Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Инструменты и материалы



Инструменты и материалы

Для выполнения вышивки необходимо приготовить ткань и нитки, набор игл, пяльцы, ножницы. Различный вид вышивки требует и различного материала: ниток матовых или блестящих, шелковых, крученых или мягких. Все зависит и от материала, и от узора, и от жанра вышивки. Ну и наконец,чтобы вышить чудесную картину крестиком, вам, конечно же, понадобятся терпение и усидчивость.

Иглы

Для вышивания используют специальные иглы, они подразделяются на острые и тупы, односторонние и двусторонние, так же имеют различия по толщине.
Острые иглы используются для вышивания по плотной ткани.
Тупые иглы используются в вышивке крестом и в других видах вышивки, где ткань имеет специальную разряженную структуру. Затупленный конец иглы позволяет более точно попадать в нужные места без риска расщепить ткань или уже готовый крестик.
Все иглы имеют большое ушко для удобного вдевания двух и более нитей.
Двусторонние иглы удобно использовать, когда для работы Вы используете раму, которую не нужно поддерживать руками. В этом случае одна рука у Вас находится под вышивкой, другая над ней, иглу не приходится переворачивать, а руку не приходится переносить с одной лицевой стороны на изнанку. Это существенно экономит время и облегчает труд.
Также иглы различаются и по размерам, каждый из которых лучше всего подходит к канве с определенной плотностью плетения.
Игла должна свободно проходить через ткань, не оставляя за собой видимых дырок.

Пяльцы

Во время работы ткань должна быть хорошо натянута, что делает вышивание более легким и быстрым, а работу более ровной и аккуратной. Для этого следует использовать специальные пяльца для вышивания.
Самые простые и распространенные -это круглые пластмассовые пяльцы с пластмассовым винтом, выпускаются различных размеров. Их использование довольно простое: на меньший обруч кладут ткань, слегка натягивают, сверху кладут второй обруч с винтом и слегка затягивают винт, затем снова натягивают ткань и затягивают винт окончательно. В процессе вышивания натяжение ткани слегка ослабевает, поэтому нужно периодически ее подтягивать. Если рисунок не помещается в пяльцы целиком, то их перемещают во время работы.

Мулине

Наиболее часто в работах применяются два вида ниток для вышивания – мулине и шерсть.
Первые изготавливаются из 100% хлопка.
Мулине – это прочные и яркие нити, современные методы окрашивания позволяют добиться невероятного богатства оттенков, благодаря чему при вышивании может использоваться с десяток тонов одного цвета.
Работы получаются более реалистичными, а переходы цвета – более плавными и незаметными.
Иногда в хлопковую нить добавляют вискозу – с таким мулине сложнее работать, оно сильнее скользит, но зато отличается ярким блеском, что очень выгодно смотрится в комбинации с обычным мулине.
Еще разновидности – металлизированная нить для вышивания, нить, светящаяся в темноте, и неоднородно окрашенная нить. Ниточки первого и второго типа при работе принято комбинировать для удобства с простым мулине подходящего оттенка.
Неоднородно окрашенная нить может быть как различных цветов, так и передавать оттенки одного цвета. Эти виды нитей позволяют добавить работе выразительности, сочетаясь с обычным мулине.

Другие нитки для вышивания, шерстяные, не так блестящи, как мулине, и в работе более капризны.
Но картины, вышитые шерстью, получаются более контрастными и яркими, шерсть незаменима при вышивке подушек.
Главное, что нужно помнить при работе с такой нитью – она должна быть не очень длинной, иначе шерсть будет перетираться.

Ткань

Вышивать можно на любой ткани, но некоторые виды вышивки лучше выполнять по ткани с четко различимым переплетением.

К примеру, для счетной вышивки всегда берут ткань с одинаковым количеством нитей по высоте и ширине, например полотно. Или используют специальную ткань - канву. Она может быть совершенно различной. Так называют любую основу, служащую для формирования узора, либо уже несущая его на себе. Под это определение может попасть даже обыкновенная ткань, если на нее планируется вышивка рисунком.

