Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Преклонив колена, помолился» (Деян.9:40)



^ 4. «Преклонив колена, помолился» (Деян.9:40)

Хотя стояние – это по-видимому основная поза человека Библии во время молитвы, но она никоим образом не является единственной. Бывают моменты, когда единственно возможная поза предстояния перед Богом – это «преклонение колен». Так, например, человек Библии преклонял колена, когда особенно настоятельно хотел поспросить что-то у Бога576). Петр преклонил колена, когда молился о воскрешении Тавифы, которая только что умерла577). То же самое сделал и Павел, и старейшины Эфеса при драматическом прощании в

Милите578), как и при прощании с братьями из Тира579). Точно также Павел преклонил колена во время своей торжественной просительной молитвы в Еф.3:14-21.

Коленопреклоненно молят Иисуса об исцелении и больные580), и их родные581), да и тот богач, что хотел последовать за Иисусом, пал перед ним на колени582).

И сам Христос в Гефсиманском саду молил Отца на коленях о том, чтобы, если возможно, миновала Его чаша страданий. Правда, не совсем ясно, какие именно молитвенные позы подразумеваются здесь и в некоторых местах более поздних текстов! Согласно Лк.22:41, Христос, «преклонив колена, молился», тогда как по Мк.14:35 Он «пал на землю и молился», между тем, как у Мф.26:39 Он «пал на лице Свое». И в самом деле, преклонение обоих колен часто сопровождается полным простиранием на земле. Об этой весьма характерной молитвенной позе мы поговорим в следующем разделе.

Как и стояние, преклонение (обоих) колен выражает благоговение, будь оно искренним583) или притворным, как при издевательстве римских солдат над Христом584). Коленопреклонение – это видимый знак признания величия того, перед кем оно совершается.

Предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила585).

Как люди в Библии поступали и отцы, для которых их пример был очевидной и естественной нормой.

Говоря это /то, что следует молиться стоя/, мы никоим образом не хотим упразднить благочестивый и прекрасный /

обычай/ молиться на коленях! Ведь даже пророк Даниил молил Бога, вставая на колени на землю в третий, шестой и девятый час586).

* * *

Хотя стояние во время молитвы выражает благоговение и внимающую собранность, отношение, подобающее твари, стоящей перед Творцом, все же оно не лишено достоинства. Но есть моменты, когда человек теряет всякое достоинство, так что стояние перед Богом, как и подымание глаз, были бы выражением скорее дерзости, чем благоговения. Поэтому совершенно непроизвольно человек становится на землю на колени перед Богом, собираясь просить у Него о прощении своих грехов.

Должно далее знать, что преклонение колен необходимо, когда кто собирается каяться перед Богом в своих грехах и молить Его об исцелении от них и прощении их; коленопреклонение есть символ того, как Павел повергался, свою покорность выражая словами: «Для сего преклоняю колена мои пред Отцем, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле»587).

На духовное же коленопреклонение – так названное потому, что все существующее преклоняется пред Богом «во имя Иисуса» и пред Ним смиряется – мне кажется, намекает апостол в словах: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено существ небесных, земных и преисподних»588)... То же самое написано и у пророка: «Предо Мною преклонится всякое колено»589)590).

Преклонение колен, как и стояние, выражает телом «образ того особого состояния, которое приличествует душе во время молитвы»591), то есть «то смирение и уничижение духа», о котором говорил Юсеф Бусная.

* * *

Поскольку преклонение колен является особым, если не исключительным выражением «смирения», а потому и покаяния, то понятно, что ему отводится иособое время. Ибо и время, благодаря завершению истории спасения во Христе, приобретает новое измерение и символический характер, обусловленный этим завершением. Только соотнесенность со Христом делает эту позу, общую, вероятно, для всех людей, специфически христианской.

Вопрос: Если преклонение колен во время молитвы приближает к

Богу больше, чем молитва стоя, и более стяжает милосердие Божие, почему же тогда не преклоняют колен те, кто молятся в день Господень и в период от Пасхи до Пятидесятницы? И откуда происходит этот обычай в церквах?

Ответ: Потому что нам надлежит всегда помнить о двух вещах: о нашем грехопадении, и о милосердии Христа нашего, благодаря которому мы были подняты со дна нашего падения, и потому наше коленопреклонение в течение шести дней /недели/ – это символ нашего грехопадения. Но то, что в день Господень мы не преклоняем колен – это символ Воскресения, благодаря которому мы – милосердием Христовым – были освобождены от нашей греховности, как и от смерти, умерщвленной через Него.

