Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А.И. СОЛЖЕНИЦЫН. Гроза в горах. В.П. АСТАФЬЕВ. Летняя гроза



А.И. СОЛЖЕНИЦЫН

Гроза в горах

Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом.  Мы выползли из палаток – и затаились.

Она шла к нам через Хребет.

Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая

молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлю - чат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показывалось нам, что есть уже твёрдая земля, – и снова всё было мрак и бездна.

Вспышки надвигались, чередовались блеск и тьма, сиянье белое, сиянье розовое,

сияние фиолетовое, и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, – а когда исчезали, нельзя было поверить, что они есть.

Голос грома наполнил ущелья, и не слышен стал постоянный рёв рек. Стрелами

Саваофа молнии падали сверху в Хребет, и дробились в змейки, в струйки, как бы раз-

брызгиваясь о скалы или поражая и разбрызгивая там что живое.

И мы… мы забыли бояться молнии, грома и ливня – подобно капле морской, которая не боится ведь урагана. Мы стали ничтожной и благодарной частицей этого мира.

Этого мира, в первый раз создававшегося сегодня – на наших глазах.

 

В.П. АСТАФЬЕВ

Летняя гроза

Мы так увлеклись рыбалкой, что не заметили дождя, мелкими шажками подкравшегося к нам из-за леса. Он густел, расходился, и вскоре на протоке сделалось тесно отпузырьков, которые, не успев народиться, лопались и расходились кружками. Дождь был так густ, что ветер не мог пробраться сквозь него и сконфуженно залег в лесу.

Мы заторопились и поплыли к островку, где был хвойный лес, окруженный со всех сторон покосами. Схватили рюкзаки и бросились к пихтам. Под ними лежала рыжая сухая трава. Дождь сюда не проникал. Но мы уже вымокли и продрогли. Не хотелось шевелиться. Однако надо было разводить костер. И с великим трудом мы его развели.

А дождь прибавлял прыти. Огромная черная туча наползала на реку, и в одну минуту стало темно. Затем дождь разом прекратился. И тут же порывы ветра понеслись по реке, морща и волнуя воду. Сверкнула нервная молния, прогрохотал гром, и ветер опять сник.

Стало тихо.

Только крупные капли, скатываясь с мокрых смолистыx ветвей пихт, звучно шлепались о широкие, сморщенные листья чемерицы, уже пустившей по четвертому побегу, да с той стороны реки доносилось тревожное блеяние коз, пасшихся по лесу.

Молнии зачастили. Они прошивали насквозь темную тучу яркими иглами и втыка-

лись в вершины гор, то отчетливо видных, то исчезавших во мраке. Гром грохотал почти беспрерывно.

Мы ждали бешеного ливня.

Но удивительное дело: грозная туча спустила на землю тихий, грибной дождь, сама же, громыхая в отблесках молний, поплыла дальше, волоча за собой пушистый, раздвоенный хвост. Этот хвост чисто смел все на своем пути. Снова появилось голубое небо с умытым и довольным ликом солнца.

И разом ожило все вокруг: запели птицы, затрещали крыльями бекасы, мимо нас

побежала шустрая мышка. Туча была далеко. Она уползала за перевалы и все еще метала яркие стрелы, но звуки грома до нас уже не доносились.

 

Вопросы

1. В каких из приведенных произведений возникают библейские образы и мотивы?

2. Во всех трех произведениях человек наблюдает за летней грозой, но у А.Солженицына и В.Астафьева речь идет о впечатлении группы людей, а И.Тургенев пишет от лица «я». Как это помогает авторам выразить суть переживания героя-рассказчика?

3. Приведенные тексты относятся к жанру «стихотворений в прозе». Кто из авторов более сосредоточен на лирическом переживании, а кто стремится воплотить эпическое представление о природе, максимально расширить пространство изображения (выберите только два произведения и обоснуйте свою позицию)?

4. Какие конкретные художественные приемы используют авторы при описании грозы? Объясните, какое значение в текстах у названных авторов имеет слово «капля».

5. Как различаются приведенные словесные пейзажи по конкретным цветовым решениям? В каких случаях присутствует конкретная передача цвета и световых элементов, а где доминирует цветосветовая символика?

6. Имеют ли значение для авторов ландшафтные особенности пейзажа? Объясните их психологический и символический смысл.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.