ЛИТЕРАТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. Архитектура
НАЧАЛО XX ВЕКА
Система начального, среднего и высшего образования в России начала XX в. основывалась на принципах, выработанных в пореформенное время.
· 94 % начальных школ являлись одноклассными училищами с курсом обучения в 2-3 года.
В начале столетия продолжалось создание женских высших учебных заведений.
Годы
| События
| 1903 г.
| В столице открылся Женский педагогический институт
| 1904 г.
| Петербургский женский медицинский институт приравняли к медицинским факультетам университетов
| 1908 г.
| В Москве возобновили работы Высшие женские курсы В.И. Герье и открылись Высшие сельскохозяйственные курсы под руководством Д.Н. Прянишникова
|
Законом 1911 г. признавалось право женщин на высшее образование и получение по окончании вуза тех же прав, что и мужчин.
Известностью пользовались Высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования П. Ф. Лесгафта. Народный университет Шенявского.
ЛИТЕРАТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Размежевание творческих сил обеспечило Серебряному веку широкое разнообразие художественных направлений.
Направления
| Представители
| Реализм
| Традиции реалистической литературы XIX в. сохранили в своём творчестве Л. Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, М. Горький
| Разнообразные течения модернизма
| Символизм — наиболее раннее проявление модернизма
| Символистами называли себя Д.В. Мережковский, З. Гиллиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, В. Иванов, А. Белый, А.А. Блок.
| Акмеизм
| К этому направлению принадлежали Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, М.А. Кузьмин, воспевавшие первозданные чувства, гордую и сильную личность. Они провозглашали возврат к вещному миру
| Футуризм
| Творчество футуристов, чей манифест «Пощёчина общественному вкусу»
(цитата)
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с чёрного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным.
С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока ещё и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то всё же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
появился в 1912 г., отличалось радикальным изменением литературной формы. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Футуризм не отличался единством. В нём представлены:
Кубофутуристы — В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский, А. Крученых, В. Каменский;
Эгофутуристы — И. Северянин, который возглавил Ассоциацию эгофутуристов. В неё входили П. Кокорин, П. Широков, И. Лукаш и другие
|
Архитектура
|