Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Балакшей Дарина. ОБ-РЛ-22.. вопрос.



Балакшей Дарина. ОБ-РЛ-22.

1 вопрос.

Русский классицизм отразил и совершенно иной тип конфликта, чем классицизм западноевропейский. Если во французском классицизме социально-политическое начало является только почвой, на которой развивается психологический конфликт разумной и неразумной страсти и осуществляется процесс свободного и сознательного выбора между их велениями, то в России, с ее традиционно антидемократической соборностью и абсолютной властью общества над личностью дело обстояло совершенно иначе. Для русского менталитета, который только начал постигать идеологию персонализма, необходимость смирения индивидуальности перед обществом, личности перед властью совсем не была такой трагедией, как для западного мировосприятия. Выбор, актуальный для европейского сознания как возможность предпочесть что-то одно, в русских условиях оказывался мнимым, его исход был предрешен в пользу общества. Поэтому сама ситуация выбора в русском классицизме утратила свою конфликтообразующую функцию, и на смену ей пришла другая.

Философской основой эстетики классицизма — явился рационализм, идеи о разумной закономерности мира. Отсюда вытекают и идейно-эстетические принципы классицизма : логичность формы, гармоническое единство созданных в искусстве образов, идеал прекрасной, облагороженной природы, утверждение идеи государственности, идеального героя, решение конфликта между личным чувством и общественным долгом в пользу долга. Классицизм свойственны иерархия жанров, деление их на высшие (трагедия, эпос) и низшие (комедия, басня, сатира), установление трех единств — единства места, времени и действия в драме. Ориентация искусства классицизма на ясность содержания, четкую постановку социальных проблем, этический пафос, высоту гражданского идеала делала его социально значимым, имеющим большое воспитательное значение.

Представления о законах творчества и структуре художественного произведения в той же мере обусловлены эпохальным типом мировосприятия, что и картина мира, и концепция личности. Разум, как высшая духовная способность человека, мыслится не только орудием познания, но и органом творчества, и источником эстетического наслаждения.

Вслед за Аристотелем классицизм считал искусство подражанием природе:

«Невероятным нас не мучьте, ум тревожа: И правда иногда на правду непохожа. Чудесным вздором я не буду восхищен: Ум не волнует то, чему не верит он.»

Однако природа понималась отнюдь не как наглядная картина мира физического и нравственного, предстающая органам чувств, а именно как высшая умопостигаемая сущность мира и человека: не конкретный характер, а его идея, не реально-исторический или современный сюжет, а общечеловеческая конфликтная ситуация, не данный пейзаж, а идея гармоничного сочетания природных реалий в идеально-прекрасном единстве. Такое идеально-прекрасное единство классицизм нашел в античной литературе — именно она была воспринята классицизмом как уже достигнутая вершина эстетической деятельности, вечный и неизменный эталон искусства, воссоздавшего в своих жанровых моделях ту самую высокую идеальную природу, физическую и нравственную, подражать которой должно искусство.

2 вопрос.

Своеобразие русского классицизма состоит в том, что в эпоху становления он соединил в себе пафос служения абсолютистскому государству с идеями раннего европейского Просвещения. Во Франции XVIII в. абсолютизм уже исчерпал свои прогрессивные возможности, а в России в первые десятилетия XVIII в. абсолютизм еще шел во главе прогрессивных для страны преобразований. Поэтому на первом этапе своего развития русский классицизм воспринял от Просвещения некоторые из его общественных доктрин. К ним относится прежде всего идея просвещенного абсолютизма, т.е. государство должен возглавлять мудрый, «просвещенный» монарх. Примером такого правителя был для русских классицистов Петр I.

В отличие от французского классицизма XVII в. и в прямом соответствии с эпохой Просвещения в русском классицизме 30 —50х годов огромное место отводилось наукам, знанию, просвещению. Россиянуждалась в точных, полезных для общества знаниях.

В области чисто художественной на долю русских писателей второй трети XVIII в. выпала задача не только создания нового литературного направления. Они должны были реформировать литературный язык, осваивать неизвестные до того времени в России жанры. Каждый из них был первооткрывателем. Кантемир положил начало русской сатире, Ломоносов узаконил жанр оды, Сумароков выступил как автор трагедий и комедий. В области реформы литературного языка главная роль принадлежала Ломоносову. На долю русских классицистов выпала и такая серьезная задача, как реформа русского стихосложения, замена силлабической системы силлабо-тонической. В результате настойчивой работы было создано литературное направление, располагавшее собственной программой, творческим методом и стройной системой жанров.

