Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ракетоплан — для победы



 

Категория S4. Ракетоплан — летательный аппарат, который поднимается в воздух с использованием тяги ракетного двигателя, а возвращается на землю, планируя с выключенными двигателями — используя аэродинамическую подъёмную силу. Это требование предъявляется ко всем трём категориям ракетных планеров на продолжительность полёта — S4, S8, S10. И каждая имеет свои различия. S4 — модель планера с ускорителем, который может отделяться во время полёта. S8 — модель радиоуправляемого ракетного планера, S10 — модель ракеты с мягким крылом (крыло «Рогалло»).

Модели категории ракетопланов «по возрасту» не уступают парашютным моделям (SЗ). На этапе возникновения и становления ракетомоделизма не было разделения их на самостоятельные категории, существовала лишь одна категория ракетопланов.

В 1966 году Международная авиационная федерация (ФАИ), а точнее её комиссия по ракетно-космическим моделям, разработала спортивный кодекс, в котором все ракетопланы подразделялись на четыре класса и имели птичьи названия: «Воробей», «Стриж», «Орёл» и «Кондор».

По изменённому в 1975 и 1989 годах кодексу ФАИ произошло разделение ракетопланов на категории и классы, в зависимости от суммарного импульса двигателей и стартовой массы. Классов стало пять, а с 2001 года — шесть, и были уточнены требования в каждой категории.

Сегодня наш разговор — о категории ракетопланов S4 — моделей планеров с ускорителем. Она подразделяется на пять классов. Наиболее популярен класс S4А — чемпионатный. Технические требования к данным спортивным «снарядам» такие: минимальная стартовая масса — 18 г., максимальная — 60 г. В полёте двигатель должен отделяться от модели только в контейнере и приземляться на ленте (минимальный размер её — 25×300 мм) или парашюте площадью более 4 дм2. Если это условие не соблюдается — полёт считается незачётным.

С момента зарождения моделей ракетопланов данная категория всегда выделялась обилием схем и конструкций. Именно в ней постоянно идёт поиск оригинальных технических решений, именно в ней есть место для творческой мысли моделиста-конструктора.

Говоря о моделях ракетопланов S4, можно выделить три основные схемы, по которым сегодня строят спортивные «снаряды» этой категории. Первая — модели так называемой «самолётной» схемы. С постройки ракетопланов, внешне похожих на самолёт, берёт начало развитие моделей данной категории.

Видимо, тогда ракетомоделисты ощущали некоторое влияние авиации — раз требовалось иметь устойчивое планирование, то надо строить модель по классической схеме, что называется, «самолётной».

Но надо признать, что сегодня подобная схема летательных аппаратов почти не применяется. Основная причина — большая вероятность получения нулевой оценки за взлёт. Очень часто судьи не оценивают такой старт, поскольку на взлёте используется аэродинамическая подъёмная сила.

Ракетчики упорно искали пути совершенства стартовых характеристик своих ракетных планеров. Так, в 1972 году А.Гаврилов (г.Краснозаводск) разработал модель ракетоплана с поворотным крылом вдоль фюзеляжа. Моделист С.Морозов (г.Элекстросталь) в 1974 году предложил крыло, консоли которого перед стартом складывались к центроплану, отводились в хвостовую часть, выполняя роль стабилизатора, а после срабатывания вышибного заряда МРД занимали необходимое положение для планирования.

 

В 1982 году на Всесоюзных соревнованиях была представлена оригинальная модель ракетоплана, разработчиками которой явились московские спортсмены под руководством тренера В.И.Минакова. В данной конструкции проглядывались технические идеи вышеназванных моделистов — это складывание консолей и поворотное крыло. Именно эта схема ракетного планера, так называемая «московская», и сегодня широко применяется моделистами. В сложенном виде (при взлёте) ракетоплан напоминает обычную ракету — крыло располагается вдоль фюзеляжа. После отстрела МРД (на высоте около 200 м) крыло под действием резинок поворачивается, и раскрываются его консоли, превращая модель в обычный планер. Этой схеме ракетопланов и сегодня отдают предпочтение большинство спортсменов моделистов.

Группу ракетопланов составляют летательные аппараты, выполненные по схеме «летающее крыло». Автором и разработчиком её является педагог аэрокосмического клуба «Союз» В.Н.Хохлов. Отсюда и название данной схемы ракетного планера — «хохловская».

Впервые в полёте эту модель ракетоплана увидели на чемпионате Москвы в начале 90-х годов прошлого столетия. Она удовлетворяла всем техническим требованиям данной категории: могла совершать вертикальный взлёт (в пределах 30° от вертикали), устойчиво планировать, обладала небольшой массой и, следовательно, низкой нагрузкой на крыло.