Канва — это сетчатая хлопковая, льняная или смешанная по составу ткань, а также основы из других материалов. Вышивка по канве возможна в любой технике, будь то счётный крест, несчётный крест, гладь, гобеленовый шов, ковровая техника, для изготовления подушек, ковров, вышитых картин, сумочек, шкатулок и много другого.
Канва бывает нескольких видов: равномерного и неравномерного переплетения, пластиковая канва, накладная канва для вышивки по одежде, страмин.
Наиболее удобна для вышивки счетным крестом канва Aida, состоящая из 100% хлопка. Её полотно представляет собой основу из жёстко переплетённых нитей 4×4, образующих чёткие квадраты. Крестики на такой ткани без особых усилий получаются ровными и красивыми.
Канва Аида бывает с разным числом переплетения нитей. Аида с 8 и 11 нитями в дюйме (это 32 и 43 клетки на 10 см соответственно) удобна для детей и начинающих вышивальщиц, так как квадраты у нее крупные и считать их легко.

  • Канва Аида 14 -это канва с 14 нитями в дюйме (55 клеток на 10 см) считается одной и самых популярных и удобных тканей для вышивки крестом.
  • Канва Аида 16 и 18 -соответственно с 16 и 18 нитями в дюйме (63 и 70 клеток на 10 см соответственно) позволяет более четкую передачу деталей, но требует повышенного внимания и аккуратности.
  • Канва Аида 20 – это канва с 20 нитями в дюйме (79 клеток на 10 см) подходит для мелких работ, выполняемых гобеленовым стежком.

Канва равномерного переплетения не имеет чётко обозначенных квадратов для стежков, поэтому вышивать по ней труднее. Однако вышивка на такой канве смотрится лучше, так как свободная от вышивки часть канвы остаётся однородным полотном без дырочек и ячеек. Вышивают на такой канве через 2 нити, отсчитывая их по горизонтали и вертикали.
Канва неравномерного переплетения состоит из льна или смесей льна с другими материалами. Нити такой канвы неравномерной толщины, что отличает их от канвы равномерного переплетения.
Пластиковая канва применяется для вышивки и изготовления различных изделий, которые должны очень хорошо держать форму (уголки на компьютер, ёлочные игрушки, шкатулки и др.).

Накладная канва используется для вышивки на ткани, не имеющей постоянного числа нитей на единицу длины, либо слишком мелкого переплетения для счёта. Её используют для вышивания на одежде, постельном белье, сумках и прочих предметах. Такая канва подразделяется по способу удаления после окончания работы на водорастворимую и удаляемую, то есть выдёргиваемую.

Страмин обычно используют для вышивания подушек и ковриков счётным крестом, в гобеленовой технике или в ковровой технике. Немецкая фирма Zweigart & Sawitzki выпускает особо жёсткий хлопчатобумажный страмин Magic Canvas (англ. волшебная канва). Его жёсткость (нити не распушиваются даже на линиях обрезка) и яркие цвета позволяют применять его для небольших сувениров с частичной вышивкой: ёлочных игрушек, чехлов для очков и мобильных телефонов, декоративных элементов.

Вышивка на Руси

В эпоху Киевской Руси особо роскошной была церковная вышивка. Особенностью нашей отечественной вышивки, отличающей её от западной, было использование жемчуга. Одеяния священнослужителей, иконы, обложки религиозных книг – всё украшалось вышивкой золотом и жемчугом.

Декорировали вышивкой и одежду. В зависимости от благосостояния семьи это могла быть скромная народная вышивка – или роскошные золотые и серебряные узоры на дворянских костюмах. Начиная с эпохи Петра I, вышивка перекинулась на мелкие предметы туалета и аксессуары, были заимствованы западные техники и мотивы. Российский императорский двор невозможно представить себе без этого декора!

Вышивка в России имеет богатую историю. В толковом словаре Ожегова вышивка обозначается как «вышитый узор на ткани». Словарь Сергея Ивановича Ожегова вышел в свет в пятидесятые годы 20 столетия и в то время под вышивкой понимали только одно направление народно-прикладного искусства. Промышленной вышивки в тот период практически не было, не было также учебных заведений, которые массово готовили бы специалистов по специальности вышивка.

На территории России археологи обнаружили фрагменты вышитой золотыми нитями одежды, относящиеся к 9-12вв. В языческие времена вышивкой украшали одежду, полотенца, простыни, скатерти, покрывала.

Обычно в вышивке воссоздавались сцены бытовой жизни. Часто вышивкой украшали куски ткани, которые свешивались с кровати. С распространением христианства на Руси менялись мотивы вышитых работ. Особенное распространение получила вышивка крестом, ведь крест рассматривался как оберег. Кроме того, вышивкой на кусках ткани (Рушники) украшали окна, иконы, зеркала.

