Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эстетика модернизма



Эстетика модернизма

Важнейшие тенденции нового мироощущения и новой культуры наметились еще в конце XIX века. Уже тогда мир становился иным. «Драматургия времени становилась напряженнее и тревожнее, как в силу стремительного роста повсеместной социальной конфронтации, так и благодаря невиданной динамичности той субстанции, которую еще не определили термином «информационное поле». Сообщения о катастрофах, военных конфликтах благодаря телефону и телеграфу распространялись с невиданной стремительностью и заставляли человечество постоянно ощущать всеобщую и опасную взаимозависимость. Об этом же напомнила и Первая мировая война, которая заставила мир ощутить роковую взаимозависимость каждого от всех.

Это повлекло за собой обособление искусства от общественной и социальной проблематики. Участие в политической и даже революционной борьбе, которой увлекались многие деятели культур XIX века уступило место апатии: многочисленнее бойни не принесли удовлетворения и ожидаемой свободы. В итоге, деятели искусства отказались от служения общественным задачам во имя решения исключительно внутри художественных задач.

Модернизм был подготовлен декадентством, то есть особым миропониманием, распространенным в конце XIX – начале XX вв. и характеризовался неприятием реальной жизни, культом красоты, отрицанием социальных проблем, восприятием жизни как эстетического процесса. Кроме того, модернизм был подготовлен авангардизмом, особо новаторским искусством, представители которого в манифестной форме призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, резко противоречащее традиционному искусству.

На искусство модернизма оказали влияние идеи философов Шопенгауэра, Ницше, Фрейда, Камю, Сартра, Бергсона.  Некоторые модернистские произведения (особенно в литературе) становились своеобразным художественным воплощение философских идей. Еще одно важной философское течение оказавшее влияние на всю культуру XX века – экзистенциализм, и его главный предтеча, Мартин Хайдеггер, объявивший о «заброшенности человека в мир». «Резкое расхождение прошлого и настоящего – характерный признак нашего времени, объясняющий тревогу в душе каждого нашего современника. Мы чувствуем, что вдруг оказались на земле в одиночестве, что мертвые умерли не в шутку, а по-настоящему, что они уже никак не могут нам помочь», - писал Хосе Ортега-и-Гасет[1].

В итоге сформировалось особое течение в искусстве и культуре – модернизм, основными чертами которого стали:

1. Разрыв реалистических традиций, торжествовавших в XIX веке. Художники (в широком смысле), уходившие от реальности, уходили и от реализма. Уже импрессионисты (Клод Моне, Эдуард Мане, Огюст Реунар) пришли к изображению не достоверных пропорций и точной светотени, в к изображению собственного впечатления – моментального субъективного слепка с реальности.

 

2. Отказ от изображения социальных и исторических реалий. Несмотря на то, что большинство художников жили во времена Первой мировой войны, а некоторые даже принимали в ней участие, мало кто писал о ней или изображал на своих полотнах. Так, в главной книге начала XX века – «Улиссе» Джеймса Джойса, которую автор писал буквально нога в ногу с Первой мировой, нет ни одного слова о войне. Ни одного слова о войне в 700-страничном томе, который при этом воспринимается как довольно пацифистское произведение. Тот же прием исповедовали и художники-дадисты. Дадаизм появился в разгар войны, в 1916 году в Цюрихе. «Потрясенные бойней Мировой войны 1914 года, мы в Цюрихе (Швейцария, как известно, самое безопасное место во время всех войн – прим.) посвятили себя искусству. В то время, как в отдалении грохотали пушки, мы пели, писали, клеили коллажи и сочиняли поэмы. Мы стремились к искусству, в основе которого была бы способность исцелить век от безумия и найти тот новый порядок вещей, который бы восстановил равновесие между небом и адом»[2]. Акции дадаистов также не говорили о войне. Таким образом, отказ от разговоров о войне стал главным пацифистским методом нового века. Художники-модернисты хотели предложить людям нечто альтернативное ружьям и бесконечным новостям о положении дел на фронте и количестве раненных. Такие ужасные вещи не должны быть в центре миросистемы, считали они.

 

3. Субъективизм. Вместе с отходом от изображения исторических реалий, художники-модернисты обратились к глубокому исследованию человеческого сознания, а иногда и подсознания. Этому способствовал субъективизм. Так, Марсель Пруст написал цикл романов «В поисках утраченного времени» , пытаясь разобраться в том, как работает человеческая память. А материалом ему послужила его собственная молодость и семья. В изобразительном искусстве первыми субъективистами стали импрессионитсы, которые изображали на картине свое впечатление от чего-либо. Еще глубже субъективизм развивали эксперссионисты, которые своей главной целью считали выражение на картине внутреннего чувства и эмоции. На излете модернизма этим же занимались и абстрактные экспрессионисты – Джексон Поллок и Марк Ротко.

