Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМА 4. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)



ТЕМА 4. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

Задание 1. Заполните хронологическую ленту жизни М.Ю.Лермонтова

 

1814, 3 (15) октября

1817-1826

1927-1829

1830-1832

1832-1834

1841, 15 (27) июля

1841, 17 (29) июля

1842, апрель

 

Задание 2. Заполнить таблицу «Основные периоды и темы творчества М.Ю. Лермонтова»

 

Основные периоды и темы творчества, Наиболее значимые произведения, написанные в этот период
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Задание 3. Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Дума»

Печально я гляжу на наше поколенье!

 Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

 

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

 И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

 

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию - презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты - его паденья час!

 

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

 

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства –

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

 

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад. 

 

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Над промотавшимся отцом

Насмешкой горькою обманутого сына

 

1.Какие разноречивые чувства вызывает у вас это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть, радость)? Подчеркните варианты, которые вы считаете верными.

 

2. Как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, ода, реквием)? Подчеркните варианты, которые вы считаете верными

 

3. Определите размер стихотворения ______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Почему ритм стихотворения замедленный? Какими средствами это достигается? Выпишите определения-эпитеты_________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. В чем упрекает автор свое поколение?___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему при этом в 1-й строфе он употребляет местоимение «я», а далее «мы»?_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Как соотнесены в тексте ключевые образы «отцов» и «детей»? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли меняются в последнем четверостишии?______________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Какова композиция произведения?________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как в финале доказываются положения «пролога»? ___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Почему в финале поэт называет свое поколение «толпой»?____________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5. Исповедальные жанры в лирике М.Ю. Лермонтова(«Монолог» («Поверь, ничтожество есть благо на земле… »), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…»), «Молитва» («Я, матерь божья, ныне с молитвою…», «Исповедь»).

Что объединяет жанры монолога, молитвы, исповеди?________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что, как Вы думаете, отличает монолог от исповеди и молитвы________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Выберите для анализа одно из указанных стихотворений.

 

 

Определите состояние лирического героя, постарайтесь наиболее точно охарактеризовать его чувства и эмоции, приводя соответствующие цитаты их текста стихотворения

Чувство цитата в доказательство

Найдите примеры того, что в эти чувства лирический герой «окрашивает» весь мир, предметы материального мира____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем противоречивость и сложность внутреннего мира лирического героя, какие противоположные чувства в нем сталкиваются?_______________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.