Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Критерии оценивания



 

Всероссийская олимпиада школьников 2020-2021 учебный год

Школьный этап. Физика, 10 класс, критерии оценивания

Время выполнения 120 мин. Максимальное кол-во баллов – 50

Разработчик Баранова Ирина Антоновна,  старший преподаватель кафедры общей физики ИИФиРЭ СФУ

 

 

u
Задание 1. Мяч брошен под углом к горизонту α=600 со скоростью = 20 м/с. В момент бросания от него на расстоянии L=11 м находилась тяжелая доска, двигающаяся со скоростью u=1 м/с к мячу. Определите координату х  мяча в момент падения на землю. (10 баллов)

 

Решение.

 

1) Определим время t до столкновения мяча и доски:

                                 (1)

2)  В системе отсчета, связанной с доской, скорость мяча вдоль оси х будет . Скорость, с которой мяч подлетает к неподвижной стенке, равна   скорости после отталкивания.

Затем вернемся в систему отсчета, связанную с землей. В этой системе отсчета проекция скорости мяча на ось х после отталкивания от стенки будет равна:

                    (2)

3) Так как время подъема, равно времени спуска, координата х в момент падения на землю будет равна:

(3)

Критерии оценивания

1. Записана формула (1) для определения времени - 2 балла.

2. Учтено, что при взаимодействии со стенкой скорость мяча вдоль оси х меняется на  . Если есть вывод то – 3 балла, нет объяснения – 1 балл.

3. Получено выражение (2) – 2 балла

4. Получено выражение (3) – 2 балла.

5. Получен численный ответ 1 балл.

Итого: 10 баллов

 

 

Задание 2. Любознательная девочка Настя из «Школы космонавтики» катаясь на коньках, увидела, что если она встанет лицом к ветру, то она начинает равномерно двигаться. Определите скорость ветра, если ветер дует параллельно поверхности льда, масса девочки m=60 кг, коэффициент трения полозьев металла о поверхность льда µ=0,015, площадь поверхности Насти в одежде М 1,8 м2, плотность воздуха ρ=1,3 кг/м3. (10 баллов)

 

Решение

Импульс, полученный человеком от одной молекулы воздуха, равен 

(1)

1) Число молекул, достигающих стенку за единицу времени, равно:

(2)

2) Сила давления, с которой давит ветер на девочку:

 (3)

3) Площадь поверхности девочки, на которую давит ветер, может быть оценена от 1/3S0 до 1/2S0.

4) В момент начала движения по оси х на девочку действует сила трения и сила давления ветра. Они равны по величине и противоположно направлены:

     (4)

(5)

5) Скорость ветра равна:

(6)

6) Значения скорости  м/с

 

Критерии оценивания

1) Записан импульс, получаемый стенкой – 2 балла

2) Выведена формула для расчета силы давления воздуха - 2 балла

3) На основании второго закона Ньютона записана система уравнений (4) -2 балла

4) Выведена формула для расчета скорости ветра – 2 балла

5) Сделана достоверная оценка площади поверхности, на которую давит ветер – 1 балл

6) Получен численный результат – 1 балл

Итого: 10 баллов

 

Задание 3. Поезд двигается с постоянной скоростью v= 1 м/с. Сверху в вагон насыпается песок со скоростью =3 т/с. Определите какую работу совершает поезд при загрузке вагона песком. Длина вагона 23,6 м.

Решение

Масса поезда при загрузке песком меняется со временем:

 (1)

Работа равна изменению кинетической энергии:

                   (2)

Так как скорость движения вагона постоянная, то время движения:

.          (3)

                                                                                                   

С учетом (3) получаем работу равную:

=35400 Дж (4)

 

Критерии оценки:

1) Записано изменение массы со временем – 2 балла;

2) Определено время загрузки вагона– 2 балла;

3) Записана теорема об изменении кинетической энергии – 2 балла;

4) Выведена формула для расчета работы – 2 балла;

5) Получен результат – 2 балла.

Нет размерности - отнять 1 балл

.

 

Задание 4. В помещении с температурой 00С на длинной невесомой перекладине уравновешены лёд и груз массой m=1 кг. Какую мощность подводили ко льду, если пришлось передвигать груз со скоростью  для уравновешивания с грузом. Удельная теплота плавления льда  расстояние, на котором расположен лед от точки опоры равно  1 м. (10 баллов)

Запишем правила моментов сил для случая, когда грузы уравновешены и когда часть льда расплавилась:

                                                          (1)

                               (2)

Вычтем из уравнения (1) уравнение (2):

                                                                             (3)

Количество энергии необходимое для плавления льда массой  равно:

                            (4)

С учетом (3) и (4) получаем:

                  (5)

    (6)

Критерии оценивания

1) Записаны правила моментов -2 балла за уравнения (1) и (2);

2) записан тепловой баланс для плавления льда – 2 балла;

3) получено уравнение (5) – 2 балла;

4) Выведена формула для расчета мощности – 2 балла;

5) получен численный результат – 2 балла.

6) Нет единиц измерения – отнять 1 балл.

Итого: 10 баллов

 

A
B
Задание 5. На рисунке представлена схема. В цепи включены два идеальных диода D1 и D2, для которых можно считать сопротивление равным нулю при включении в прямом направлении и бесконечности – в обратном. Во сколько раз меняется потребляемая мощность схемой при изменении полярности подключения источника тока, если все сопротивления равны ? (10 баллов)

 

 

Решение

Рис. 5.1                             Рис.5.2

 

На рисунке 5.1 представлена схема при протекании тока от А к В. В этом случае ток через диод D1 не бежит, так как его сопротивление стремится к бесконечности, в этом месте происходит разрыв схемы.

 

На рис. 5.2 представлена схема при протекании тока от В к А. В этом случае через диоды D1 и D2 происходит короткое замыкание, так сопротивление диодов равно нулю, ток через R1 не бежит.

В первом случае сопротивление цепи:

              (1)

Во втором случае:

 

                       (2)

Потребляемая мощность схемой находится по формулам:

В первом случае -                   (3)

Во втором -                                            (4)

Отношение мощностей:

                                 (5)

 

Критерии оценивания

1) Нарисованы схемы для случаев протекания тока от А к В и наоборот – 2 балла;

2) Объяснено как были получены эти схемы – 3 балла;

3) Записаны формулы для сопротивлений – 2 балла

4) Записаны формулы для мощностей – 2 балла

5) Получен численный результат – 1 балл

Итого: 10 баллов



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.