Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Плат узорный.



6. Плат узорный.

 

А ты все та же – лес да поле,

Да плат узорный до бровей...

 

Эти строки поэт Александр Блок посвятил России. Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейств. Издавна, по народной традиции, платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты.

А почему их называют набивными? Искусство набойки, давно известное на Руси, стало особо популярным способом украшения ткани в XIX веке. Рисунок наносится на ткань при помощи специальных деревянных печатных досок с вырезанным рельефным узором. Такие печатные доски называются «манеры», или «цветки». Иногда узор не вырезали, а в доску вбивали металлические пластинки, проволочки, гвоздики. И на каждый цвет будущего рисунка на платке должна быть своя печатная доска. Для сложного красочного рисунка может потребоваться не один десяток «цветок»!

Приложит мастер доску на ткань в нужном месте, да еще постучит, побьет, чтобы краска на ткани с печатной доски лучше отпечаталась. Вот так и возникло название «набойка», «набивная ткань». Сложное, трудоемкое, но интересное это дело — ручная набойка. Делают ее лишь настоящие мастера. Сегодня «разрисовывать» платки помогают специальные печатные машины. Но в Павловском Посаде всегда бережно хранили традиции народного промысла.

 

7. Дымковская игрушка

 

Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города. Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья -праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными. В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какой из перечисленных промыслов самый древний?

2. На какой росписи не встретишь синего цвета?

3. Почему посуда из Гжели белая?

4. Какое изделие изготовляют из металла?

5. Как расписывают Павловские платки?

6. Какой фон чаще встречается на палехских шкатулках?

7. Какой город Родиной Дымковской игрушки?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.