Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Автотрофность человечества как фаза космогеоэволюции планеты



Автотрофность человечества как фаза космогеоэволюции планеты

Как бы предвидя проблемы будущей эволюции, В.И. Вернадский в 1925 году высказывает величайшую прогнозную идею в своей лекции в Сорбонне, в Париже. Лекция называлась «Автотрофность человечества». Автотрофность человечества – это по мысли В.И.Вернадского такой этап в истории планеты, когда человечество как геологическая сила перейдет на возможное существование не за счет только и не столько зеленого покрова, т.е. хлорофиллсодержащих растений и водорослей, но обеспечит себе питание, дыхание, интеллектуальное развитие, информацию, транспорт, коммунальные и селительные условия за счет иных синтетических или уже геокосмических технологий. Это будет следующая стадия развития планеты. И именно эта идея автотрофности человечества является сегодня, по-видимому, наиболее главной и обобщающей. Ничего равного ей, по существу

нет, если не считать некоторые работы, предрекающие просто катастрофу Земли или планету киборгов. Значит, либо суицид, либо автотрофность человечества.

«Автотрофность человечества» В.И. Вернадского опубликована в 16-м выпуске Трудов биогеохимической лаборатории в 1980 году [30]. Что главное в этой работе? Главный акцент у Вернадского состоит не в том, что человечество научится синтезировать продукты питания, ресурсы дыхания, энергетики и т.д. Это как бы отодвигается на второй план. На первый же план выдвигается космическая сущность живого вещества и природы самого человека. Вернадский эту сущность природы человека раскрывает на примерах изотопического спектра элементов, из которых строится живое вещество. В то время были известны избирательные изотопические спектры живого вещества по кальцию, сегодня они уже изучены по углероду, кислороду, сере, азоту и другим элементам.

На сегодня известно, что живое вещество содержит в себе свыше 60 элементов таблицы Менделеева, которые имеют естественно-природный нерадиоактивный спектр изотопов, селективно сосочетаются в составе клеток животных, человека и растений. В.И.Вернадский справедливо задается вопросом: если мы научимся синтезировать углеводы, азотистые соединения, полипептиды и белково-содержащие фрагменты, то важно понять, сможем ли мы сделать из наличных элементов ту структуру и тот спектр изотопов, которые действительно включают в себя живое вещество ? Ведь для этой цели надо будет иметь чистые изотопические фракции всех элементов, и сочетать их в соответствующей шкале при синтезе. Сможем ли? С другой стороны В.И.Вернадский подчеркивает: «Если только процесс изменения изотопических смесей совершается в природе исключительно в живом веществе, в таком случае человек не может избавиться от растительной и животной пищи, если, конечно, человек не сумеет сам извлекать из косной материи нужные ему для жизни химические элементы — иные, чем в окружающей среде, их изотопические смеси, — или получать чистые изотопы» [31]. Это удивительное прозрение ученого! Следовательно, для того, чтобы увеличить синтез хотя бы кормовых углеводов для скота или дополнительных углеводистых, полипептидных и витаминных компонентов нашей пищи, мы должны иметь определенные ресурсы. Эти ресурсы должны содержать не только углеводные, сернистые и другие соединения; они должны быть адекватны по изотопическим спектрам. Например, о роли Kв нейронах мозга еще в 20-е годы нашего века указывал П.П.Лазарев – директор первого в России Государственного биофизического института [32]. Однако эти темы в научных исследованиях до сих пор не развернуты. Вообще говоря, в прогнозах физиков в какой-то мере содержатся идеи автотрофности. Они видят необходимость использования не только запасов «биоруды», но и всех ее компонентов. Так, А.Д. Сахаров пишет: «Я уверен, что в течение 50 лет сохранится и даже возрастет значение энергетики, основанной на сжигании угля на гигантских электростанциях с полным поглощением вредных отходов» [33]. Несмотря на все это, идеи автотрофности человечества в научных программах институтов и лабораторий отсутствуют.

