Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Импрессионизм



Импрессионизм

1) не поднимал философских проблем, даже и не пытаясь проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого - сосредоточились на поверхности, летучести мгновения, настроения, на освещении и угле зрения.  

2) Как и искусство Возрождения, строится на особенностях и навыках восприятия перспективы. Цвет и форма были автономными составляющими образа, доказывая субъектность человеческого восприятия.

3) для импрессионистов не так важно, что изображено на картине, важно как.

4) Картины представляли лишь позитивные моменты жизни, избегая социальных проблем (это привело  впоследствии к расколу). Преимущество – демократизм. Искусство в 19 в  зачастую вообще неохотно обращалось ко  всему, что связано с бедностью, войнами, неурядицами (состоятельные люди – заказчики, не покупали).

Импрессионисты отбросилиприсущие академизму библейские, мифологические и исторические сюжеты. Появилось видение будничности и современности.Рисовали  людей  в  движении, во время забавы  или отдыха, природу,  флирт, танцы.  кафе, прогулки., маленькие праздники,  вечеринки. Одними из  первых стали рисовать на пленере                   (открытом воздухе, не дорабатывая свои работы в мастерской).  На пленере удобней схватить мимолетное впечатление от увиденного, что стало возможным при изобретении стальных туб для краски ( можно закрыть, чтобы краска не высыхала - в отличие от кожаных мешочков). Пытались уловить мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток – циклы картин Моне «Руанский собор», «Стог сена»», «Парламент Лондона»                                                                    Отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теорией цвета Шевреля, Гельмгольца и Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие его фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный, но, поскольку синий - разновидность голубого, их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга, и наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. Все цвета разделены на первичные или основные и сдвоенные или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительнойпо отношению к первой.                 (Голубой-оранжевый,  желтый- фиолетовый,  красный- зеленый).Стало возможным не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путем правильного наложения на холст. Это же впоследствии стало поводом для отказа от черного.

Основа  движения была представлена К. Моне, Э.Мане, О.Ренуаром, Э. Дега, А. Сислей, Ф. Базиль, К. Писарро, Б. Моризо.

Клод Моне (1840-1926) родился в Париже. Ему было  5 лет, когда семья переехала в Гавр .Отец хотел, чтобы сын стал, как он, бакалейщиком. Был непослушным подростком. Гулял в скалах, рисовал карикатуры на учителей. В 15 лет стал известен всему Гавру как карикатурист, стал «важной персоной» в городе, брал по 20 франков за карикатуру. Отец в шоке. Работы  Клода выставляются  в лавке художественных принадлежностей, отец стал гордиться. Вверху – работы Э.Будена. Возненавидел его, знакомиться не хотел. Но тот похвалил работы, призвав его совершенствоваться, идти дальше, рисовать пейзаж: «Море и небо, люди и животные красивы в том виде, в котором создала их природа, окруженные воздухом и светом, в подлинном бытии. Все, что написано на месте, непосредственно всегда отличается силой, выразительностью, живостью мазка, которого потом не добиться в мастерской». Моне сопротивлялся, но постепенно глаза его раскрылись». «Я по-настоящему понял природу и полюбил ее,» - говорил он.Буден посоветовал ехать в Париж, считая, что его уроков недостаточно. Написали в муниципалитет, но в стипендии от города отказали. Отец разрешил поездку в Париж, чтобы побывать в Салоне. Моне остался в столице (вначале - на два месяца позаниматься рисунком). В школу изящных искусств поступать отказался (а для отца это было главным условием содержания сына). Жил на свои сбережения .В 1860г был призван в армию, попал в Алжир, заболел брюшным тифом, отслужил, вернулся. В 1862г. поступил на факультет искусств но разочаровался и поступил в студию живописи Шарля Глейра. Познакомился с Ренуаром, Сислеем – схожие взгляды на искусство.- они составят затем костяк группы импрессионистов.

 Известность принес портрет Камиллы Донсье ( 1866г.- «Камилла или портрет дамы в зеленом платье»).В 1870г.  стала его женой. ( сыновья- Клод и Мищель). Во время франко-прусской войны ездил в Англию знакомиться с творчеством Тернера и Констебла. В 1871г. отказали в участии в выставке Королевской академии. Уехал в Нидерланды, написал там 25 картин, был заподозрен в революционной деятельности, вернулся.