3 вопрос.

Kлaccицизмy кaк xyдoжecтвeннoмy нaпpaвлeнию cвoйcтвeнны cвoи чepты, cвoи пpинципы. Kyльт, гocпoдcтвo paзyмa кaк выcшeгo кpитepия иcтины и кpacoты, пoдчинeниe личныx интepecoв выcoким идeям гpaждaнcкoгo дoлгa, гocyдapcтвeнным зaкoнaм. Филocoфcкoй ocнoвoй клaccицизмa cтaл paциoнaлизм (oт лaт. - paзyм, paccyдoчнocть, цeлecooбpaзнocть, paзyмнaя oбocнoвaннocть вceгo, гapмoния Bceлeннoй, oбycлoвлeннaя ee дyxoвным нaчaлoм), ocнoвoпoлoжникoм кoтopoгo был P. Дeкapт. Oбличeниe c пoзиций гocyдapcтвeннocти и пpocвeтитeльcтвa нeвeжecтвa, эгoизмa, дecпoтизмa фeoдaльныx пopядкoв; пpocлaвлeниe мoнapxии, paзyмнo yпpaвляющeй нapoдoм, зaбoтящeйcя o пpocвeщeнии; yтвepждeниe чeлoвeчecкoгo дocтoинcтвa, гpaждaнcкoгo и мopaльнoгo дoлгa. Инaчe гoвopя, клaccицизм фopмyлиpoвaл цeль литepaтypы кaк вoздeйcтвиe нa paзyм для иcпpaвлeния пopoкoв и вocпитaния дoбpoдeтeли, и в этoм чeткo выpaжaлacь aвтopcкaя пoзиция (нaпpимep, Kopнeль cлaвит гepoeв, зaщищaющиx гocyдapcтвo, aбcoлютнoгo мoнapxa; Лoмoнocoв cлaвит Пeтpa Пepвoгo кaк идeaльнoгo мoнapxa). Гepoи пpoизвeдeний клaccицизмa, глaвным oбpaзoм тpaгeдий, были «выcoкиe»: цapи, князья, пoлкoвoдцы, вoжди, вeльмoжи, выcшee дyxoвeнcтвo, знaтныe гpaждaнe, пeкyщиecя o cyдьбe oтeчecтвa и cлyжaщиe eмy. B кoмeдияx жe изoбpaжaлиcь нe тoлькo выcoкoпocтaвлeнныe лицa, нo и пpocтoлюдины, кpeпocтныe cлyги. Пepcoнaжи дeлилиcь cтpoгo нa пoлoжитeльныx и oтpицaтeльныx, нa дoбpoдeтeльныx, идeaльныx, лишeнныx индивидyaльнocти, дeйcтвyющиx пo вeлeнию paзyмa, и нocитeлeй пopoкa, нaxoдящиxcя вo влacти эгoиcтичecкиx cтpacтeй. Пpи этoм в oбpиcoвкe пoлoжитeльныx гepoeв пpиcyтcтвoвaли cxeмaтизм, peзoнepcтвo, тo ecть cклoннocть к нpaвoyчитeльным paccyждeниям c aвтopcкиx пoзиций. Xapaктepы были oднoлинeйными: гepoй oлицeтвopял кa- кoe-либo oднo кaчecтвo (cтpacть) — yм, мyжecтвo, xpaбpocть, блaгopoдcтвo, чecтнocть или aлчнocть, кoвapcтвo, cкyпocть, жecтoкocть, лecть, лицeмepиe, xвacтoвcтвo (Пyшкин зaмeтил: «У Moльepa cкyпoй cкyп — и тoлькo...»; вeдyщaя чepтa Mитpo- фaнa в «Heдopocлe» — лeнь). Гepoи изoбpaжaлиcь cтaтичнo, бeз эвoлюции xapaктepoв. Пo cyти, этo были лишь oбpaзы-мacки (пo выpaжeнию Бeлинcкoгo, «oбpaзы бeз лиц»). «Гoвopящиe» фaмилии пepcoнaжeй (Tapтюф, Cкoтинин, Пpaвдин). Koнфликт дoбpa и злa, paзyмa и глyпocти, дoлгa и чyвcтвa, в кoтopoм вceгдa пoбeждaли дoбpo, paзyм, дoлг. Дpyгими cлoвaми, в пpoизвeдeнияx клaccицизмa пopoк вceгдa был нaкaзaн, a дoбpoдeтeль тopжecтвoвaлa (нaпpимep, в «Heдopocлe» Фoнвизинa). Oтcюдa aбcтpaктнocть, ycлoвнocть изoбpaжeния дeйcтвитeльнocти, ycлoвнocть мeтoдa клaccициcтoв. Гepoи гoвopили выcoкoпapным, тopжecтвeнным, пpипoднятым языкoм; иcпoльзoвaлиcь тaкиe пoэтичecкиe cpeдcтвa, кaк cлaвянизмы, гипepбoлa, мeтaфopa, oлицeтвopeниe, мeтoнимия, cpaвнeниe, aнтитeзa, эмoциoнaльныe эпитeты («xлaдный тpyп», «блeднoe чeлo»), pитopичecкиe вoпpocы и вocклицaния, oбpaщeния, мифoлoгичecкиe yпoдoблeния (Aпoллoн, 3eвc, Mинepвa, Heптyн, Бopeй). Господствовало силлабическое cтиxocлoжeниe, пpимeнялcя aлeкcaндpийcкий cтиx. Дeйcтвyющиe лица пpoизнocили длинныe мoнoлoги c цeлью пoлнee pacкpыть cвoи взгляды, убеждения, пpинципы. Taкиe мoнoлoги зaмeдляли дeйcтвиe пьecы. Cтpoгaя гpaдaция, иерархия жанров. «Bыcoкиe» жaнpы (тpaгeдия, гepoичecкaя пoэмa, oдa) oтpaжaли гocyдapcтвeннyю жизнь, иcтopичecкиe coбытия, aнтичныe cюжeты. «Hизкиe» жaнpы (кoмeдия, caтиpa, бacня) были oбpaщeны в cфepy пoвceднeвнoй coвpeмeннoй чacтнoй жизни. Пpoмeжyтoчнoe мecтo зaнимaли «cpeдниe» жaнpы (дpaмa, пocлaниe, элeгия, идиллия, coнeт, пecня), изoбpaжaвшиe внyтpeнний миp oтдeльнoгo чeлoвeкa; им нe пpинaдлeжaлa зaмeтнaя poль в литepaтypнoм пpoцecce (pacцвeт этиx жaнpoв пpидeт пoзжe). Kлaccификaция жaнpoв oпиpaлacь нa извecтнyю c aнтичныx вpeмeн тeopию «тpex cтилeй» (выcoкий, cpeдний, низкий). Для кaждoгo жaнpa пpeдycмaтpивaлcя oдин из этиx cтилeй; oтклoнeния нe дoпycкaлиcь. He дoпycкaлocь cмeшeния вoзвышeннoгo и низмeннoгo, трагического и кoмичecкoгo, гepoичecкoгo и oбыдeннoгo. Гepoи изoбpaжaлиcь тoлькo в cтиxax и вoзвышeнным cлoгoм. Пpoзa cчитaлacь yнизитeльнoй, «пpeзpeннoй» для выcoкoпocтaвлeнныx лиц.

