Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коррекция дизорфографии



 

 

Коррекция дизорфографии

При проведении коррекции дизорфографии учитывается, что орфографические навыки являются сложной интеллектуальной деятельностью, в структуре которой взаимодействуют многие неречевые и речевые функции. Поэтому И.В.Прищепова выделяет направления коррекционного воздействия, формирующие неречевые предпосылки орфографически правильного письма:

q развитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза;

q развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса;

q развитие речезрительных функций;

q развитие восприятия и воспроизведения ритма;

q развитие зрительной и речедвигательной памяти.

Развитие сенсомоторных функций является основой для перехода к более сложным этапам коррекции дизорфографии.

В случае замен или искажений звуков школьника с дизорфографией проводится логопедическая работа на развитие фонематического восприятия. Она осуществляется в следующих направлениях: развитие сенсорно-перцептивного уровня восрпиятия речи, уточнение слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации.

Коррекционная работа по развитию умения определять и выделять ударные звуки является важной предпосылкой усвоения орфограмм морфологического и фонематического принципов написания. Она осуществляется по 3 этапам:

1) развитие языковых средств, обеспечивающих определение и выделение ударения (силы, интенсивности артикуляции, долготы произношения отдельных звуков в ряду двух-пяти звуков) с опорой на различные анализаторы.

 2) развитие умения находить ударные и безударные гласные в слогах.

3) развитие умения находить ударные и безударные гласные в словах.

Коррекционная работа по развитию языкового анализа и синтеза включает следующие направления логопедической работы:

1)анализ и синтез предложений.

2) слоговой анализ и синтез.

3) фонематический анализ и синтез.

Одной из важнейших задач в преодолении дизорфографии является выработка навыков количественного, позиционного и порядкового анализа и синтеза слов в предложнии. Построение коррекционного обучения по данным направлениям основывается на поэтапности формирования умственных действий: от материализации действий при выполнении анализа до переноса умственных действий учащихся во внутренний план.

Развитие процессов словоизменения у младших школьников с дизорфографией включает следующие направления: развитие умения употреблять предложно-падежные конструкции, существительные в единственном и множественном числе, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе, дифференцировать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени, различать глаголы прошедшего времени по родам. Коррекция данной патологии у младших школьников направлена на формирование парадигматической системы словоизменения. Особое внимание уделяется уточнению грамматического значения слов, закреплению связи грамматического значения с морфемами, актуализации слуховых, кинестетических образов морфологического состава словоформ.

Развитие словообразования предполагает развитие умений: образовывать сложные слова; образовывать слова, опираясь на морфемы слов и их лексическое значение (на материале загадок); образовывать притяжательные прилагательные; образовывать названия детенышей.

Коррекционная работа по дифференциации имен существительных, имен прилагательных и глаголов направлена на деятельностное включение данных частей речи в процесс порождения речевых высказываний учащимися с дизорфографией. При этом учитываются этапы формирования умственных действий, выделенные П.Я.Гальпериным. В связи с этим в коррекционной работе выделяется три этапа:

1) усвоение и уточнение грамматического значения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, выработка умений различать грамматическое и лексическое значения словоформ с конкретным и абстрактным значениями, а также ставить грамматические вопросы.

2) дифференциация имен существительных, имен прилагательных и глаголов с использованием внешних опор.

3) дифференциация частей речи в предложении, развитие умения устанавливать грамматические связи между его членами.

Развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов является необходимым условием овладения орфограммами морфологического принципа написания. В коррекционном обучении выделены следующие направления, которые реализуются по традиционной методике коррекции речевого недоразвития: развитие умения определять «лишнее» слово, отбирать родственные слова (из ряда слов, предложения, текста), подбирать родственные слова; развитие умения находить в словах общие морфемы, производить морфологический анализ слов.

Логопедическая работа по обогащению и развитию лексики направлена на:

 1) совершенствование денотативного значения слов (при соотнесении произнесенных логопедом слов с названиями картинок и называние предметных картинок).

2) развитие структурного компонента лексического значения слов; подбор синонимов и антонимов, способствующих формированию парадигматичекских отношений; составление предложений, формирующее умение устанавливать синтагматические отношения.

3) развитие сигнификативной функции лексического значения слов, способствующее успещности всех вышеперечисленных направлений работы и выработке у учащихся с дизорфографией умения объяснять значения слов.

Основу коррекционного обучения школьников с дизорфографией по развитию связной речи составляют два направления:

 1) развитие внутреннего программирования.

 2) формирование языкового оформления речевого высказывания. Логопедическая работа по развитию структурирования учитывает этапы формирования умственных действий детей. В связи с этим первоначальные этапы работы включают традиционные приемы составления предложений по схемам. Логопедическая работа направлена, прежде всего, на актуализацию предикатов и включает следующее:

1) определние грамматико-синтаксической отнесенности слов (с опорой на сюжетную картинку, а затем на слух),

 2)развитие операций грамматического структурирования (с использованием одного из субъектов),

3) развитие синтаксических представлений (с опрой на два компонента высказывания, а затем на несколько компонентов). Развитию языкового оформления текста способствует называние слов текста, наиболее характерных для описания того или иного персонажа или действия; подбор синонимов к описываемым предметам и явлениям; продолжение рассказа своими словами. Коррекционная работа предполагает выполнение упражнений, которые проводятся по традиционной методике.

Методика проведения каждого логопедического занятия должна строится с учетом структуры речевого дефекта, особенностей и состояния неречевых психических функций ребенка, с учетом ведущего принципа изучаемой (закрепляемой) орфограммы и отвечать всем требованиям к проведению занятий на современном этапе развития коррекционной педагогики.

Р.И.Лалаева и О.И.Азова выделяют основополагающие для коррекции дизорфографии теоретические положения и принципы.

1. Положение о тесном взаимодействии в развитии речи и мышления.

2. Принцип системности.

3. Принцип постепенного перехода от сукцессивных к симультанным процессам.

4. Принцип формирования метаязыковой деятельности на основе практического уровня владения языком.

5. Представление о семантике как ведущем уровне речевой деятельности.

6. Формирование орфографических умений и навыков на основе развития «орфографической зоркости».

7. Принцип квантования орфографического правила.

8. Концентрический принцип организации материала.

О.И.Азова предлагает методику работы по коррекции дизорфографии, основанную на использовании принципа «квантования» - расчленения грамматических действий на повледовательные операции. Овладение правилом правописания безударных гласных в корне она делит на 6 квантов:

1. Уметь дифференцировать гласные и согласные звуки.

2. Уметь быстро и безошибочно определить место ударения в слове, различать ударные и безударные гласные.

3. Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове.

4. Уметь быстро подбирать как можно больше однокоренных родственных слов или образовывать формы проверяемого слова.

5. Уметь объяснять лексическое значение слов.

6. Уметь различать однокоренные родственные слова от однокоренных слов (гора, горняк, гореть) и от слов, похожих по звукобуквенному составу (лепить-липкий).

Усвоение орфографии младшими школьниками с дизорфографией характеризуется качественным своеобразием. Выделенные особенности свидетельствуют о необходимости специальной логопедической работы, направленной на формирование речевых и неречевых предпосылок успешного овладения детьми с данной речевой патологией орфографическими умениями и навыками.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.