Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Концепция национальной безопасности Франции



Концепция национальной безопасности Франции

Концепция национальной безопасности – это система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности

Франция

Национальные особенности формирования политики национальной безопасности:

Во Франции существует устойчивое внутреннее согласие о том, что страна является великой мировой державой. В ее основе лежит голлизм. (Он зародился с приход к власти в 1958 г. Шарля де Голля и утверждение режима V Республики. Это ознаменовало начало радикального пересмотра национальной доктрины Франции. В ее основу де Голль положил лозунг «независимости» и «величия Франции». Идея безопасности французской нации была возведена в категорию абсолютных ценностей.)

Эта идея была далее конкретизирована в следующих положениях, которые, в целом, не устарели для Франции до сих пор :

· Независимая внешняя политика.

· Независимые ядерные силы сдерживания как основа национальной обороны.

· Рациональное управление своим наследием — поддержание тесных связей с бывшими французскими владениями.

· Европейская интеграционная организация, созданная по инициативе Франции как усилитель мощи европейских стран.

 

 

В отличие от многих стран (например, Японии), Франция не отягощена комплексом вины из-за своего колониального прошлого. Это дает ей повод для претензий на глобальную роль в мире. Это выражается в стремлении играть роль посредника между ведущими западными странами и государствами “третьего мира”.

В отличие от США, Франция никогда не стремилась к одностороннему гегемонизму.( Гегемо́ния — политическое, экономическое, военное превосходство, контроль одного государства над другим.) Традиционно обеспечение безопасности ею рассматривается посредством равновесия великих держав в рамках многополярного мироустройства.

Франция также рассматривает военные инструменты в качестве основы обеспечения политики безопасности и своей независимости, что находит подтверждение, например, впроведении собственной ядерной политики или в стремлении внедрить в ЕС собственное видение развития оборонных возможностей Союза.

Можно выделить три основополагающих принципа, на  которых строится внешняя и внутренняя политика Франции:

1)“Тьермондизм” определяет для Франции необходимость постоянной глобальной вовлеченности как “обязательств и ответственности” за свои подмандатные территории и содействие в развитии своим бывшим колониям (т.е. странам третьего мира.)

2)“Евро-африканский периметр” определяет важность участия Франции в формировании регионального порядка как в Средиземноморье, Северной Африке, так и на Ближнем Востоке и прилегающих к нему акваториях.

3)“Евроцентризм” определяется особой важностью состояния безопасности в Европе и участия в европейских делах, где Франция традиционно рассматривает себя как регионального лидера, сдерживая при этом европейские аппетиты США, Великобритании, Германии.Следует отметить, что французский «евроцентризм» всегда имеет примесь «атлантизма» (т.е. ориентации на США), уровень которого зависит от видения действующего президента Республики.

 

В официальных заявлениях и программных документах французского политического руководства национальные интересы Франции делятся на три категории:

· Жизненные — обеспечение суверенитета и территориальной целостности, защита населения.

· Стратегические — поддержание мира на Европейском континенте и прилегающих районах (в частности в Средиземноморье).

· Государственные — международная ответственность Франции, в том числе как постоянного члена СБ ООН.

 

В соответствии с Конституцией Пятой Французской Республики, можно составить структуру органов власти в области обеспечения национальной безопасности Франции, которая представлена на рисунке 1.

 

Руководство обеспечением национальной безопасности Франции возложено на президента Республики. В соответствии с Конституцией 1958 г., президент является «гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров», а также главнокомандующим вооруженными силами.

 

Во Франции отсутствует единый документ, в котором регулируются вопросы обеспечения национальной безопасности

Во Франции со второй половины XX в. сложилась традиция изложения взглядов политического руководства на проблемы безопасности и обороны страны в «Белых книгах». «Белая книга» — наименование доктрины по вопросам обороны и национальной безопасности Франции. В ней прописывается стратегическая концепция, распределение бюджета, взаимоотношения с различными странами.

 

Концепция 1972 года. В 1972 году была опубликована первая «Белая книга по национальной обороне», и как следует из названия и содержания посвящена в большей части вопросам военной или внешней безопасности. Она фактически подвела итог одиннадцатилетнего срока президентства Шарля де Голля. За это время Франция практически полностью восстановилась после Второй Мировой Войны, стала третьим государством обладающим ядерным оружием, активно включилась в процесс интеграции в Европе.

В «Белой книге» 1972 г. закреплялся отказ от вступления в военные блоки, в частности в военную организацию НАТО. Широко были рассмотрены вопросы финансирования оборонного заказа и развития военной промышленности, программы вооружении на ближайшие годы. Белая Книга 1972 г. абсолютно не касается вопросов внутренней безопасности, разведывательной и контрразведывательной деятельности. Это связано с тем, что в качестве основных угроз безопасности государства руководители Пятой Республики выделяли угрозы военного характера, которые требовали принятия и разработки военных мер противодействия им.

Концепция 1994 года.К 1994 году был подготовлен документ «Белая книга по обороне и национальной безопасности», в котором излагались новые направления стратегии национальной безопасности и кардинальные изменения, которые следовало произвести в вооруженных силах страны.