Этот обычай ведет свое происхождение от времен апостольских, как говорит о том блаженный Ириней, епископ Лионский и мученик, в своем сочинении «О Пасхе»592), где упоминается и Пятидесятница, о которой сказано, что мы не преклоняем колен в этот день, потому что он по своему значению и по тем же самым основаниям что и день Господень, равен ему593).

Обычай не преклонять колена в воскресенье и в течение всего пасхального времени вплоть до Пятидесятницы – «одно из первоначальных апостольских преданий», общих как Востоку, так и Западу, но ныне сохранившийся только на Востоке.

Мы же /как для нас установлено/ в один лишь день Господня Воскресения должны воздерживаться не только от этого, но и от всякого рода беспокойства и обязанности, отлагая будничные дела, чтобы не дать места дьяволу. Также поступаем и во время Пятидесятницы, которая отличается той же торжественностью настроения. Как бы то ни было, кто усомнится ежедневно преклониться перед Богом, по крайней мере, при первой молитве, которой встречаем день? В пост же и в бдении594) никакая молитва не может быть совершаема без коленопреклонения и прочих обрядов, выражающих смирение. Ибо мы не только молимся, но и просим о помиловании, и воздаем /хвалу/ Господу Богу нашему595).

Хотя причина запрета на коленопреклонение в разные времена может несколько меняться от одного отца к другому, основная концепция всегда остается одной и той же: единство тела и души таково, что положение первого должно находиться в полном согласии с внутренним состоянием души, меняющимся в различные моменты.

В день Господень мы молимся стоя, выражая /тем/ определенность будущего века. В другие дни, мы, напротив, преклоняем колена, памятуя тем самым о грехопадении человеческого рода.

Поднимаясь с колен, мы возвещаем всем о воскресении, дарованном нам Христом, которое празднуется в день Господень596).

* * *

Коленопреклонение, как известно нам из западного опыта – это, как правило, жест статический, верующие, вплоть до нынешней эпохи, во время личной молитвы или общего богослужения и даже во время мессы часто стояли на коленях, пребывая неподвижными. Конечно, и христиане восточной Церкви иной раз молятся на коленях, однако они преклоняют оба колена, в особенности, если речь идет о выражении покаяния, и это коленопреклонение, повторяемое много раз, сопровождается коротким молитвенным призыванием, о котором мы уже говорили.

В прошлом, вплоть до Средних Веков, так было и на Западе. Однако, в некоторых древних текстах не всегда полностью ясно, идет ли речь о коленопреклоненной молитве в собственном смысле или о земных поклонах («метаниях»), о которых мы поговорим в следующем параграфе. Эта неопределенность существует (для нас), например, в следующем отрывке из письма отшельника Иоанна Газского.

Когда овладеет тобой искушение от /ночного/ нападения /помыслов, исходящих от бесов/, тогда сделай семь раз по семи коленопреклонений, т. е. 49 коленопреклонений, всякий раз восклицая: «Господи, согрешил я, прости мне ради святого имени Твоего!». Но если ты болен, или если день воскресный, когда не позволено преклонять колен, произнеси семьдесят раз эту молитву вместо сорока девяти коленопреклонений597).

Возможно, под этими «коленопреклонениями» (gonyklis?at) на самом деле имелись в виду земные поклоны. Но, то, что речь здесь может идти о двух различных поклонах, становится ясно, когда мы читаем, что благочестивая графиня Ада (около 1090 года) каждый день 60 раз читала «ангельское приветствие» и при этом двадцать раз простиралась по земле, двадцать раз преклоняла колена и двадцать раз оставалась на ногах598).

* * *

Тем самым и мы встаем перед вопросом, который, возможно, у кого нибудь уже и возник: что же делать, молиться стоя или на коленях? И то и другое! Различные положения во время молитвы отнюдь не исключают друг друга. Например, мы читаем об одном пустыннике, который после каждого псалма (прочитанного стоя), преклонял колена, а затем (встав) читал молитву599). Подобным образом поступали и монахи Скитской пустыни, как рассказывает Иоанн Кассиан. После псалмов, громко прочитанных чтецами, которые община выслушивала сидя, все вставали для молитвы. Они преклоняли колена и на короткое время простирались на полу для поклонения, чтобы затем долго молиться стоя600). И святой Бенедикт в своем правиле предусматривает в общем тот же «ритуал».

Отдаленное эхо этого мы находим сегодня в литургии Великой Пятницы латинского обряда, когда диакон в момент общей молитвы, призывает верующих: flectamus genua – levate: преклоним колена – встанем!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.