Автор полагает, это происходит потому, что исследовательские работы сейчас во многом зависят от экономики; она же диктует выполнение, прежде всего тактических задач. Здесь властвует продажа, эффективность, экономическая рентабельность, рынок. Рынок же, закрепляя те или иные технологии, по существу, реализует торможение эволюции планеты. Система рынка, создав, скажем, технологию каких-то процессов и внедрив ее в промышленные конвейеры, связывает производственными нитями сотни фирм. Она становится как бы живым экономическим организмом, который, конкурируя с другими производствами, не допускает изменения или внедрения новых технологий. Рынок — это «сосочетание» крупных «живых организмов», которые необычайно агрессивны по отношению к нововведениям.

Ярким примером этого является ситуация с предложениями ряда отечественных физиков (Новосибирска, Томска). Предложены разработки новых технологий для мирного использования оружейного урана и плутония. Предполагалось изменение конструкции атомных электростанций для получения того же энергетического эффекта, но с выгоранием опасных радиоактивных элементов [34]. Авторы подчеркивали, что сегодня оружейного урана только в атомных бомбах ядерных держав мира содержится около 1400 тонн, оружейного плутония 300 тонн. То есть, в настоящее время на планете Земля сконцентрировано около 2-х тыс. т. радиоактивного вещества. Эти элементы не являются продуктом природы и получены в ядерных реакторах искусственным путем. Попытка же внедрить новые прогрессивные технологии не получили поддержки специалистов по различным причинам.

Можно констатировать, что наша планета в конце XXI века покрыта не государственными образованиями, а надгосударственными системами рынка, центрами, которые конкурируют между собой и борются за власть. Власть эта руководствуется тактическими задачами, поскольку внедрение принципиально новых технологий, основанных на стратегиях эволюции планеты, противоречит «выживаемости», долгожительству и экономической эффективности монстров современного рынка. Это относится ко всем горизонтам рынка, но ведь в конечном счете продуктом этого рынка является человек. Если представить рынок, который организован «золотым» миллиардом, то на поверхности этого рынка будут перепродаваться и эксплуатироваться оставшиеся 7-8 миллиардов людей. Таким образом, Земля превращается в новый очаг рабовладельческого рынка, похожий на тот, который существовал в XIV-XVIIвеках, когда европейские корабли, вооруженные порохом, начали бороздить воды океанов. Такова реальность ближайшего времени и нужно смотреть на нее совершенно реально и, прежде всего, ученым, а не продаваться и перепродаваться ради собственного выживания, что наблюдается сегодня в России. В связи с этим мы еще раз выражаем свое несогласие с концепцией стабильного развития. К сожалению, появляются работы А.Д. Урсула [35], Ф.Т. Яншиной[36] и целого ряда других авторов, которые почему-то странно трактуют мысли Вернадского, будто бы он предвидел и сформулировал идею стабильного развития. Эти, в общем-то интересные по своей сути работы содержат неоправданные научными фактами приспособленческие тенденции в толковании положений великого естествоиспытателя.

Ресурсы выживания

Сегодня, когда человек становится важнейшей планетарной силой, эволюцию планеты нужно рассматривать не только с точки зрения ее этапов или былых биосфер, но и на основе неких новых структур. Речь идет о ресурсах выживания, которые человечество, пользуясь своим могуществом, распределяет в тактических и стратегических целях на четыре потока.

1. Это такие ресурсы, для которых сегодня нет существенных лимитов и человечество может использовать их неограниченно. Это восполнимые элементы некоторых минералов. Это масса зеленых растений, их продуктов и плодов, а также животных, которые полностью восполняются в годичных или многогодичных солнечных циклах. Человечество научилось обрабатывать поверхность Земли и пахотные земли еще в далекой древности, подчиняясь естественным ритмам природы. Однако история поливного земледелия в Средней Азии, Сахаре или Двуречье показала, что там, где нарушались природные циклы, там продукция полей попадала в невосполнимый процесс.

Вопрос: Знаем ли мы сегодня эти циклы?

