Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дисциплина: ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи



 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОМСОМОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Дисциплина: ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Группа: З ТЭЭО-18

Дата: 11.10.2020г.

Преподаватель: Манохина Л.Г.

Тема: Фонетика как учение о звуковой стороне речи.

Цель:

- понять предмет фонетики, ее связь с фонологией, другими науками;

- изучить устройство и работу речевого аппарата.

Ход занятия

Фонетика (от греч. phone — „звук'1) —раздел языкознания, в котором изучается звуковая сторона языка. В соответствии со структурой звуковой стороны фонетика изучает звуки, различные типы ударения и интонацию. Рассматриваются материальная и лингвистическая природа этих явлений, их взаимодействие н взаимозависимость в потоке речи. Древнейшей, самой разработанной п безусловно основной частью фонетики является учение о звуках. Фонетика анализирует сложную природу звуков, законы их сочетания и изменения, создаёт разветвлённую классификацию звуков. Роль звуковой стороны языка в процессе коммуникации, т. е, функциональный аспект звучания, также входит в предмет фонетики.

Звуковая сторона языка — очень сложное явление, и в связи с этим к ней можно подходить с различных точек Зрения.

Звуковая сторона конкретного языка изучается частной фонетикой (например, фонетика русского, французского, польского, турецкого [и т. д. языков). Наряду с частными фонетиками существует общая фонетика. Она рассматривает общие вопросы, связанные со звуковой стороной языка: природу (физическую и лингвистическую) звуковых явлений, общие условия образования звуков речи, закономерности сочетания и изменения звуков, членение речевого потока. Общая и частная фонетика теснейшим образом связаны н предполагают друг друга. Общая фонетика основывается на фактах многих языков. Например, в „Общей фонетике"  используются факты русского, немецкого, английского, французского, итальянского, испанского, грузинского, нивхского, белуджского, эвенкского, курдского, хантыйского, эскимосского, якутского и многих других языков.

Частная фонетика может рассматривать факты какого-то языка статически, вне их развития, и может прослеживать развитие каких-то явлений на протяжении более или менее длительного периода времени. В первом случае мы имеем дело с описательной фонетнком, во втором случае — с исторической. Описательная фонетика изучает звуковые явления какого-то определённого периода жизни языка. Чаще всего объектом описания служит современное состояние языка. В этом случае можно говорить о фонетике современного русского (или английского, или китайского, или шведского и т. д.) языка. Историческая фонетика, наоборот, исследует изменения в звуковой стороне языка и делает возможным объяснение фонетических особенностей современного состояния языка историческими причинами. Для более глубокого объяснения фактов истории языка нередко бывает необходимо обратиться к материалу других, родственных языков. В этом случае фонетическое исследование становится уже сравнительным, так как сравниваются факты разных языков. Сравнительная фонетика всегда была связана с исторической - Она основывается на сравнительно - историческом методе, возникшем в языкознании в начале XIX в.

В зависимости от задач исследования различают фонетику:

- частную и общую;

- описательную и историческую;

- сопоставительная;

- экспериментальная;

- социофонетика.

Частная фонетика занимается изучением звуковой системы конкретного языка, общая фонетика изучает общие закономерности.

Описательная фонетика изучает фонетическую систему языка в определённый период её развития.

Историческая фонетика изучает изменения, происходившие в звуковой системе языка на протяжении всей её истории.  

 Сопоставительная фонетика изучает фонетический строй нескольких языков.

Социофонетика изучает особенности произношения отдельных групп населения.

 Экспериментальная фонетика изучает язык с помощью экспериментов. Она строится на широком использовании специальной звукозаписывающей аппаратуры. Но здесь правильнее было бы говорить не о фонетике, а лишь об экспериментальном методе в фонетике (методы палатограмм, магнитофонной записи, рентгеноскопии, спектроскопии, осциллографии и т.п.).

 В последние годы удалось разработать специальную методику синтеза речи, с помощью которой создаются речеподобные звуки искусственным путем, без участия человека. Таким образом, предметом фонетики следует признать звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях, а также связь между звуковой стороной языка и письмом.

 

Домашнее задание на 13.10.2020г.:

1. Ознакомиться с материалом лекции.

2. Подготовить сообщение в формате Ворд «Гласные и согласные звуки, их классификация».

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.