4 вопрос.

В развитии русской жанровой теории классицизма справедливо усматриваются два периода. Первый период, связанный с именами Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова – это время создания четкой и организованной системы жанров, учитывающей как достижения французской жанровой теории, так и состояние национальной русской литературы. Второй период связан с деятельностью Державина, Хераскова, Лукина и Плавильщикова. Он ознаменован началом разрушения строгих жанрово-типологических характеристик, становлением жанров, рождавшихся на стыке традиционных, что создавало предпосылки для выхода в другую литературную эпоху.

Жанры в классицизме разделялись на «высокие» и «низкие». К высоким принадлежали трагедия, ода, дифирамб, героическая поэма, к низким - комедия, сатира, эпиграмма, авантюрный роман, бурлескная пародийная поэма, басня. Устанавливались мижжанрови границы, а любые разножанровые сочетание, например трагикомедия, считались недопустимыми. Высокие жанры воспроизводили исторические события, жизнь царей, полководцев, знатных вельмож, мифологических или библейских героев. Низкие жанры изображали повседневную жизнь простых людей, мещан, крестьян, слуг. Для каждого жанра определялся языковой стиль, соответственно высокий или низкий. В высоких жанрах использовалась возвышенная патетическая речь, в низких, наоборот, - простая, обыденная речь. В высоких жанрах прославлялись идеи монархии и гражданского служения, а в низких жанрах разоблачались недостатки и характеров.

