Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Татары Старой Купавны



Татары Старой Купавны

Жизнь Старой Купавне дала речка Шаловка (Купавинка) и дорога Владимирский тракт. Вода и торгово-транспортная связь центральных и восточных районов государства послужили началом к появлению промышленной деятельности.

Свою роль сыграло наличие лесов, как местного строительного материала и особенно торфа окружающих болот как источника топлива.

Мещерская низменность с торфяно-болотным ландшафтом берет начало с Купавны. Не сохранилось достоверных данных о том, что на территории Купавны исторически массово проживали татары. Но жившие на этой территории «мещеряки» тяготели к восточным народам, находясь между Казанью и Москвой.

Документальных данных о наличии татар на Купавне до революции 1917г. пока не найдено.

До революции многие сельчане подавались в города на заработки в межсезонье сельскохозяйственных работ. Татары часто устраивались на временные работы грузчиками, дворниками, а те, кто имел лошадей, то и извозчиками; немногим удавалось устроиться на постоянную работу.

Татары в Купавне стали появляться после революционных событий в государстве.

Революционные преобразования на селе и голод вынудили народ к миграции - искать пропитание в городах: на мануфактурах, заводах, артелях.

До революции Купавна представляла собой рабочее поселение при Докторовском Заводе и при текстильной мануфактуре (фабрике).

Первые татары прибыли в Купавну в 1920-1924 г.г., часто побывав и проработав в Москве и Петрограде. Так, в числе первых татар в Купавне на Докторовском заводе оказались Садеков Измаил - 1922г, Абубекиров Умяр – 1924 г.

Татары, жившие в Купавне, поддерживали связь с деревней, быстро обрастали родственниками и односельчанами, переселяющимися из родных мест.

Пополнение происходило из областей, прилегающих к Москве. И русские, так и татары в своем большинстве переселялись из Тамбовской, Пензенской, Рязанской, Горьковской областей, Татарской республики.

С переселением 1926 г Купавна пополнилась фамилиями: Тинчурины, Якубовы, Девлекановы, Енакаевы, Невретдиновы, Умяровы, Садековы, Фисхановы, Жамалдиновы, Юлгушевы, Янакаевы – это фамилии первой волны переселенцев.

Люди осваивали строительные специальности и, отличаясь огромной трудоспособностью и выносливостью, дисциплинированно и безотказно отстраивали и модернизировали производство, проявляя чудеса смекалки и трудового героизма. Производственные условия были очень тяжелыми, а работать приходилось по 12 часов.

Индустриализация коснулась и Купавны. К 1930г. промышленное производство расширилось, стали требоваться рабочие руки. А с середины 30-х годов вновь возникла потребность в рабочих кадрах.

Вторая волна приезжих татар пополнила ряды рабочего класса Купавны. Они стали строителями, заложив базу новых производств на многие годы вперед, стали химиками, осваивая смежные специальности мотористов, транспортников, аппаратчиков, ремонтников, станочников на тонкосуконной фабрике. Ведение домашнего хозяйства в основном лежало на плечах женщин. Родной татарский язык, религиозная вера, соблюдение традиций и обрядов, поддерживала татар в непростых условиях и позволяла выживать и существовать татарской семье, прирастая потомством.

В труднейшие военные годы татары Купавны со всеми другими народами страны встали на защиту своей родины, жизни родных и близких, своего будущего.

Многие были призваны на фронт и многие из них не вернулись домой.

Знаки мужества и героизма получили посмертно более 20 человек. Среди них: Абдуллинов И., АхметиновХ., Мухаметин В., Сафин Г., ЯрмухаметовН., ЮсуповХ., Сираждинов О., Миразов З.(приехавшие из Татарии), Богоутдинов Х., Жамалдинов А., Камальдинов А., Зиганшин Г., Невмянов Х.,Садеков А.,Мустафин А.,Саберов Я.-(из Горьковской области), Уразгильдяев С., Девликанов Х., Янакаев А., Юлгушев У., Янакаев Х.-(из Пензенской области).

Татары – фронтовики, ветераны ВОВ мало рассказывали о войне и почти не носили ордена и медали. Их отличала скромность, но за них говорили их награды за проявленный героизм: ордена Отечественной войны, Боевого Красного знамени, Славы, медали За отвагу, За боевые заслуги, За победу над Германией-ими награждены более 20 человек – купавинских татар.

К боевым наградам фронтовики добавили медали за доблестный труд. Это купавинцы Алеутдинов Абдул-Хак, Девликанов Абдрякип, Девликанов Ахмет, Жиганшин Умяр, Ибрагимов Абдул, Сагдеев Ибрагим, Девликанов Осман, Садыков Ирфан, Хайрутдинова Нурия, Салихов Хафис, Янгулов Хасян, Насретдинов Осман и др.

Некоторые татары были оставлены на трудовом фронте и также имеют награды. Садеков И., Абубикиров У.- были награждены орденами Ленина, Тинчурин М., Якубов Х.- были награждены орденами Трудового Красного Знамени. И почти все были отмечены медалями «За Доблестный труд в ВОВ 1941-1945 г.г.», «За Трудовое отличие», «За Оборону Москвы» и памятными медалями.

У татар традиционно иметь большие семьи - пять, семь детей в семьях у многих: Невретдиновы, Девликановы, Янгуловы. Так, Тинчурина Орифия, кроме наград «За Трудовое отличие», «За Трудовую доблесть» и других медалей, будучи бригадиром, рабкором газеты, была награждена орденом «Материнства третей степени». Уже будучи в преклонном возрасте, она продолжала передавать религиозные знания, чтение Корана и арабского письма другим татаркам. Во многих семьях на ночь принято было повторять вслух за родителями символы веры татар и молитвенные формулы.

