Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Франция «Короля-Солнце»



«Франция «Короля-Солнце»

Из Тридцатилетней войны Франция вышла сильнейшей среди европейских держав, чему во многом способствовала политика кардинала Ришелье. Во второй половине XVII века традицию «сильного» правления продолжил король Людовик XIV (1643—1715), при котором французский абсолютизм достиг своего расцвета.

Придворные называли Лю довика XIV «Король-Солнце». При нем французский двор действительно превратился в своеобразную вселенную, вращавшуюся вокруг блистательного монарха. Он стремился привлечь аристократию, заинтересовав ее синекурами (от лат. — «без заботы») — необременительными, но высокооплачиваемыми придворными должностями. Аристократия и дворянство соперничали за близость к королевской особе и милости государя.

Людовик XIV создал новый образ французской монархии. Он перенес свою резиденцию в Версаль, где лучшие архитекторы и садовники построили для него прекрасный дворцовый комплекс, подобного которому еще не знала Европа, — он сразу же стал образцом для подражания других монархов.

В Версале жизнь двора регламентировалась изысканным и помпезным церемониалом. Каждый шаг короля, даже если это были пробуждение ото сна, облачение в одежды или трапеза, превращался в важный ритуал, за которым с почтением наблюдало множество придворных.

Людовик создал настоящий культ короля. Он искренне полагал, что является Божьим помазанником и наместником на земле и что его власть — безгранична. Его представление о ней выражено в знаменитой фразе короля, обращенной к юристам верховного парижского суда: «Вы Думали, господа, что государство — это вы? Государство — это я.»

Король не признавал за своими подданными права на личную неприкосновенность — любой из них мог быть арестован и заключен в темницу по распоряжению го сударя, как это случилось с его министром финансов Никола Фуке. Этот могущественный, талантливый и честолюбивый государственный деятель слишком возвысился, по мнению короля, а потому и провел остаток жизни в за ключении.

Протекционизм по-французски. Людовик XIV проводил весьма разумную экономическую политику, продолжая линию Генриха IV и Ришелье. Его правой рукой был Жан Батист Кольбер (1619—1683), ставший министром финансов после падения Фуке (и немало этому способствовавший).

Кольбер поощрял мануфактуры, стремясь обеспечить французским товарам выход на европейские рынки. Франция экспортировала предметы роскоши шелка, кружева, гобелены. Кольбер защищал интересы национальных производителей с помощью высоких ввозных пошлин, которые отбивали у иностранных купцов охоту конкурировать с французами на их внутреннем рынке.

Страна вела активную торговлю с Канадой, островами Карибского моря, проникла в Индию, учредив вслед за Голландией и Англией Ост-Индскую компанию. Эти две страны были основными торговыми соперницами Франции в XVII веке. Но даже благодаря политике Кольбера ей не удалось обогнать их, хотя протекционизм благотворно сказался на состоянии французской экономики, в от личие от шагов, которые Людовик XIV предпринял в сфере религии.

Отмена Нантского эдикта. Если кардинал Рише лье отобрал у гугенотов политические привилегии, но оставил право исповедовать свою веру, то Людовик XIV не хотел мириться с тем, что часть его подданных не разделяет убеждений короля. Гугенотов начали откровенно притеснять, запугивать, изгонять с государственных должностей. В 1685 году король отменил Нантский эдикт. Он надеялся добиться таким образом религиозного единства в государстве, но ошибся в своих ожиданиях.

Начался исход гугенотов из Франции: около 200 тыс. человек, а это были опытные ремесленни ки, мастера, предприниматели, покинули родину и нашли приют в соседних протестантских государствах или в Новом Свете. Это нанесло значительный ущерб французской экономике.

Еще менее удачной и дорогостоящей оказалась внешняя политика Людовика XIV. В 1701—1714 годах Франция вступила в так называемую войну за испанское наследство. В это время пресеклась династия испанских Габсбургов. На их обширные владения (Испанию, Южные Нидерланды, Центральную и Южную Италию, колонии в Новом Свете) претендовали коронованные родичи — Людовик XIV, который хо- тел сделать королем Испании своего внука, и представитель австрийских Габсбургов — император Леопольд, прочивший на испанский престол сына. Людовик XIV одержал победу в дипломатической войне: его внук стал королем Испании под именем Филиппа .

Французский король заявил: Пиренеев больше не существует, поскольку и в Испании и во Франции теперь правила одна династия — Бурбоны. Франция становилась обладательницей и наследницей гигантских владений.

Однако ее чрезмерное усиление привело к тому, что против нее сложилась мощная коалиция Австрии, Пруссии, Португалии, Савойи, Англии и Голландии. Война развернулась одновременно на мно гих фронтах, и Франция потерпела поражение. Хотя Филипп V сохранил испанский престол, от него потребовали отказаться от наследственных прав на французскую корону, то есть дома французских и испанских Бурбонов разделили, не позволив в будущем соединить их владения. Англия получила стратегически важный форпост в Средиземном море — крепость Гибралтар и часть французских владений в Северной Америке. Испанские Нидерланды и владения в Италии достались австрийским Габсбургам. Позиции Франции как великой державы сильно пошатнулись.

Французский классицизм. В XVII веке, когда Франция достигла пика своего могущества, здесь ху дожники, архитекторы и литераторы, чтобы создавать образцовые, классические, произведения  (отсюда и название самого стиля — классицизм) обращались к античному наследию.

Подобно тому как когда-то гуманисты порицали «неуравновешенную», «варварскую» готику, теоретики классицизма отказывались от страстности и бурных порывов барокко. По их мнению, в ис кусстве все должно быть соразмерно, подчинено разуму, очищено от фантазий и неправдоподобия.

Излюбленным видом творчества классицистов был театр, а из всех его жанров — самый серьезный, то есть трагедия (комедию ставили значительно реже).

 

Теоретики классицизма требовали от драматургов соблюдения правила трех единств — места, времени и действия. Действие пьесы должно было происходить в одном месте, на небольшом отрезке времени и развиваться в соответствии с логикой со бытий и характеров героев — без чудес и неожиданного вмешательства посторонних персонажей. (Все эти требования были направлены против традиций народного театра, где эти правила с легкостью нарушались, действие прерывалось выступлениями клоунов, плясками, непристойными шутками актеров для развлечения простонародной публики.)

Ярчайшим воплощением принципов классицизма в архитектуре стал Версаль. Людовик XIV, большой ценитель искусства и меценат, был поклонником нового стиля. Его резиденция — великолепное произведение множества архитекторов, скульпторов, садовников величественный ансамбль.

Парк Версаля с его четко размеченными клумбами, фонтанами и искусно подстриженными деревьями, которым придавали строгую геометрическую форму, стал образцом «регулярного» парка, который также называют «французским».

Многие творцы классицизма, подобно Пуссену, надеялись, что их искусство напомнит человеку «о добродетели и мудрости, при помощи которых он сумеет оставаться твердым под натиском судьбы». Но на службе монархии классицизм выродился в помпезный, официозный стиль.

Идеи французского классицизма оказали влияние и на другие европейские страны, но нигде так и не смогли вытеснить барокко, продолжавшее определять художественные вкусы большинства.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.