Суть учения о трёх стилях Ломоносова состоит в том, что главной частью русского литературного языка должна стать письменная и разговорная речь широких слоёв народа, поэтому ее нужно оберегать от перегрузки, с одной стороны, старославянизмами, а с другой – от «диких и странных слов и нелепостей, входящие к нам из чужих языков».

В целом жанровая система классицизма ориентировалась на античную литературу и ставила целью ее возрождения. Основные жанры литературы классицизма - трагедия, героическая поэма, ода. Трагедия стала своеобразной царицей жанровой системы классицизма.

Характеристику классицизма, никак нельзя сводить к перечислению правил трех единств, но нельзя и обойти внимание эти правила. Для классицистов они являются, как бы частным случаем применения всеобщих законов искусства, способом удержать свободу творчества в границах разума. Надо осознать значение простоты, ясности, логической последовательности композиции как важных эстетических категорий. Классицисты, в противовес художникам барокко, отказываются от "лишних" художественных подробностей, образов, слов придерживаются "экономии" средств выразительности.

Классицисты оценивали художественные произведения исходя из того, что они считали "вечными" законами искусства, и законами не по обычаю, авторитету, традиции, а по разумному суждению. Поэтому надо заметить, что свою теорию классицисты мыслят как анализ закономерностей искусства вообще, а не создание некоей отдельной эстетической программы школы или направления. Рассуждения классицистов о вкусе имеют в виду не индивидуальный вкус, не прихотливость эстетического предпочтения, а "хороший вкус" как коллективную разумную норму "благовоспитанный людей". Однако в действительности оказывалось, что конкретные суждения классицистов по тем или иным вопросам художественного творчества, оценки конкретных произведений весьма существенно расходятся, что обусловило и полемику внутри классицизма, и реальное отличие национальных вариантов классицистической литературы.

Особую популярность в России XVIII в. получил жанр ироикомической поэмы, «выворачивающей» привычные образы и мотивы героической эпопеи наизнанку. Выдающимся представителем этого жанра выступил Василий Иванович Майков (1728—1778), автор поэм «Игрок ломбера» (1763) и «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771). Во второй поэме Майков проявил подлинное новаторство. Сохраняя внешние структурные особенности то героической эпопеи классицизма (торжественный зачин, обращение к лире и к своему вдохновителю, элемент волшебного), то поэмы скарроновского образца («стихи, владеющи высокими делами... пишутся пренизкими словами»), Майков идет дальше и о «низких делах» ямщика Елисея рассказывает «низкими» же словами. В пределах одного и того же произведения Майков свободно и непринужденно сочетает черты бурлеска и шутливой перелицовки героической поэмы. Многие эпизоды «Елисея» представляют собой остроумную пародию на «Энеиду» Вергилия.

Для принципов художественной типизации, свойственной системе классицизма, как они сформулированы в трактате Буало, остается характерным следование определенным правилам, регламентировавшим основные стороны творческого процесса. В искусстве классицизма разным сферам проявления творческой активности и различным аспектам художественного осмысления природы человека и окружающего его мира должны были соответствовать строго определенные, раз и навсегда установленные нормы поэтической практики. Внешне это проявлялось в строгой регламентации жанров. Жанры потому и не должны смешиваться, что они являются конкретными носителями неких вечных норм выражения неизменных в своей основе сторон человеческого бытия. Что нужно для басни, то исключено в трагедии; что хорошо в комедии, то недопустимо в эпопее. Предметно-содержательная иерархия, определявшая разграничение жанров по темам, влекла за собой и строгую замкнутость формально-стилевого канона каждой жанровой единицы.

Таким образом, художественная система классицизма характеризовалась строгой упорядоченностью требований, предъявляемых к сочинителю и его искусству. Это была закономерная стадия в развитии художественного освоения мира, имевшая значительные достижения в различных областях искусства. И французский классицизм XVII в. воплотил эту стадию в ее наиболее совершенном и полном виде.

5 вопрос.

В развитии русской жанровой теории классицизма справедливо усматриваются два периода. Первый период, связанный с именами Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова – это время создания четкой и организованной системы жанров, учитывающей как достижения французской жанровой теории, так и состояние национальной русской литературы. Второй период связан с деятельностью Державина, Хераскова, Лукина и Плавильщикова. Он ознаменован началом разрушения строгих жанрово-типологических характеристик, становлением жанров, рождавшихся на стыке традиционных, что создавало предпосылки для выхода в другую литературную эпоху.

