Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Изучение новой темы. Имажинизм - литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора. Имажинистом на ранней поре был Серг



3. Изучение новой темы

 

 

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком". В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили.

В стремительно движущемся времени начала XX века, отвергая и сменяя друг друга, складываются литературные течения, заявляют о себе новые писатели, продолжающие богатейшие традиции русской литературы.

Имажинизм - литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора. Имажинистом на ранней поре был Сергей Есенин.

Символизм - одно из крупнейших направлений в искусстве. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души - полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Символисты в России - Валерий Брюсов, Александр Блок, Андрей Белый, Константин Бальмонти мн. др.

Акмеизм - литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России. Утвердился в теоретических работах и художественной практике Н. С. Гумилёва, С. М. Городецкого, О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой и др.

Футуризм - направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим, отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм. (Маяковский)

После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры.

Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину. Она называлась социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М. Горький.

Одной из главных задач советского искусства стало создание образа положительного героя, активного преобразователя жизни, беззаветно преданного партии и государству, на которого должны были равняться все советские люди, особенно молодежь. Отличительной чертой искусства стал социальный оптимизм. Им пронизаны романы М. Шолохова.

Важнейшей особенностью советской культуры стал жесткий контроль над ней со стороны партии и государства.

 

Начнем мы с вами знакомство с литературой 20 века с выдающегося писателя, который к сожалению эмигрировал из России в период советской власти, с Ивана Алексеевича Бунина. Для начала несколько слов о его творчестве и биографии. (слайд-презентация)

 

Классик русской литературы, почетный академик по разряду изящной словесности, первый из русских писателей Нобелевский лауреат, поэт, прозаик переводчик, публицист, литературный критик Иван Алексеевич Бунин уже давно завоевал всемирную славу. Писатель всю жизнь шел своим путем, он не принадлежал ни к одной литературной группировке, тем более политической партии. Он стоит особняком, уникальной творческой личностью в истории русской литературы конца ХIХ - ХХ века.

 

Жизнь И. А. Бунина богата и трагична, интересна и многогранна. Бунин родился 10 октября (ст. ст.) 1870 года в Воронеже, куда его родители переехали для обучения его старших братьев. Иван Алексеевич происходил из древнего дворянского рода, который берет свое начало с ХV века. Из рода Буниных вышли такие представители русской культуры и науки, как знаменитый поэт, переводчик Василий Андреевич Жуковский, поэтесса Анна Петровна Бунина, выдающийся географ - путешественник Петр Петрович Семенов - Тян-Шанский.

Интересно и само происхождение Ивана Алексеевича. И мать и отец писателя происходят из рода Буниных. Отец - Алексей Николаевич Бунин женился на Людмиле Александровне Чубаровой, которая ему приходилась племянницей. И. Бунин очень гордился своим древним родом и всегда писал о своем происхождении в каждой автобиографии. Детство Вани Бунина прошло в глуши, в одном из не больших родовых поместий (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Первоначальные знания Бунин получил от домашнего учителя, "студента Московского университета, некоего Н. О. Ромашкова, человека... очень талантливого - и в живописи, и в музыке, и в литературе.

Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, "с одним крестом на груди", он начинает добывать хлеб литературным трудом.

 

В свои 19 он производил впечатление зрелого человека, в 20 становится автором первой, вышедшей в Орле, книги. Стихи сборника во многом были, правда, еще несовершенны, признания и известности молодому поэту не принесли. Но здесь обозначилась одна вызывающая к себе интерес тема - тема природы. Ей останется верен Бунин и в последующие годы, хотя всё органичнее в его поэзию начнет входить философская и любовная лирика.

 

Бунин вырабатывает свой собственный стиль в русле прочных классических традиций. Он становится признанным поэтом, достигнув мастерства прежде всего в пейзажной лирике, потому что его поэзия имеет прочную основу - "усадебную, полевую и лесную флору Орловщины", родной поэту среднерусской полосы.

 

Одновременно со стихами Бунин писал и рассказы. Он знал и любил русскую деревню. К крестьянскому труду он проникся уважением с детства и даже впитал "на редкость заманчивое желание быть мужиком". Закономерно, что деревенская тема становится обычной в его ранней прозе.

 

И в прозе Бунин продолжал традиции русской классики. В его прозе - реалистические образы, типы людей, взятых из жизни. Он не стремится к внешней занимательности или событийно развивающимся сюжетам. В его рассказах - лирически окрашенные картины, бытовые зарисовки, музыкальность интонаций. Ясно ощущается, что это проза поэта.

 

Популярность прозы Бунина началась с 1900 года, после публикации рассказа "Антоновские яблоки", созданного на самом близком писателю материале деревенской жизни. Читатель как бы всеми чувствами воспринимает раннюю осень, время сбора антоновских яблок. Запах антоновки и другие привычные автору с детства признаки сельской жизни означают торжество жизни, радости, красоты. Исчезновение этого запаха из дорогих его сердцу дворянских поместий символизирует неотвратимое их разорение, угасание.