В конце 1872г. пишет «Впечатление .Восходящее Солнце». Показал на выставке в 1874г. Леруа: «На ней не было ничего, кроме впечатленства».

С 1871 по 1878г. жил в Аржантей - на правом берегу Сены близ Парижа. Написал там некоторые из известных работ. В 1879г. Камилла умерла от туберкулеза. В 1892г. женился на Алисе Ошеде – помогала вести хозяйство и воспитывать детей. Алиса умерла в 1911г. В 1912г- диагноз катаракта. Перенес две операции. Лишившись хрусталика на левом глазу, обрел зрение вновь, но ультрафиолетовый стал видеть как голубой или лиловый, отчего картины приобретали новые цвета. Рисуя «Водяные лилии» видел их голубоватыми в ультрафиолетовом диапазоне, а для остальных они были просто белыми. Скончался в 86 лет от рака легких. Настаивал на скромных похоронах (было  всего 50 человек).

        Эдуарл Мане (1832-1883)                                                                                    Родился в семье Огюста Мане, главы департамента министерства юстиции  и дочери французского дипломата-консула крестницы короля Швеции. Обучался в пансионах аббата Пуалу, Роллена с 1844 до 1848г. без особых успехов. Отец против художественного образования, но брат матери  Эдмон-Эдуард посоветовал посещать лекции по живописи, сам их оплачивал. Открыл для себя Лувр. Провалил экзамены в Морскую школу в 1847г. Отец – против планов стать художником, предложил компромисс– пока отправиться в учебное плавание на парусном судне «Гавр и Гваделупа». Парусник посетил Бразилию. Мане увидел богатство красок, экзотику, усилилось желание заниматься живописью. Написал множество работ – показаны карнавал, красавицы, критическое отношение художника  к рабству; написаны портреты членов команды.Смогдоказать отцу подлинность своего художественного таланта, и тот  советует поступать в Школу изящных искусств. Но программа обучения была чересчур академична, и Мане начинает учиться  в мастерской Тома Кутюра, прославившегося  благодаря полотну «Римляне периода упадка».Но назревает конфликт из-за неприятия классико-романтической , можно сказать буржуазной направленности господствовавшего тогда стиля. Разорвал с Кутюром, принес извинения по настоянию отца, но неприятие сохранил. Вместе с любимой девушкой – Сюзанной  Леенхофф стали родителями, воспитывали сына (официально брак был оформлен позже). Сюзанна – пианистка, давала уроки музыки.Голландка по происхождению. Посещал голландские музеи (полотна Франса Халса), Венецию, Флоренцию (мастера Возрождения). Наиболее ощутимым было  воздействие Веласкеса. Знаменитые бодегоны оказали огромное влияние на развитие импрессионизма .

В 1856-1858 обретает известность как подающий надежды художник, посещает Лувр, делает копии с известных полотен ( все-таки хочет одобрения Кутюра) .Дружит с Ш. Бодлером. В 1859г. выставляет в Парижском салоне «Любитель абсента».Не понравилось  всем, кромеДелакруа,в т.ч.Кутюру.  Проголосовали против обоснованно – реалистический портрет пьяницы,тема необычна, нет дальних планов ( а до Мане использовалась классическая перспектива.) Край стола не согласуется с перспективой, тень фигуры не соответствует ее положению. Не использованы полутона, только легкая светотень подчеркивает выпуклость фигуры. Фиаско на некоторое время сбило с пути, с трудом находит новые сюжеты, некоторые элементы откровенно заимствует у известных художников.                                       