При рождении ребенка, на церемонии погребения человека, на свадьбе, на масленице рушники были символами оберега. Считалось, что самыми сильными свойствами оберега наделялось изделие, которое вышивалось за один день с раннего утра до вечера. Такой рушник считался безупречно чистым, так так злые силы ночи не могли внедриться в него.

До 17 века на Руси вышивкой занимались монахини и представительницы знати. Материалами для вышивки служили драгоценные камни, золотые и серебряные нити, сама вышивка производилась на бархате и шелке. Одежду влиятельных и знатных людей вышивали золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами.

К старинной русской вышивке относят полукрест, крест, счетная гладь, наборы, белая мелкая строчка. Белая и цветная гладь, крестецкая строчка, цветная перевить, тамбурный шов появились позже.

С 17 века вышивка уже не является занятием для избранных. Вышивкой начинают заниматься девочки из крестьянских семей, готовя себе приданое к свадьбе. Вышивали одежду, одеяла, скатерти, полотенца. Накануне свадьбы вышитые изделия выставлялись на всеобщее обозрение. Конечно, крестьянки использовали не дорогие материалы.

Девушки добивались красоты изделий за счет техники исполнения вышивки, узоров и цвета. По количеству и качеству вышитых вещей родственники жениха могли оценить трудолюбие девушки.

В 18-19 вв. вышивкой занимались в семьях помещиков, ремесленников, купцов и конечно, в крестьянских семьях. Вышивка 18 века подразделялась на народную и городскую. Главный узор народных вышивок крестом – изображение животных, птиц и орнамент. Вышивка крестом на рубахах выполняла роль оберега. Чаще всего крестом вышивали на вороте, рукавах и подолах. Народная вышивка была прочно связана с традициями и обрядами, городская вышивка, наоборот, была подвластна веяниям западной моды. В 18-19 вв. искусство вышивки золотом достигло пика своего расцвета.

Золотым нитями, перламутром, искусственным жемчугом расшивались головные уборы (повязки, кокошники, платки). Такие расшитые головные уборы служили дополнением к народным костюмам, сшитым из переливающихся парчовых тканей. Искусство шитья и вышивки часто передавалось по наследству. Рукодельные мастерицы славились за пределами своей деревни и получали заказы из других мест.

Вышивка 20 века характеризуется использованием бисера, искусственных камней. Бисером вышивали и тонкие ткани, такие как гипюр, и более толстые (лен). Первое упоминание о бисере связано с Египтом.

Слово бисер происходит от арабского «бусра» (фальшивый жемчуг). По одной из версий, родиной стекла был Египет. В стекло добавляли медь, кобальт и марганец для получения стекла разных цветов. Из разноцветного стекла и делали бисер. На Руси тоже существовали мастерские, в которых изготавляли стекло. В подмосковном селе Измайлово был построен стеклянный завод, на который в 1676 году из Италии прибыли стеклодувы. Завод проработал до 1706 года.

Вышивка является одним из древнейших и наиболее распространенных видов народного искусства, в котором изображение выполняется с помощью иглы или специального крюка различными нитками на тканях, трикотаже, коже, войлоке и других материалах.

Вышивка - это искусство украшения ткани стежками, которые обогащают ее поверхность и подчеркивают красоту. В течение веков вышивальщицы экспериментировали с подходящими материалами, развивая и совершенствуя свое искусство, черпая вдохновение в окружающем их мире, в искусстве, в орнаментах других времен и культур. Художественную вышивку использовали для многих целей: чтобы увековечить память о событиях частной или общественной жизни, для выражения разного рода политических или духовных идей, чтобы продемонстрировать статус, рассказать какую-либо историю или восславить красоту мира природы. Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. Разные виды вышивок от простых крестиков до изысканного золотого шитья накапливались с течением времени. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение.      Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами. Сохранив основные, издавна известные нашему народу приемы, узоры и орнаменты, вышивание очень обогатилось новыми техниками за счет появления новых материалов и технологий, что самым лучшим образом отразилось на многообразии и сложности рисунков и схем для вышивки, а также большим разнообразием современных тематик и стилей. Традиционная народная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.

Уникальные вышитые изделия часто экспонируются в выставочных залах, музеях и являются ярким доказательством творческого потенциала народа. Ознакомиться с коллекциями народного искусства вышивки можно в художественных и краеведческих музеях нашей страны: например, Государственном Историческом музее и Музее народного искусства в Москве, Государственном музее этнографии и Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Историко-художественном музее-заповеднике Сергиева Посада и других. Сравнивая современную вышивку со старинными образцами, видно постоянное развитие и совершенствование этого вида народного искусства.