Характеристику классицизма, никак нельзя сводить к перечислению правил трех единств, но нельзя и обойти внимание эти правила. Для классицистов они являются, как бы частным случаем применения всеобщих законов искусства, способом удержать свободу творчества в границах разума. Надо осознать значение простоты, ясности, логической последовательности композиции как важных эстетических категорий. Классицисты, в противовес художникам барокко, отказываются от "лишних" художественных подробностей, образов, слов придерживаются "экономии" средств выразительности.

Типологический конфликт искусства классицизма непосредственно вытекает из подобной концепции личности. Совершенно очевидно, что источником конфликтной ситуации является именно характер человека. Характер — одна из центральных эстетических категорий классицизма, и ее интерпретация значительно отличается от того смысла, который вкладывает в термин «характер» современное сознание и литературоведение. В понимании эстетики классицизма характер — это именно идеальная ипостась человека — то есть не индивидуальный склад конкретной человеческой личности, а некий всеобщий вид человеческой природы и психологии, вневременный в своей сущности. Только в таком своем виде вечного, неизменного, общечеловеческого атрибута характер и мог быть объектом классицистического искусства, однозначно относимого к высшему, идеальному уровню реальности. Основными составляющими характера являются страсти: любовь, лицемерие, мужество, скупость, чувство долга, зависть, патриотизм и т.д. Именно по преобладанию какой-то одной страсти характер и определяется: «влюбленный», «скупой», «завистник», «патриот». Все эти определения являются именно «характерами» в понимании классицистического эстетического сознания.

Классицизм как литературное направление становится решающим фактором развития русской литературы в 40-е годы XVIII в. и существует как исторически развивающееся целое до 70-х годов, когда явственно обозначились признаки предромантизма. К концу 10-х — началу 20-х годов XIX в. классицизм завершает свое существование.

Предпосылки классицизма на русской почве возникают в конце XVII — начале XVIII в. Именно на рубеже XVII–XVIII вв. в “школьной” поэтике были намечены некоторые основные проблемы будущей литературной теории русского классицизма.

Итогом литературных воззрений представителей “школьной” поэтики явился трактат Ф. Прокоповича “О поэтическом искусстве”, написанный в 1705 г., а опубликованный на латинском языке в 1786 г.. Историко-литературное значение этого труда в том, что в нем содержится ряд положений, предваряющих литературную теорию русского классицизма. Установка на систематизацию предшествующих работ сочетается у Ф. Прокоповича с настойчивым стремлением “внести свой вклад в науку”, “прибавить нечто к столь многочисленным трудам богатых дарований”.

Основной предмет поэзии Ф. Прокопович видит в “изображении людских действий посредством стихотворной речи”, он выделяет поэзию из сферы общей риторики и возражает Цицерону по поводу различий в задачах поэта и оратора. Далее он отмечает, что “чувство человеческое в образе любви было первым творцом поэзии”; возникнув “в колыбели самой природы”, поэзия имеет в своей основе чувственное неистовство. Этот отчетливо ренессансный взгляд приводит его к доказательству моральной пользы поэзии и правомочности ее существования как особого вида творчества. Гуманистическая направленность заметна и в выборе авторитетов. Если неолатинские авторы (Я. Понтан, А. Донат, Я. Масен, Г. Фосс, на которых нередко ссылается Ф. Прокопович) обосновывали свои выводы ссылками на христианскую ученость, то Прокопович непосредственно обращается к античным авторам, которые хорошо знакомы ему со времени пребывания в Риме, когда он имел возможность читать тексты античных авторов, не испорченные правкой иезуитов.

Проблема эволюции

Сохраняя свою видимую связь с основополагающими догмами классицистической эстетики, эти жанры внутренне перестраиваются, обретают большую емкость и расширяют поле охвата явлений действительности. Именно это происходит в 1770-х гг. с русским стихотворным эпосом, причем характерно, что по времени возникновения в русской литературе пародийной, бурлескной разновидности стихотворного эпоса — ироническо - комической поэмы, в России не существовало оригинального образца жанра героической поэмы: опыты Кантемира, Ломоносова, Сумарокова в жанре эпопеи остались на стадии планов и первых песен поэмы. Первая оригинальная эпическая поэма — «Россиада» М. М. Хераскова — появилась в 1779 г.