Мы думаем, что в полной мере – нет, поскольку такой важный таксон биосферы на материках и океанах как солнечно-бассейновая единица остается малоизученным [37]. Этот таксон связан со стоками рек, солнечными циклами и характеризуется определенными температурными условиями, радиацией и многими другими геокосмическими факторами. Вследствие малоизученности здесь выдвигается проблема биогеологии, динамики солнечно-бассейновых единиц. Знаем ли мы, единую динамику солнечно-бассейновых единиц Оби, Енисея,Лены, Амура, Волги? Если мы будем заниматься верхней Обью, средней Обью, нижней Обью или шельфами и ставить эти проблемы отдельно, не понимая, что все это — колоссальное живое тело материка, дышащее и имеющее свою цикличность, взаимодействие с космосом и ближайшими таксонами Азии и Европы, то мы так и не познаем природных ритмов и закономерностей. Такие знания и особенно необходимы для зон океанических шельфов и материка, где добываются нефть, газ и уголь, где действуют большие промышленные комплексы, как на Урале, нижней Оби или Якутии.

 

3. Ресурсы, которые уже сегодня считаются, очевидно, невосполнимыми. Это вода, гидросфера, которая грозит нам заражением и истощением грунтовых вод первого, второго и третьего горизонтов (табл. 1). Сегодня это проблема не только Байкала, Арала, Каспийского, Черного или Средиземного морей. Становятся явными многие проблемы, связанные с водоснабжением северных регионов, с заражением их диоксинами. Большие вопросы встают перед будущим атмосферы. Возможно, что здесь придется прибегнуть к очень серьезным добавлениям. Однако мы сих пор не знаем всех изотопических механизмов, не знаем, какое количество 18О и 16О адекватно соответствует потребности дыхания растений, животных и человека. Есть серьезные основания думать о смещении у человека с возрастом изотопических спектров 13С и 12С на основании экспериментальных работ ученых нашего института [38]. Оказывается, пользуясь этой изотопической меткой, можно определять общее утомление биосферного комплекса, старение человека, предел возможной депопуляции народонаселения.

Прогноз невосполнимых ресурсов как бы подразделяется в таком случае на количественные аспекты и качественные, где изотопические спектры для живого или косного вещества могут оказаться лимитирующими. Всех этих ограничений мы еще не знаем. Мы полагаем, что неудача эксперимента в Аризоне, который проводили американцы в замкнутом помещении с искусственным газообменом, оборотом воды и трофического материала, была связана, по-видимому, с неизвестными нам циклами тупикового обмена изотопических фракций кислорода, углерода, серы и других элементов.

Сюда же, к качественной стороне невосполнимых ресурсов примыкает и проблема трансмутации элементов. До сих пор она остается непризнанной, хотя здесь имеются достаточно объективные публикации [39, 40]. Сегодня можно только строить догадки, какую роль в изотопическом спектре и термо-динамике живого вещества выполняют эти процессы. Приведу один интересный факт из книги В.И. Бгатова «Подходы к экогеологии» (1993). В ней автор приводит наблюдения профессора Б.М. Михайлова о необъяснимом пока феномене накопления слоновой травой, растущей на бокситах, тех элементов, которые отсутствовали в почве [41]. Подобного рода факты описаны также у В.В. Ковальского [42].

 

5.3. Это накопленные породы уже антропогенного характера. Некоторые из них как бы нейтральны. Это выбросы почв на поверхность земли, это рудные хвосты без токсичности, это миллионы тонн грунтов, осадочного чехла и литосферного монолита планетного тела, перемещенных с места на место. Здесь встают, в основном, механические задачи и проблемы, связанные с изменением ландшафта. Однако наряду с этим промышленность выбрасывает такие вещества, которые являются агрессивными и их агрессивность не может быть инкапсулирована и снижена. Это, прежде всего 2 тыс. т радиоактивного урана и плутония. Эти вещества на поверхности Земли несколько сот тысяч лет будут являться нарастающей угрозой. Они будут смещать и биосферные процессы, как бы мы ни старались их спрятать в стекломассу или в бетонные бункеры. И не дай Бог выбросить их в ближний космос, что еще опаснее, по-видимому, чем инкапсулирование на поверхности земли. Эти агрессивные техногенные материалы в ситуации с беспороговой экологией будут играть решающую роль и могут стать детонатором крупнейших биосферных антропогенных катастроф.