 

4. Протест против всякой традиции. Хосе Ортега-и-Гасет писал, что модернизм «состоит единственно из протестов против старого»[3]. Главный образ его статьи – это мир, пустившийся в пляс, молодой, которого уже не держат вековые традиции прошлого. Можно сказать, что модернизм живет отрицанием. И главный прицел его отрицания – это реализм, властвовавший в прошлом веке, требовавший канона, который модернизм пытается уничтожить, создавая не только школы, но и отдельных художников.

 

5. Преобладание формы над содержанием. Искусство модернизма ставит во главу угла прием, который нередко доводит до абсолюта. Так, в «Улиссе» Джойс сознательно избегает линейного повествования, ив каждом из эпизодов прибегает к некому приему –где-то он строит эпизод в форме катехизиса, где-то пытается подделать его строй под фугу, где-то вываливает на читателя всю историю английского языка – от языка средневековых трактатов до диалекта кокни. В итоге получается причудливое, необычное произведение, где сама форма становится содержанием. То же и в изобразительном искусстве. В начале века было разработано несколько художественных течений, каждое из которых возводило в абсолют единственный прием – кубизм (стремление раздробить реальные объекты на стереометрические формы. «Авиньонские девицы» П. Пикассо,1907), фовизм (вся форма отдана краске. «Фовистский пейзаж» А. Морера), абстракционизм (достижение «гармонизации» с помощью сочетания цвета и геометрических форм). Содержание перешло в форму. На общем фоне выбивается только архитектура модернизма, где на первое место выходит функция, а форма лишь служит ей. Главными представителями такой архитектуры стали конструктивисты – Ле Корбюзье, Моисей Гинзбург, Мис ван дер Роэ.

 

6. Синтез искусств.В эпоху модернизма получил свое развитие синкретизм: художники активно черпали идеи и приемы в других искусствах. Так, Кандинский, создаваясвои импровизации и композиции, часто пытался «нарисовать музыку». Один из главных эпизодов «Улисса» - «Сирены» - построен по принципу фуги. Кроме того, литература модернизма многое почерпнула из совсем молодых искусств – кинематографа и фотографии. Установка на документальность (не реализм) и наглядность стали одними из важных составляющих того же «Улисса». Известно, что, когда Джойс писал некоторые эпизоды своего произведения, то часто читал дублинские газеты, датированные 16 июня 1904 (именно в этот день происходит действие романа),чтобы не упустить деталей и не исказить фон, на котором разворачивается действие. Изобразительное искусство, напротив, уходит от фотографии и кинематографа, считая их своими конкурентами. Развитие получает именно нефигуративная живопись. Архитектура черпает вдохновение у живописи: конструктивизм, архитектура прямого угла, берет свою основу у кубизма.

 

7. Дегуманизация.Хосе Ортега-и-Гасет в своей статье «Дегуманизация искусства» задается главным вопросом: «Почему современное (т.е. модернистское) искусство сопровождается таким оглушительным неуспехом?» Ортега-и-Гасет приходит к выводу, что причина кроется в том, что искусство перестало походить на жизнь, а основная масса зрителей искусства – это обычные люди, которые как раз привыкли к этой «жизненности». Но самое главное, что его это ничуть не расстраивает: «Это будет искусство не для масс людей, а для художников. Искусство касты, а не демократическое искусство». Это и есть дегуманизация искусства, которая и произошла в эпоху модернизма.

Но несмотря на дегуманизацию, модернизм стал своеобразным амортизатором. «Искусство,- писал Выготский, - есть важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни». Эта роль амортизатора искусства возросла в силу резких и быстрых перемен – социальных, этических, политических. Можно сказать, что искусство – часто безумное – пыталось спасти общество от безумия другого рода, порожденного созерцанием войны, концентрационных лагерей (Первой мировой войны), бурного технологического скачка. Все эти явления привели к тому, что человеческий разум перестал чувствовать свою безграничную силу. Рациональный подход к трактовке бытия потерпел крах. В XIX – самом рациональном – веке мир мыслился как организованная и упорядоченная система. И вдруг эта систему рухнула на глазах, и именно искусство стало тем «амортизатором», которое пыталось превратить хаос в систему, наполнить мир новыми ценностями. Тот же «Улисс»Джойса, стремящийся к всеохватности, к тотальности, попытка понять место современного человека в мире, попытка создания новой мифологии. Надо сказать, что не обошлось и без точных наук. Так, Эйнштейн открыл броуновское движение и теорию относительности, которые уменьшили веру человечества и в собственный разум, и в прочный миропорядок.

Общество находилось в поисках выхода из сложившегося кризиса, и этот процесс отразился не только в создании абстрактных философских теорий, но и в тоталитарных режимах, которые сформировались в России, Германии и некоторых других странах. Во многом эти режимы смогли появиться благодаря стремлению людей эпохи модернизма к порядку, и как следствие доверчивости людей. Диктаторы обещали превратить хаос в порядок, но тут грянула Вторая мировая война, и люди, вчера еще верившие диктаторам, вдруг осознали всю ничтожность модернистских идей. Произошла очередная переоценка ценностей. Наступила эпоха постмодернизма.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.