Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ситуационные задачи



 

Выполнила студентка ф-та клиническая психология 4к 1гр Алексеева Т.В.

Ситуационные задачи

Задача 1. К психологу обратилась женщина, у которой в последний месяц возникли трудности во взаимоотношениях с мужем. Муж стал дольше задерживаться на работе, чаще уходить из дома, проявлять раздражительность, беспокойство и вспыльчивость. Практически перестал помогать жене в ведении домашнего хозяйства. Со слов жены раньше муж всегда был заботливым, внимательным и помогающим. Выяснилось, что два месяца назад в семье родился ребенок, которого супруги ждали на протяжении большого количества времени (жена не могла забеременеть в течении трех лет супружеской жизни).

1. Какая форма системного нарушения здесь представлена?

2. Кто является «носителем симптома»?

3. Можно ли связать изменения поведения мужа с рождением долгожданного ребенка?

4. Что вы можете предложить для разрешения данной проблемы?

Задача 2. К психологу обратилась семейная пара с жалобами на своего семилетнего сына, у которого некоторое время назад возникло ночное недержание мочи. Практически каждую ночь сын будит родителей с просьбой поменять ему белье. При беседе обнаружилось, что родители мальчика приняли решение о расторжении брака. В разговоре с ребенком было выявлено, что он боится остаться один и что он считает себя причиной развода. Ночному недержанию зачастую сопутствуют ночные кошмары.

1. Кто является «идентифицированным пациентом»?

2. Какую тактику нужно предпринять психологу при работе с данной семьей?

3. Имеет ли место механизм психологической защиты в случае мальчика? Если да, то какой?

Задача 3. К психологу обратился мужчина, 48 лет, врач по профессии, с жалобами на постоянно пониженное настроение, на возникновение чувства тревоги, безнадежности, на снижения памяти, трудности в концентрации и переключении внимания. Также предъявляет жалобы на «отсутствие сил», болевые ощущения в области сердца, одышку, головные боли, на нарушение сна и аппетита. Многократные медицинские обследования соматической патологии не выявили. На работу мужчина ходит с большим трудом, возникли трудности во взаимоотношениях с пациентами.

1. Какой синдром наблюдается у данного мужчины?

2. Какая фаза данного синдрома?

3. Что необходимо делать психологу в данном случае?

4. Какие рекомендации можно дать для предупреждения развития этого синдрома?

Задача 4. В процессе первой фазы групповой психотерапии ее участники, не наблюдая со стороны психотерапевта ожидаемой активности, начинают проявлять недовольство и тревогу.

1. Как вы считаете, правильно ли ведет себя психотерапевт в данном случае?

2. Что формируется в результате пассивности психотерапевта и является ли это необходимым?

Задача 5. В первую фазу развития психотерапевтической группы, когда психотерапевт занимает пассивную позицию, ее участники, после знакомства друг с другом, начинают концентрировать свое внимание на молодом человеке, представителе молодежной субкультуры. Большинство участников начинают критиковать его образ жизни и всячески поучать.

1. Как называется представленный здесь период первой фазы групповой психотерапии? Какой вариант этого периода? В результате чего он формируется?

2. Является ли подобная активность пациентов конструктивной и психотерапевтически важной?

3. Как нужно вести себя психотерапевту в данном случае?

Задача 6. К психологу обратилась мать восьмилетнего мальчика. Проблема состоит в том, что сын стал проявлять агрессию по отношению к окружающим и самой матери. На замечания и просьбы мамы не обращает внимания или проявляет реакцию негативизма. Так же мальчик стал заметно отставать в усвоении школьной программы. Появились жалобы учителей на плохую успеваемость и неуправляемость поведения. В разговоре с матерью выявилось, что два года назад она развелась с отцом мальчика, а несколько месяцев назад в ее жизни появился другой мужчина. По отношению к новому мужчине мамы сын относится недружелюбно, агрессивно, заявляет матери, что уйдет из дома и хочет жить с отцом, с которым после развода видится примерно раз в месяц.

1. О какой форме системного нарушения можно говорить в данном случае?

2. Назовите причины данного нарушения.

3. Кто является «идентифицированным пациентом»?

4. Каким образом можно разрешить сложившеюся ситуацию?

Задача 7. В семье возникла проблема: постоянная агрессия и прессинг со стороны мужа. Свою агрессию глава семейства проявляет в отношении всех членов семьи (жены, детей). Мужчина постоянно недоволен домочадцами, повышает на них голос, зачастую применяет физическую силу. В общении с мужем выясняется, что некоторое время назад его понизили в должности и возникло множество других трудностей на работе, конфликты с начальством. Мужчина обвиняет жену и детей в безразличии к нему и к его трудностям.

1. Какой вид нарушения семейной коммуникации вы видите?

2. Имеет ли место дисфункциональный стиль совладания со стрессом в случае мужа? Если да, то какой?

3. Как можно помочь данной семье?

Задача 8. Пациенту сообщили о наличии у него онкологического заболевания. Пациент не верит данным медицинского осмотра, утверждает, что он данным заболеванием болеть не может. Не воспринимает ни какую информацию по данному поводу.

1. Какой механизм психологической защиты выявляется у данного пациента?

2. Что можно предпринять в данной ситуации?

Задача 9. На первой психотерапевтической встрече клиент предпочел сесть напротив психотерапевта, принял симметричную закрытую позу.

1. О каких качествах клиента может свидетельствовать его поведение?

2. Имеет ли значение оценка невербального поведения в диагностическом процессе?

3. Могут ли возникнуть трудности в установлении доверительного контакта в данном случае?

Задача 10. «Мой муж постоянно упрекает меня, предъявляет мне претензии по малейшему поводу. На каждом шагу подчеркивает, что семью содержит он, а я – транжира, что я живу в его квартире. Говорит, что я должна быть благодарна ему за все. С точки зрения мужа он всегда и во всем прав. Он никогда и ни за что меня не хвалил, не благодарил, и тем более не извинялся. Все, что я делаю для дома, он считает моей первейшей обязанностью. И хотя на самом деле я очень стараюсь, он всегда найдёт повод, чтобы покритиковать меня. Кроме того, он уже давно перестал замечать меня как женщину, за исключением ситуаций, когда ему хочется близости, к чему я должна быть в любой момент готова…»

1. Какой вид нарушения семейной коммуникации здесь представлен?

2. Какие психотерапевтические техники можно предложить?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.