Как уже говорилось ранее, вышивка насчитывает не одно столетие в истории прикладного искусства России. Продолжая исторически сложившиеся виды традиционного мастерства, вышивка развивается в русских и национальных регионах России. Устойчивость этого промысла на протяжении веков, многообразие видов и техник вышивки, живой интерес к этому виду творчества современной культуры и искусства делают его особенным художественным явлением и доказывают его жизнеспособность.

Ручная вышивка производится на пяльцах (прямоугольных с подставкой или круглых). Для вышивания используют иглы, ножницы, проколки, наперсток, крючок и шило, а для шитья металлическими нитками - еще специальную катушку (витейку), на которую навивается металлическая нитка во избежание ее потемнения. Ручная вышивка выполняется разнообразными приемами - швами, которые делятся на две основные группы: 1) сквозные (ажурные) - строчка, при которой видоизменяется структура ткани; 2) собственно вышивка по целой ткани, без нарушения ее строения.

Перед началом вышивания следует вымыть руки с мылом, чтобы вышиваемое изделие не пачкалось. С этой же целью на колени нужно положить белую ткань, а при длительном выполнении вышивания рекомендуется хранить изделие в куске белой ткани.

Вышивая, сидеть надо прямо, прислонившись к спинке стула. Под ноги ставят небольшую скамеечку. Вышивать лучше в дневное время, а вечером можно работать при свете настольной лампы, направляя его на вышивку с левой стороны. Комната должна быть проветрена. Через каждые 40—50 минут работы необходимо делать перерыв на 5—10 мин, чтобы не утомляться.

На занятиях при работе с утюгом, ножницами, иголками должны соблюдать правила безопасности труда.

При работе с ножницами, иголками и булавками:

1. Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы.

2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол. При падении они могут поранить тебя или твоего товарища. Кроме того, при падении у ножниц портятся лезвия.

3. Передавать ножницы кольцами вперед и сомкнув их лезвия.

4. Не класть ножницы возле движущихся частей машины.

5. Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.

6. Не шить ржавой иголкой. Она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней ржавчину и, кроме того, может сломаться.

7. Во время работы не вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или другие предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

8. Не перекусывать нитку зубами - можно испортить эмаль и поранить губы.

9. Иголки хранить в игольнице или подушечке. Булавки - в коробочке с крышкой.

10. Кусочки сломанной иглы не бросать, а собрать и сдать руководителю.

При работе на швейной машине:

1. Перед работой убрать с платформы машины посторонние предметы.

2. Не садиться за машину с распущенными волосами: они могут попасть во вращающиеся детали или под ремень. Волосы заправить под косынку или заколоть.

3. Не наклоняться низко к движущимся частям машины.

4. Не класть ножницы и другие острые предметы возле вращающегося ремня.

5. Не держать пальцы рук вблизи движущейся иглы. Придерживать ткань, пяльцы на расстоянии, обеспечивающем безопасность рук.

6. Перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или иголок в швах изделия. Уплотненные места прошивать на пониженных оборотах (чтобы не сломать иглу).

7. Не отвлекаться от работы во время работы машины.

8. При установке иглы и шпульного колпачка снимать ноги с педали.

Во время работы на швейной машине надо следить за положением корпуса. Туловище должно быть слегка наклонено вперед и находиться от края стола на расстоянии 10 - 15 см.

9. Неправильное положение корпуса ведет к быстрой утомляемости, сутулости, искривлению позвоночника. Расстояние от глаз до выполняемой работы должно быть 30 - 35 см.

При работе с электрическим утюгом:

1. Утюг ставить на специальную керамическую, асбестовую или металлическую подставку с асбестовой прокладкой.

2. Не ставить утюг на подставку без ограничителя. Он может упасть на ноги.

3. Не отвлекаться во время утюжки, не оставлять утюг включенным в сеть без присмотра.

4. Не работать с утюгом, у которого оголены провода.

5. Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур; чтобы шнур во время работы не перекручивался: это приводит к излому шнура и короткому замыканию.

6. После пользования утюгом выключить его из электросети. При этом надо браться за вилку, а не за шнур.

7. Следить за исправностью электрического утюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его от электросети и сообщить руководителю.

8. После окончания работы дать утюгу полностью охладиться, затем шнур намотать на ручку. Хранить утюг в вертикальном положении.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Техника безопасности при работе с ножницами, иголками и булавками.

2.  Техника безопасности при работе с электрическим утюгом.

3. Оснащение рабочего места вышивальщицы.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.