Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



 

Фурманов И.А., один из наиболее известных и плодотворно работающих в области исследования агрессии исследователей отмечает, что на сегодняшний день, отсутствует общая психологическая теория агрессии, которая должна была бы включать три компонента:

а) феноменология нарушений поведения, включающая общую характеристику, классификацию агрессивного поведения, анализ негативных последствий нарушений поведения;

б) этиология нарушений поведения, объясняющую биологическую, психологическую и социальную природу, конкретные причины и условия, способствующие возникновению и проявлению нарушений поведения в целом и агрессивности в частности. Помимо того раскрывающую психологические механизмы формирования агрессивности в онтогенезе, а также, индивидуально-психологические и личностные особенности агрессивных детей, подростков и взрослых, дифференциацию и эволюцию различных видов нарушений поведения в зависимости от объективных и субъективных причин;

в) профилактика и коррекция нарушений поведения, использующие формы и методы предупреждения агрессивного поведения асоциальной и деструктивной направленности, а также негативизма, планирование и реализацию индивидуальных и групповых программ психологической коррекции и немедицинской психотерапии.

  В связи с этим нарушения поведениярассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения. Оно проявляется либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил (32).

 

 

Особый интерес представляет в этой связи раннее детство.

На этапе от 1до 3 лет, происходит наиболее интенсивное становление и развитие психики ребенка:

ü осваиваются основные движения и действия с предметами

ü закладываются основы для психических процессов и личности.  

Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте крайне неустойчиво, наблюдается физическая и психическая ранимость.

В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи.

Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.

Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому Характер общения родителей с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка раннего возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди.

Кризис трех лет. К трем годам у ребенка возникает большое стремление самостоятельности, что выражается в настойчивом «Я сам» и «Я хочу» стремясь быть как взрослый, ребенок хочет сам выполнять ту деятельность, которую он наблюдает у взрослых (зажигать свет, ходить в магазин, варить и т.д.).

Конечно, притязания детей непомерно превосходят реальные возможности, и удовлетворить все их невозможно. Однако недостаточный учет потребности к самостоятельности, а тем более прямое ее подавление быть причиной фрустрации, повышенной нервности ребенка. Именно в этот период впервые у ребенка начинают замечаться проявления упрямства и негативизма, направленные против взрослых, которые постоянно ухаживают за ним и опекают его. Иногда можно заметить, что ребенок как бы сам дает поводы, где бы он мог противопоставить себя взрослым. Например.

(2 года 7 месяцев) подходит к плите и говорит сам себе: «Митя, плиту нельзя!», и вслед за этим: «А я буду! А я буду!».

Внешне кризис трех лет проявляется несколькими важными симптомами которые впервые описаны Эльзой Келер в работе «О личности трех.- ребенка». Л.С. Выготский обозначает их как «семизвездие симптомов» возрастного критического периода.

1. Негативизм — отрицательная реакция и отказ от выполнения определенных требований взрослых. Ее не следует путать с непослушанием, бывает и в более раннем возрасте.

2. Упрямство — реакция на свое собственное решение, которая заключается в настойчивом требовании его выполнения. Упрямство не следует смет настойчивостью, так как здесь на первом плане требование считаться с личностью ребенка, признать его «Я».

3. Строптивость — реакция более генерализованная и безличная, чем предыдущие. Это протест против порядков, которые существуют дома.

4. Своеволие — реакция эмансипации от взрослого, то есть стремление к отстаиванию своих прав на самостоятельность намерения, замысла и независимость от него.

5. Обесценивание взрослых — выражается в нередких заявлениях в взрослого, что он «дурак» или «пьяница», и при этом совершенно неважно, его родитель умница и совершенно не пьет вина.

6. Протест-бунт — проявляется в частых ссорах с родителями, к приобретают черты протеста, своеобразной «войны» со взрослыми.

7. Стремление к деспотизму — проявляется в желании властвовать и управлять поведением взрослых, и для этого изыскивается множество способов.  Наиболее часто встречается в семьях с единственным ребенком.

Л.С. Выготский подчеркивает, что нельзя в кризисных периодах развития ребенка видеть только одни негативные моменты. Важно заметить в них установления новых, отношений с окружающими. Ломка отношений, которые ранее существовали между ребенком и взрослым, по Д.Б. Эльконину, — это кризис социальных отношений, кризис выделения «Я». Если взрослые замечают рост самостоятельности ребенка и поощряют ее, то трудности этого кризисного периода не возникают или быстро преодолеваются Ребенку еще многому нужно обучиться, и для удовлетворения притязаний них имеется особая форма реализации их потребностей — детская игра.

Кризис трех лет — явление субъективно трудное для ребенка и объективно — его родителей. Однако это явление преходящее и в нем есть свое позитивное то. Не следует, однако, забывать, что необычайно быстрое развитие психических н физиологических качеств ребенка чрезвычайно сильно напрягает деятельность всех систем организма, а предъявляемые к ним требования существенно возрастают, что создает условия для возможной их дезадаптации. Известно, что большинство патологических психологических состояний и психических болезней, которые начало в раннем детстве, впервые появляются (манифестируют) именно в критический период.

Если у ребенка раннего возраста (от 1 года до 3-х лет, по периодизации Б.Д. Эльконина) нет возможности или способности к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте развития у него проявляется деструктивная агрессивность, в пассивном - социальные страхи, т. е. боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. Для обоих вариантов характерно проявление гнева, который также зарождается в раннем возрасте.