Но до этого русская литература обогатилась двумя образцами бурлескной ирои-комической поэмы — «Елисей, или раздраженный Вакх» (1771) Василия Ивановича Майкова (1728—1778) и «Душенька» (1775—1783) Ипполита Федоровича Богдановича (1743—1803), которые в историко-литературной перспективе имеют несравненно большее значение, чем правильная героическая эпопея уходящего классицизма. Термин «бурлеск» (от итальянского слова «burla» — шутка; употребляется также термин «травести» — от латинского «travestire» — переодевать) обозначает род смехового словесного творчества, весьма близкий к пародии, поскольку для достижения комического эффекта бурлеск пользуется теми же приемами, что и пародия: разрушая устойчивые жанрово-стилевые единства и совмещая разножанровые сюжет и стиль, бурлеск извлекает смеховой эффект из несоответствия формы и содержания.

Поэму «Душенька» И. Ф. Богданович закончил в 1775 г., первая песня поэмы была опубликована в 1778 г.; полный текст в 1783 г. И самое первое, что, вероятно, бросилось в глаза первым читателям «Душеньки», — а поэма Богдановича была очень популярна — это принципиально новая эстетическая позиция, с которой поэма написана. Богданович демонстративно противопоставил свое легкое, изящное, не претендующее на нравоучение и мораль сочинение еще вполне устойчивым взглядам на литературу как «училище нравственности»: «Собственная забава в праздные часы была единственным моим побуждением, когда я начал писать “Душеньку”» , — так сам Богданович обозначил свою эстетическую позицию, которую в точном и прямом смысле слова можно назвать именно «эстетической». «Душенька» — это один из первых образцов не то чтобы развлекательного чтения; это произведение, имеющее конечным результатом своего воздействия на читателя именно эстетическое наслаждение в чистом виде без всяких посторонних целей.

Пассивная политическая позиция Хераскова, его отход от гражданского рационализма были вызваны разочарованием в прогрессивной дворянской государственности. В период формирования в России новых капиталистических отношений, в период усиления меркантильных интересов у правящих дворянских кругов, роста социальных противоречий и явного преобладания реакционных тенденций в политике дворянского государства Херасков, не веря в разумную социальную гармонию, предпочитает уклониться от активной социальной борьбы, уйти в мир нравственно-философских раздумий. Разочарование «в идеалах прогрессивной дворянской государственности, отказ от служения обществу на основе разума и гражданского долга и увлечение религиозно-этическими исканиями, бегство от умственной абстракции эмоциональной рефлексии и от суетной столичной жизни в сельское уединение» — это новое миросозерцание Хераскова отразилось прежде всего на его поэзии («Новые оды», изданные 1762 г., и «Философические оды и песни», изданные в 1769 г.) и на литературной позиции руководимого им журнала «Полезно увеселение». В этом-то и заключалась самая главная перемена. Как писал сам Державин, с 1779 он избрал «свой особый путь». Строгие правила классицистской поэзии больше не сковывали его творчество. После сочинения «Оды к Фелице» (1782), обращённой к императрице, был награждён Екатериной II. Назначен губернатором олонецким (с 1784) и тамбовским (1785-88).

С этого момента и до 1791 основным жанром, в котором Державин работал и добился наибольших успехов стала ода — торжественное поэтическое произведение, чья звучная и размеренная форма всегда была близка представителям классицистской поэзии. Державин, однако, сумел преобразовать этот традиционный жанр и вдохнуть в него совершенно новую жизнь. Не случайно выдающийся литературовед Ю.Н. Тынянов писал о «революции Державина». Произведения, сделавшие Державина знаменитым, такие, как «Ода на смерть князя Мещерского», «Ода к Фелице», «Бог», «Водопад» были написаны непривычным для того времени языком.

6 вопрос.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм в русской литературе – определенный виток в искусстве, придававший особое значение таким жанрам, как эпическая поэма, ода, трагедия. Основателем жанра оды по праву считается Ломоносов, трагедии – Сумароков. В оде совмещались публицистика и лирика. Комедии имели прямое отношение к античным временам, в то время как в трагедиях повествовалось о деятелях отечественной истории. Говоря о великих российских деятелях периода классицизма, стоит сказать о Державине, Княжнине, Сумарокове, Волкове, Фонвизине и др.

Классицизм в русской литературе 18 в., как и во французской, опирался на позиции царской власти. Как говорили сами представители классицизма, искусство должно стоять на страже интересов общества, давать людям определенное представление о гражданском поведении и морали. Идеи служения государству и обществу созвучны интересам монархии, поэтому классицизм приобрел распространение по всей Европе и в России. Но не стоит ассоциировать его только лишь с идеями прославления власти монархов, российские писатели отражали в своих произведениях интересы «среднего» слоя

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.