Какие последовали изменения:

Во-первых, сфера французских интересов приобрела глобальный характер. Традиционные внешнеполитические интересы Франции распространялись только на те регионы, с которыми она связана исторически или географически. С 1994 г. концепция интересов становится глобальной. Безопасность Франции поставлена в зависимость от международной стабильности, от предупреждения кризисов в Европе и за ее пределами. В этих целях планировалось разместить силы и средства перехвата, предупреждения, реагирования на кризисные ситуации вне национальной территории.

Во-вторых, впервые, помимо военных угроз безопасности Республики отдельно выделен терроризм, как основная угроза не военного характера, которая оказывает влияние на безопасность Франции, а также религиозный и национальный экстремизм, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

В-третьих, отдельный раздел посвящен разведке, как деятельности органов государства. Разведка признана в качестве необходимой составной части оборонной стратегии Франции. Но можно отметить, что речь в «Белой книге» 1994 г. шла преимущественно о военной разведке и лишь в малой части внешнеполитической или внутренней разведке. В 2006 году появляется первая концепция противодействия терроризму – Белая книга по внутренней безопасности.

 

Концепция 2008 года.Если стержнем Белой книги 1972 года было «сдерживание», в 1994 году — «проецирование силы», то в «Белой книге по обороне и национальной безопасности» 2008 года — «знание и прогнозирование».

Отличие концепции 2008 года:

Первое, что необходимо отметить, что за всю послевоенную историю Пятой Республики основная роль в обеспечении безопасности отводилась вооруженным силам, а военная доктрина являлась составной частью концепции национальной обороны. Изложенная в «Белой книге» 2008 г. стратегия национальной безопасности, определяет, что безопасность государства представляет собой не только политику в оборонной сфере, но и включает в себя политику в сфере обеспечения внутренней безопасности, а также согласованную экономическую и внешнюю политику, направленные на предотвращение внутренних и внешних угроз государству.

Во-вторых, изменение подхода к пониманию безопасности государства, повлекло за собой необходимость пересмотреть угрозы безопасности. В данной концепции основными угрозами безопасности были названы: терроризм, угрозы в сфере информационной безопасности, шпионаж и политика оказания влияния, контрабанда оружия и наркотических средств, а также незаконная миграция. Белая книга 2008 года испытала сильное влияние американской военной мысли, которая отталкивалась от событий 11 сентября 2001 г., определяя международный терроризм в качестве основной угрозы. 26 июля 2012 года была создана комиссия по разработке «Белой книги», на которую должна была быть возложена задача пересмотреть основные положения стратегии национальной безопасности, с учётом изменений статуса Франции в НАТО и последствий Мирового экономического кризиса.

Концепция 2013 года. В результате долгой работы в 2013 году была опубликована «Белая книга по обороне и национальной безопасности».

В документе сформулированы пять «базовых стратегических функций (направлений деятельности)», которые должны быть готовы выполнять и национальные вооруженные силы, и соответствующие государственные ведомства:

1) Обладание необходимой информацией и способность предупреждать события. Под этим подразумевается способность военного ведомства и агентств безопасности собирать всю необходимую информацию о потенциальном противнике, новых угрозах и вызовах.

2) Предупреждение или действие на опережение. Главная цель — недопущение возникновения серьезных угроз или вызовов национальной безопасности Франции.

3) Сдерживание, под которым понимается в первую очередь ядерное сдерживание, остающееся одним из приоритетных средств обеспечения национальной безопасности республики. По мнению ее военно-политического руководства и авторов «Белой книги», ядерное сдерживание — это верный гарант безопасности и независимости Франции. Единственная его цель — недопущение агрессии со стороны любого иностранного государства и нанесения вреда национальным интересам страны, в каком бы виде и с какой стороны подобные угрозы ни последовали бы.

4) Защита, под которой понимается как непосредственное обеспечение военными и полицейскими методами безопасности населения и целостности территории самой Франции, так и «способность общества в целом восстанавливаться после сильного кризиса и продолжать жизнедеятельность в прежнем режиме».

5) Вмешательство, которое признается одним из основных методов использования французских вооруженных сил для защиты интересов национальной безопасности. Причем предупреждение и вмешательство — задачи неразделимые, которые необходимо решать только вместе.

 

Таким образом, проведя анализ национальной безопасности Франции, можно сделать следующие выводы:

1. Основы национальной безопасности Франции закреплены в «Белой книге 2013» и характеризуются, в основном, военной политикой в части обороны страны и стран-союзников, защитой государственных стратегических интересов и приоритетов в сфере поддержания государственной целостности и суверенитета, а также международного сотрудничества и содействия миру во всём мире.

2. Экономическая безопасность во Франции официально не закреплена (не имеет единого нормативно-правового акта в области обеспечения экономической безопасности), по крайней мере на доступном нам уровне (в открытом доступе) данные документы отсутствуют.

3. Структура органов власти, имеющих полномочия, связанные с обеспечением национальной безопасности достаточно обширна. Это, в свою очередь, свидетельствуют о высоком внимании к национальной безопасности, что позволяет поддерживать её на высоком законодательном уровне.

4. В целях обеспечения национальной безопасности во Франции активно развиваются военные силы, в большей мере, за счёт увеличения количества и мощности боевой техники, однако численность живой силы сокращается.

5. Также в целях обеспечения национальной безопасности, Франция участвует в международных организация и ведёт активную внешнюю политику.

 

Таким образом, национальная безопасность Франции подробно закреплена в законодательстве, но имеет в основном военно-политических характер с практически полным отсутствием экономических положений по её обеспЕчению.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.