Исследователи отмечают: в раннем возрасте агрессивные действия для ребенка - не просто нормальная, но и особо важная форма активности, предпосылка его последующей успешной социализации. Агрессивные действия ребенка - это сообщение о своих потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире.

Агрессия в раннем возрасте связана с различными факторами: положением ребенка в коллективе, отношением к нему сверстников, взаимодействием с воспитателями и родителями. К агрессии больше склонны мальчики, поскольку она входит в мужской стереотип поведения.

Среди основных факторов агрессивного поведения ребенка раннего возраста выделяют условия воспитания ребенка в семье, стили родительского отношения; влияние социального окружения ребенка (группы сверстников, значимые взрослые); социальные информационные факторы.

В числе факторов, обусловливающих проявление агрессивного поведения детей раннего возраста, Н.И. Корытченкова выделяет следующие:

· индивидуальный фактор - психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребенка в обществе;

· психолого-педагогический фактор - дефекты семейного воспитания;

· социально-психологический фактор - неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, в коллективе сверстников;

· личностный фактор - активно-избирательное отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к педагогическим воздействиям семьи, детского сада, общественности, а также личные ценностные ориентации и личная способность к саморегулированию поведения;

· социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями.

По мнению И.Л. Ленденевой, к причинам агрессивного поведения детей относятся следующие психологические особенности:

· трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

· нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

· низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

· слабо развитое чувство ответственности за свои поступки;

· несформированность эмоционально-волевой сферы.

Агрессивное поведение в раннем возрасте принимает разнообразные формы.

Принято выделять вербальную и физическую агрессию. Каждая из них может иметь прямые и косвенные формы.

Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы. Проявляются они в различных высказываниях в виде

ü жалоб,

ü демонстративного крика, направленного на устранение сверстника,

ü агрессивных фантазий.

Прямая вербальная агрессия представляет собой

ü оскорбления и

ü вербальные формы унижения других людей.

Косвенная физическая агрессия(очень распространена в этом возрасте) направлена на нанесение какого-либо материального ущерба через непосредственные физические действия. Это может быть:

ü разрушение продуктов деятельности,

ü уничтожение или порча чужих вещей.

Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение и причинение физической боли. Может принимать две формы - символическую и реальную. Символическая представляет собой угрозы и запугивание; реальная агрессия рассматривается как непосредственное физическое нападение.

У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия. У некоторых проявляется физическая агрессия как в косвенной форме, так и в прямой.

Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти может сформировать нежелательные черты характера.

И.А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы: социализированная и несоциализированная.

Дети с социализированной формой агрессивного поведения не имеют психических нарушений, но них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, открыто выражают свои агрессивные эмоции.   Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками (причины!). Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.

У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными. Дети обычно используют физическую агрессию, поступки отличаются ситуативностью. Такие дети имеют невысокий статус в группе сверстников.

Дети с несоциализированной формой агрессивного поведения обычно страдают психическими расстройствами с негативными эмоциональными состояниями. Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию.

Личностными чертами таких детей являются

высокая тревожность,

эмоциональное напряжение,

склонность к возбуждению и импульсивному поведению.

Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессии. Эти дети не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут объяснить причины своих поступков.

Таким образом, анализ психологической литературы показал, что среди основных факторов агрессивного поведения ребенка раннего возраста описаны условия воспитания ребенка в семье, стили родительского отношения; влияние социального окружения ребенка; социальные информационные факторы.

Эмоциональное состояние и самочувствие родителей и педагогов, уровень их агрессивности также влияет на проявления агрессивности детей.    Причинами агрессивности детей могут быть: неправильное поведение педагогов, недостаток педагогической культуры, такта, знаний.

 Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства детей раннего возраста. В то же время некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии, что обуславливает необходимость профилактической работы.

Профилактическая работа с детьми раннего возраста может строиться с учетом возрастно-психологических новообразований и  направлена на:

· оптимизацию социальной ситуации развития ребенка;

· разнообразие видов деятельности ребенка;

· развитие и формирование его эмоциональной сферы.

Профилактика агрессивности у детей раннего возраста включает в себя знакомство детей, их сближение друг с другом, знакомство с воспитателями и педагогами, установление отношений между  воспитателями и детьми, основанных на доверии.

Знакомство с окружающим организуется в форме развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знания и выполнения определенных условий, таких как:

· добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре);

· непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;

· многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);

· наглядный материал (игрушки, различные предметы и т.д.);

· запрет на оценку действий ребенка;

· предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.

Игра как метод профилактики агрессивности у детей раннего возраста предполагает использование отдельных элементов разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной), игровых приемов (соревнование, поиск), сочетание игрового и дидактического начала в виде обучающей роли взрослого и возрастающей активности и самостоятельности ребенка. Психологический потенциал игры заключается в том, что в игре дети отражают различные стороны жизни, учатся подчинять свое поведение правилам игры.

Для профилактики агрессивности у детей раннего возраста широко используется арт-терапия, в частности, сказкотерапевтические методы. Сказкотерапия рассматривается как направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, построить отношения с окружающими

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Специфика профилактики агрессивности у детей раннего возраста в деятельности – психолога // http://studbooks.net/673005/psihologiya/spetsifika_profilaktiki_agressivnosti_detey_rannego_vozrasta_deyatelnosti_pedagoga_psihologa (дата обращения 13.04.2017).

2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. М., 2010.

3. Фурманов И.А.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.