будет пищи для морали». Как Вы это понимаете и согласны ли Вы с этим высказыванием?

42. Разъясните, почему Л. Фейербах, будучи материалистом, возражал против трактовки своего учения как материалистического.

43. Прокомментируйте следующее определение Л. Фейербаха: «Бог есть то, чем человек хочет быть». Разделяете ли Вы такую точку зрения?

44. Подумайте, можно ли трактовать «философию любви» Л. Фейербаха как новую религию. Обоснуйте ответ.

45. Объясните, что означает отказ Л. Фейербаха от формулы «Я и не-Я» в пользу формулы «Я и Ты».

46. Дайте свою интерпретацию фейербаховского афоризма: «Наши пороки – это наши неудавшиеся добродетели». В чем философ видит перспективу избавления человека от пороков?

47. Разъясните, какой смысл Л. Фейербах вкладывает в понятие «разумный эгоизм». Считаете ли Вы разумный эгоизм эффективным принципом общественных взаимоотношений?

48. Покажите, в чем состоит преемственная связь философских учений Л. Фейербаха и К. Маркса.

49. К. Марксу принадлежат два разных высказывания о социальной роли человека: 1) «Сущность человека – это совокупность общественных отношений». 2) «История есть не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека». Докажите, что эти высказывания не противоречат друг другу.

50. Растолкуйте, в чем состоит формационный методологический подход К. Маркса к изучению общества.

51. Разъясните суть выведенного К. Марксом закона соответствия уровня производительных сил характеру производственных отношений. Считаете ли Вы данный закон неизменно действующим в истории общества?

52. Покажите, как К. Маркс обосновывает концепцию насилия. Согласны ли Вы с тем, что насилие является необходимой принадлежностью жизни и средством разрешения общественных противоречий?

53. Растолкуйте суть определения, данного К. Марксом: «Революции – это локомотивы истории». Дайте собственную оценку данному определению.

54. Проанализируйте революционно-коммунистическую теорию К. Маркса и ответьте на вопрос «Можно ли ставить в вину К. Марксу неудачу мирового опыта строительства социализма?»

55. Объясните, какое содержание вкладывает К. Маркс в определение капитала как мертвого труда, который, как вампир, всасывает живой труд и живет тем полнее, чем больше живого труда поглощает.

56. Объясните известный постулат К. Маркса «Базис определяет надстройку». Означает ли это, что надстройки пассивна и второстепенна?

57. Разъясните, в чем состоит суть «игротворческой стадии свободы», знаменующей преодоление отчуждения труда. Как Вы считаете, возможно ли в будущем превращение труда в свободную игру творческих сил человека?

58. Продумайте идею Г. Гегеля и К. Маркса о возможности гармоничного слияния природы и человека. Как Вы понимаете мысль о том, что в будущем вся природа станет «продолжением» органического тела человека?

59. Объясните, чем обусловлен отказ неомарксистов от радикально-революционных идей К. Маркса. Связано ли это с крушением веры в коммунизм?

60. Дайте оценку марксизму с позиций за и против.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.