За Буниным в дореволюционной критике закрепляется характеристика "певца оскудения и запустения дворянских гнезд", усадебной печали, осеннего увядания.

 

 

Итак, ребята, мы очень кратко познакомились с творчеством Ивана Бунина, а сейчас самое время перейти к лирике, с которой мы планировали заниматься сегодня. Все прочли стихотворения, которые вам давали на дом?

И какие стихотворения поэта вы еще прочитали?

 

 

Молодцы.

Поэзия И.А. Бунина — поистине "высокий трепет приобщенья к духовной жизни, к красоте”. Создания истинного таланта не стареют. Лирика Бунина заставляет трепетать лучшие струны сердца. Какой образ возникает перед глазами, когда задумываешься о его поэзии?

 

На фоне русского модернизма начала ХХ века поэзия Бунина выделяется как хорошее старое. Она продолжает вечную пушкинскую традицию и в своих чистых и строгих очертаниях дает образец благородства и простоты.

Поэтизируя факты, поэт не боится старых, но не стареющих ценностей мира, не стесняется петь то, на чем останавливались уже многие взоры, что воспевали уже многие чужие уста.

Весна, ручей, восход, полдень, настойчивые песни соловьев, голуби, звезды его любимые, февраль, апрель, «золотой иконостас заката» — все это продолжает его вдохновлять.

Все это, казалось бы, исчерпанное его предшественниками на разных концах земли, дожидалось его, существует и для него, свежее и светлое, не ослабленное в своей первозданной чистоте.

Узнаваем стиль Бунина. Он рисует факты, а из них уже сама, органически, рождается красота. И можно ее назвать белой, потому что это — его любимый цвет; эпитеты «белый, серебряный, серебристый» часто слышатся на его светлых страницах.

Не только на окне его, «серебряном от инея, точно хризантемы расцвели», но и вообще его типичные стихотворения словно подернуты инеем.

Они иногда вызывают представление как раз о тех пленительных узорах, которые выводит на стекле наш русский пейзажист-мороз, и они звенят иногда, как хрустальные подвески той люстры, о которой не раз поминает Бунин в своих стихах.

Проникнутый духом честности, поэт не испытывает страха перед прозой, ложного стыда перед нею, и для него так нормально сравнить крылья скользящих чаек с белой яичной скорлупою или назвать тучи лохматыми, или с помощью солнца в золото превратить грубую заплату ветряка.

Своего лиризма он не расточает понапрасну; вообще, он не словоохотлив. Нещедрыми словами рассказав о чем-нибудь важном или случайном, о том, что было в природе или в комнатах усадьбы, строгим очерком передан какую-нибудь восточную легенду или притчу, он этим самым неизбежно и как бы не по своей воле пробуждает в нас теплое движение сердца.

 

 

Итак, вы теперь знаете некоторые сведения из биографии писателя и специфику его произведений. Попробуйте предположить какое место в творчестве Бунина занимает тема природы.

 

 

А каким вы видите лирического героя Бунина в стихотворениях с подобной тематикой?

 

Один из главных образов поэзии Бунина — небо. Лёгкое, бледное, смутное, струящееся, ясное, высокое, дивное; о нём весело думать, на него не налюбоваться.

 

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако.

Давно слежу за ним...

(«Вечер»)

С образами неба, степи тесно связан образ тишины.

 

Как вы думаете, почему Бунина так привлекают тишина, безмолвие, глушь?

 

Так же в поэзии данного автора часто встречается образ ветра. Как вы думаете, что он символизирует?

 

 

Всю жизнь Бунин углублял и утончал в себе чувство органической причастности к миру природы, понимаемому в широком, вселенском или, как ныне чаще говорят, космическом смысле. Он был убеждён: "Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной судьбы”. Его лирический календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой под открытым небом.

 

У каждого времени года — своя палитра

 

Весна — "в дурмане голубом”, "в зелёных травах”, "в белом яблоневом цветении”, в лилово-синем море чернозёма...

 

Летом — "все поле золотое, зной и сухость солнечного света”, "лазурь полуденного зноя”, "повсюду блеск, повсюду яркий свет”, лес "весёлым блеском напоён”, "шафранный свет над полем реет”, "ливни золотые”.

 

Осенью — "лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный”, "бирюзой сияет небо, а в саду красным пламенем настурции горят”.

 

Зимой — "леса в жемчужном инее”, "глубокие пушистые снега”, "свет серебристо-голубой, как в сказке льётся над тобой на снег морозный с небосклона”, "и фосфором дымится снег”, "мерцает нежно”.

 

Палитра Бунина-художника богата, ярка, светозарна, щедра. Во всём многообразии цветовой гаммы Бунина выделяется сияние золота и лазури, всех их оттенков и переливов.

 

Тема одиночества явилась составляющей частью философской лирики Бунина.

Мотив одиночества в лирике Бунина уходит корнями в ощущения детства, юности. Вспомните биографию поэта, докажите эту мысль.

 

Рефлексивное слушание учеников.

Запись со слайдов.

Конспектирование.

 

Домашнее задание: прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско»

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.