Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Историография



 

Министерство образования и науки Украины

ДНУ им. Олеся Гончара

 

 

Доклад на тему:

Развитие Священной Римской Империи в 13 веке. Приход к власти Рудольфа I Габсбурга.

 

Студентка гр. ИИ-11-1

Сивак И. И.

Преподаватель Венгер А. Г.


Историография

 

Либеральная историография XVIII-XIX вв. в лице Ф. Шлоссера, Г. Гервинуса и др. порицала императорскую политику германских королей за ее антинациональную направленность, видя в ней причину государственного распада Германии, за который приходилось расплачиваться немцам в новое время перед могущественными и сплоченными европейскими государствами.

Политическая заостренность борьбе мнений вокруг «Священной Римской империи» была придана разразившимся в середине XIX в. спором Г. Зибеля с Ю. Фиккером. Прусский историк Г. Зибель, придерживавшийся малогерманской политической ориентации (объединение Германии под эгидой Пруссии и без Австрии) выступил против хвалебных гимнов в адрес «Священной Римской империи», содержащихся в книге известного немецкого историка В. Гизебрехта[2]. Зибель указал на пагубные последствия итальянской политики германских королей как для национального единства Германии, так и особенно для «более перспективной», по его мнению, захватнической политики на славянском Востоке.

Против этой сугубо отрицательной оценки «Священной Римской империи» выступил австрийский историк и сторонник великогерманской политической ориентации (объединение Германии под эгидой Австрии) Ю. Фиккер. Он доказывал, что средневековая Германская империя не являлась ни национальной, ни мировой, но в условиях того времени представляла «самое совершенное государственное образование... призванное разрешить как национально-германские, так и мировые проблемы».

В изданной в 1943 г. книге М. Линтцеля об имперской политике Оттона IАвтор правильно указывает, что «споры о пользе и вреде исторических действий и событий похожи на квадратуру круга» в статье «Величие и падение Священной империи» (1954) Т. Майер называл эту империю образцом политического и духовно-религиозного единства Запада и объяснял ее падение нарушением этого единства в результате конфликта между папством и императорской властью.

Историки  характеризуют «Священную Римскую империю» как некое наднациональное государство, основанное на религиозно-политическом единстве всей Западной Европы.

Колесницкий Николай - «Священная Римская империя»: притязания и действительность

В книге рассказывается о важнейших этапах истории «Священной Римской империи» от ее возникновения до фактического крушения в середине XIII в. Автор развенчивает мифы, созданные буржуазной немецкой историографией вокруг этого государства, показывает истинную суть его экспансионистской политики, пагубно повлиявшей на внутриполитическое развитие страны, которая не только не добилась господства над государствами Европы, но и сама была ввергнута в политический хаос. Перу автора принадлежит ряд работ по истории средневековой Германии: «Исследование по истории феодального государства в Германии (IX – середина XII в.)» (М., 1959); «Феодальное государство» (М., 1967) и др.

Карл Лампрехт История германского народа. 2 тома

В "Истории Германии" Лампрехт попытался дать синтетическую картину развития немецкого народа, стремясь сделать главным предметом освещения историю культуры в широком смысле слова (включая экономику и общественные отношения).

 Лампрехт истолковывал исторический процесс как закономерное эволюционное развитие, главным содержанием которого является культурный прогресс, а носителем - нация. Утверждая, что объектом изучения должен быть коллектив, а не отдельная личность, гл. движущей силой истории считал развитие социальной психики.

 Исторически сменяющиеся типы ее определяют, по Лампрехту, характер различных культурно-исторических эпох; понятие "культурно-историческая эпоха" он противопоставлял марксистской категории "общественно-экономической формация".

 Наряду с политическим развитием Германии, автор изображает развитие ее общественного строя и духовной жизни. Вопросы культуры признаются равнозначительными, если не более важными, с вопросами политическими.

 Автор делает попытку уяснить взаимодействие материальных и духовных сил развития в истории Германии и изложить общее развитие основ и ступеней прогресса как в материальной, так и в духовной культуре страны.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.