 

6. Это то биокосное вещество, те биопороды, которые были накоплены прошлыми биосферами. Сюда относятся нефти, угли, торфы и др. Это ценнейшие для нас биологические «руды». Почему? Потому что за многие миллионы лет зеленые растения и животный массив биосфер выбирали из минералов и элементов косного вещества необходимые, неизвестные еще нам спектры изотопических структур всех элементов. Сочетая их с малоизвестными нам торсионными полями, солитоно-голографическими конструкциями, они создавали свое тело и свои жизненные функции. Умирая, живые организмы оставили в недрах планеты гигантские залежи биологических «руд». И то, что накоплено на поверхности Земли, что изымается сейчас в виде металлов, элементов, биологической «руды» есть, по-видимому, главная база будущей эволюции — автотрофности человечества . В дальнейшем это будут ценнейшие материалы. Человечество будет их транспортировать и на космических кораблях, использовать в самых различных технологиях, поскольку не на зеленой только массе планеты будет создаваться автотрофность. Автотрофность – это еще и функция интеллекта, и космического разума, и спинорно-торсионных полей, и солитоно-голографических механизмов в каждой клетке нашего организма . И со всеми этими прошлыми, когда-то живыми запасами Земли и будет связано выживание человечества. В свете сказанного требуют глубокого анализа соответствующие прогнозы, представленные на рис. 2 и табл. 2.

7. Нужно добавить, что скорополительное (подчас сенсационно-рекламно-рыночное) расширение биогенетических технологий, не только создания растительных и биологических генетических химер, но и устремления биогенетически вмешаться в репродуктивные (эволюционные) и интеллектуальные свойства (сущности) человека и поколений, по существу, напоминают нам те предупреждения В.И.Вернадского об опасности реализации, открытой радиактивности (1912) и селективной спектральности атомов (их стабильных изотопов) в свойствах живого вещества (1925).


Таким образом, в настоящее время формируется целый пласт отечественной космологии – это космогеоэкологическая проблема, которая рассматривает стратегию эволюции планеты. В этой стратегии необходимо выделить направления, связанные с этими четырьмя пластами ресурсов, что на наш взгляд и составит основу планетарного выживания в целом — биосферного чехла планеты вместе с человечеством – не в виде сосочетания, коэволюции или подчинения, а в качестве нового этапа планетного развития (см. материалы Международной конференции «Перспективы сохранения и развития Единой Цивилизации Планеты. Культура. Экология. Космос», 26-30 мая 2002 г., Москва). Эти космо-геополитические процессы в сочетании с разумным космосом и объединенным многополюсным миром указывают путь к автотрофности человечества. В противном случае конкурентность геополитических полюсов, их погоня за прибылью и рынком приведет в конце концов к экологической и военной суицидности планеты. Вот почему дальнейшее использование нефти, угля, торфа, природных газов должно сочетаться с получением тех или иных биологических сырьевых ресурсов для будущей автотрофности.

Каковы же будут наши перспективы выживания, если мы все возрастающими темпами перегоняем нефть на бензин или сжигаем уголь в качестве топлива для получения электричества? По существу Менделеев был прав, говоря, что мы топим печи ассигнациями. Это действительно так. Однако в настоящее время крайне мало работ, которые бы были направлены на превращение этих ископаемых даров в автотрофный механизм и материал-продукт для человечества с точки зрения питания, газообмена и синтеза. Мало поисков по превращению химических процессов непосредственно в электрические, минуя механические турбинные процессы, или по конструированию аккумуляторов за счет чисто косных процессов, например, потоков космической плазмы. От этого, кстати, зависит понимание сущности самого человека, человеческого организма, каждой клетки живого вещества.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.