Новый сюжет – городской сад Тюильри, где по выходным для прогулок, бесед собиралась парижская богема. Решительно отвергает советы Кутюра, изображая людей легко и непринужденно. Удивление вызывала тематическая и техническая новизна. Сцены природы до этого использовались лишь для иллюстрации журналов, репортажей. Мане отбросил академическую технику «тщательной» отделки картины. В классицизме увеличивали детали отдаленного вида – в старой технике не имело значения - видно издалека или вблизи. А в «Музыке в саду Тюильри» наоборот – рассматриваемые вблизи  лица становятся почти абстрактными формами, сходство достигается лишь при рассмотрении с определенного расстояния .В 1861г. в Салон приняты две картины – «Портрет родителей» и «Гитарреро» (последняя даже получила награду. Принесло славу, деньги, отец начинает испытывать гордость ). Один из организаторов Салона, Луи Мартине, сознавая трудность признания молодых художников, организовал альтернативную выставку, где были и творения Мане – «Мальчик с вишнями», «Читающий», «Гитарреро» . Для выставки Мане пишет хорошую в исполнении , но слабую в композиции картину «Уличная певица»(Викторина-Луиза Меран), картину «Старый музыкант».Обращается к написанию обнаженной натуры – «Купанье». Эта работа навеяна рафаэлевской «Суд Париса»  и была представлена вместе с картинами « Молодой человек в костюме мачо» и «Молодая женщина в костюме эспада», «Лола из Валенсии», «Гитанос», «Испанский балет»и др.

Картины встретили острое неприятие публики и старших коллег. Мане и другие художники решаются  на выставку без жюри. Мартине испытывал нерешительность, но   его оскорбило вмешательство Наполеона III., и он согласился.

 Проведенная выставка называлась «Салон отверженных». Картина «Завтрак на траве» вызвала смех, а затем стала символом направления. Мане привлекал скандальную славу, хотя и не стремился к этому. Отправил на рассмотрение Салоном работы «Эпизод боя быков» и «Мертвый Христос с ангелами». 

В 1863г.,через год после смерти отца женился на Сюзанне Леенхофф., до этого роман продолжался 10 лет (в 1851г.- родился сын Леон).В 1863-64 гг. выставляется и в Салоне, и в «Салоне отверженных». Крайнее негодование вызвала « Олимпия», сочли непристойной, вульгарной, спровоцировала скандал. Травля выудила художника буквально бежать в Испанию, где он знакомится с картинами Гойя, Веласкеса, Эль Греко, находя в них оправдание своего эстетического вкуса. Его друзьями в этот период становятся К.Моне, Э.Дега, П.Сезанн. В  1867г на всемирной выставке в Париже поблизости моста Альма создает свой павильон. Выставил 50 лучших картин. На следующих выставках его работы не отвергались. Складывается объединение вокруг магазина на улице Гранд –рю- де-Батиньоль , Стал лидером т.н. Батиньольской группы ( Дюранти, Писарро),но коллеги не боялись его критиковать ( кафе Гербуар). Правда Дюранти вызвал его на дуэль, ранил, но потом помирились. Неприятие Наполеона III нашло отражение вработе «Расстрел императора Максимилиана» (о расстреле французского ставленника в Мексике). Не смог выставить по политическим соображениям.С 1868г.ни один из официальных салонов не принес   удовлетворения отэкспозиции. Нападки критиков, публики.                                                                

 Осенью 1870г.- отправляется на юг Франции, участвует в защите Парижа от прусских войск. Покинул город в феврале 1871г., узнав о капитуляции Франции.Во время коммуны был далек от политики. В 1873г.картина «За кружкой пива» приносит  первый успех. Но «Бал-маскарад в Корбе» (1874г.) отверг сам. Вырабатывает собственный оригинальный стиль.Близко сошелсяс импрессионистами, но не хотел участвовать в выставках их группы. Стремился все-таки добиться признания официальных салонов. В 1874г. «Железная дорога» опять вызвала скандал. С 1877г.- заметно стремление писать натюрморты, портреты. Однако с   1879г. авторитет  художника растет . Тепло встретили «В лодке», «В оранжерее».  В 1881г.награжден орденом Почетного Легиона. Последнее большое полотно – «Бар в Фоли-Бержер» с энтузиазмом принято в Салоне в 1882г.Получает полное признание своего таланта. Но болен. В 1883г. ампутировали ногу, через 11 дней умер. В 90-е гг. картины стали активно приобретаться государственными и частными собраниями.

                        

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.