Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Достижения архитектуры



Достижения архитектуры

В византийской архитектуре органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм — заимствованная у римлян базилика (греч. «царский дом»). Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и человек не имел доступа в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийский храм стал местом, где верующие собирались для «общения» с Богом. Впервые храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.

Базилика отличалась простотой плана и представляла собой вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, то есть нефы (греч. «корабль»), число которых достигало 3 или 5. Все храмы были ориентированы на восток, так как там, по представлению христиан, находился Иерусалим. На востоке к основному прямоугольному объему обычно примыкал полукруглый выступ — апсида с расположенным в ней алтарем — священной частью храма.

Характерную черту архитектуры базилики составляли деревянные балочные перекрытия, обращенные во внутреннее пространство храма. У входа в здание на западе обычно располагался двор — атриум, окруженный крытой колоннадой. Особенностью оформления византийских храмов был контраст между их внешним и внутренним обликом. Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг, он поражает мощью суровых гладких стен с прорезанными в них редкими и узкими окнами, скромным декором в оформлении фасадов. Зато интерьеры базилики украшены облицовкой из мрамора и гранита, мозаикой и фресковыми росписями, роскошными предметами церковной утвари.

С VI в., когда укрепляется Византийская империя, на смену базилике приходит новый тип храма — крестово-купольный, имеющий в плане форму креста с куполом в центре. Наивысшее достижение византийской архитектуры — собор Святой Софии в Константинополе, соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора Анфимий и Исидор. От них требовалось выразить «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. В храме стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден со стороны пролива Босфор.

В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный подкупольный квадрат. Центральный купол, составляющий в диаметре 31,5 м, — самое замечательное сооружение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира. Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыкают два более низких боковых купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием и строгостью.

Иное дело его интерьер. Всех изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка стен и ослепляющая золотым фоном мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через 40 окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создает впечатление ритмического движения.

В середине XV в. Византия пала под натиском турок. Храм Святой Софии был превращен в мусульманскую мечеть. К нему пристроили минареты, крест на куполе заменили полумесяцем, мозаики и фрески покрыли штукатуркой, под которой они были скрыты вплоть до нашего времени. Тем не менее храм Святой Софии оказал огромное влияние на развитие мировой архитектуры и монументальной живописи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.