Многие традиции татар были сохранены благодаря компактному проживанию. Так, в Купавне все знали «татарский аул»: за заводом «Акрихин» отдельно стоящие дома №№25, 26, 27. Татар там проживало больше всех. Почти все соседи понимали татарский язык, а некоторые и говорили по-татарски.

Татарские праздники, как религиозные, так и введенные в советское время, были праздниками и для соседей – на столах всегда были традиционные татарские блюда: перямяч, катлама, бялеш, которые любили и с удовольствием ели все соседи. В годы советской власти не были забыты и традиции проведения маджлисов и чтения Корана.

В годы Советской власти, татары Купавны сохранили религиозную практику, многие религиозные нормы стали традицией.

Пост в месяц Рамазан соблюдался неукоснительно, как бы не было тяжело физически.

В праздничные дни, на Ураза-байрам мужчины группами первыми автобусами ехали на молитву в Соборную мечеть на проспекте Мира, а также в Историческую татарскую мечеть - на Новокузнецкую улицу. В праздник Курбан-байрам после молитвы делалось жертвоприношение.

На самом почетном месте в домах татар лежал Коран - Священное писание мусульман, переходящий от родителей. В домах многих был и намазлык – молитвенный коврик, а в сундуках в советское время прятали не только наряды от прабабушек, но и сакральные тексты молитв.

Похоронные обряды татар проходили согласно исламской религии и татары Купавны всегда отстаивали раздельность татарских мусульманских захоронений от остальных захоронений на городском кладбище.

Как граждане страны, татары Купавны участвовали во всех локальных войнах и конфликтах. В г.Старой Купавна действуют 14 ветеранских организаций, в т.ч. Совет ветеранов ВОВ, а руководителем Купавинского отделения инвалидов войны в Афганистане является Ренат Алеутдинов.

В 1965-1985 годах с изменениями в общественной жизни страны, эпохой застоя и постепенной сменой поколений татар, живущих в Купавне, ликвидацией частных хозяйств, разрастанием поселка в город и переселением в блочные дома, многие татары стали отходить от уклада жизни родителей, от традиций и культуры своего народа, что приводило к духовному кризису и разобщенности людей.

Однако среди татар Купавны всегда находились люди, неравнодушные к сохранению культуры, религии и традиций своего народа.

И началом объединения живущих татар в общину стало появление в Купавне имама Гуламова Султана-Мурада, которого поддержали купавинцы Девликанов Тагир и Абубекиров Рафек. Благодаря их усилиям, стали возрождаться мусульманские традиции и обряды, присущие татарам, было положено начало обучению основам религии, зарегистрирована первая община татар, в которой после долгого перерыва стал изучаться Коран.

В 2002г. общину татар г.Старая Купавна возглавил Тинчурин Умяр Мавлетдинович. С его приходом люди организовались в общину единомышленников и действительно начали ощущать себя представителями татарского народа. Стали часто проводиться совместные мероприятия, возрождаться взаимопомощь и благотворительность.

Новым импульсом объединительных тенденций татарского населения Купавны (а включая сопредельные поселки, численность татар составляет порядка полутора тысяч человек) стало назначение Духовным управлением мусульман Европейской части России (ДУМЕР) имамом-хатыбом Ногинского района Рушана-хазрата Аббясова. При нем в г.Ногинске стали проводиться еженедельные пятничные богослужения, организована воскресная школа для детей и взрослых, издаваться газета, строится соборная мечеть г.Ногинска, оказывается всемерная и безвозмездная помощь татарской общине г.Старая Купавна. У татар Купавны впервые появилась возможность без каких-либо ограничений совершать религиозные обряды, изучать историю и культуру.

С одобрения и при существенной поддержке имам-мухтасиба Московской области Арслан –хазрата Садриева, а также благодаря усилиями таких людей, как Рушан-хазрат Аббясов, Тинчурин Умяр, Газизов Айдар, Ибрагимов Владимир, Титеев Анвар, семей Аюповых, Сагдеевых и др. в г.Старая Купавна в 2007г. начали проводиться еженедельные пятничные богослужения, организована воскресная школа для взрослых, организован кружок по родному языку и танцам для детей, стали проводиться ежемесячные благотворительные общественные мероприятия, регулярно отмечаться праздники и памятные дни.

В 2007г. Духовным управлением мусульман Европейской части России имам-хатыбом и руководителем мусульманской общины г.Старая Купавна утвержден Ахмад-хазрат Бабиков, который ведет богослужебную и преподавательскую работу г.Старая Купавна на постоянной основе.

В 2008г. на собрании жителей г.Старая Купавна Ахмад-хазрат Бабиков единогласно избран Председателем местной татарской национально-культурной автономии г.Старая Купавна Ногинского района Московской области.

В планах татарской общины дальнейшее развитие благих общественных начинаний по возрождению традиционных ценностей татарского народа, сохранению и развитию национальной культуры, религии, традиций и обычаев, формированию здорового образа жизни людей.

Это и воскресное образование для детей и взрослых, организация курсов татарского языка в г.Старая Купавна, проведение цикла лекций по историческому прошлому, а также истории религии, традиций и обрядов татарского народа, создание интернет-сайта татарской общины, издание газеты общины, содействие в проведение в Ногинском районе мероприятий региональной татарской национально-культурной автономии Московской области, участие в национальном празднике Сабантуй, поддержка и участие в различных образовательных, экскурсионных и спортивных программах, строительство культурного центра.

 

Материалы подготовили: Тинчурин У.М., Бабиков А.А.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.