На многих соревнованиях выступали спортсмены с такими ракетопланами. Были успехи и неудачи. Но работа продолжалась, моделисты-конструкторы совершенствовали своё спортивное «оружие». Так, от крыла из пенопласта пришли к наборному каркасу, тем самым уменьшив полётную массу и повысив жёсткость конструкции.

Ракетопланы такой схемы — контейнерного типа. Планер (летающее крыло) — складной, укладывается в корпус ракеты (контейнер). Это даёт большое преимущество в высоте полёта. К недостаткам я бы отнёс трудности наблюдения за моделью и не всегда устойчивое планирование.

Именно с моделями такой схемы выступали на 16-м чемпионате мира «ракетчики» Белоруссии и Японии. Успех сопутствовал и белорусским спортсменам, ставшим первым (В.Минкевич) и третьим (А.Липай) призёрами мирового первенства. Чертежи и описание такой модели опубликованы в «М-К» № 1 за 2008 год.

Ознакомимся подробнее с интересной моделью ракетоплана категории S4.

Ракетоплан — для победы

С 2009 года в кодексе ФАИ и Правилах проведения соревнований в России вступило в силу изменение технических требований к моделям категории S4 (ракетопланов), которое допускает сброс отработанного двигателя (МРД) только в контейнере, или же вовсе не отделять его от модели.

Именно по второму пути пошёл Алексей Решетников из подмосковного Сергиева Посада. И надо сказать, на всех крупных российских соревнованиях

2009 года Алексей был победителем — на Кубке и чемпионате России, Всероссийских стартах на приз С.П.Королёва.

Немного о самом конструкторе. В рядах ведущих спортсменов-ракетомоделистов Алексей Решетников прочно закрепился в 2000 году. Его дебют в 1990 году тоже был чемпионским. Тогда Алексей занял первое место на районных соревнованиях в классе моделей ракет с парашютом — SЗА. А в 1993 году А.Решетников стал чемпионом России среди юношей в классе моделей-копий S7. На всех соревнованиях — от всероссийских до международных, в которых стартовал Алексей, он неизменно становился чемпионом.

С 2000 года Алексей — член национальной сборной команды, призёр чемпионатов России и Европы. И тогда же он становится мастером спорта. В 2002 году, после победы на чемпионате мира, в командном зачёте в классе моделей ротошютов (S9В) Алексею присвоили звание мастера спорта международного класса. С 2004 года Алексей — педагог дополнительного образования в Центре технического творчества «Юность» города Сергиев Посад. А в 2005 году на чемпионате Европы он завоёвывает серебряную медаль в личном зачёте в классе ракетопланов (S4).

Успешным был для спортсмена Решетникова и 2008 год. На чемпионате мира в Испании он стал призёром в личном зачёте в классе моделей с парашютом и победителем в командном зачёте. Сегодня уже его воспитанники продолжают победные традиции своего учителя. Так, победителями областных соревнований этого года стали Дима Лысиков (класс S9А) и Данила Бирюков (класс S4А).

Модель ракетоплана А.Решетникова:

1—головной обтекатель; 2—демпфирующее отверстие; 3 — контейнер МРД; 4—пилон; 5 — обтекатель фюзеляжа; 6—фюзеляж; 7—крючок возвратной резинки; 8—резинка возврата крыла для планирования; 9—крючок навески резинки; 10—упор-ограничитель для фиксации развёрнутого положения крыла; 11—посадочная площадка (плата); 12—пилон крыла; 13—шайба (целлулоид); 14—винт (М2) крепления крыла; 15—центроплан; 16—петля крепления фиксирующей нитки; 17—накладка усиления (целлулоид); 18—резинка раскрытия консоли; 19—накладка; 20—упор-фиксатор положения сложенного крыла; 21 —крючок навески резинки раскрытия; 22—консоль («ушко»); 23—киль; 24—стабилизатор; 25—бобышка; 26—«грибок»

Сколько знаю Алексея (а это более 10 лет), всегда поражаюсь его удивительной скромности и открытости. Его отличает уважительное отношение к юным и взрослым спортсменам-«ракетчикам». По первой просьбе помочь советом или делом — безотказен. По-мужски привлекателен и приветлив, пользуется авторитетом у коллег-педагогов.

Все достижения А.Решетникова — результат творческого поиска, стремление сделать что-то новое, неизведанное в маленьком летательном аппарате, называемом моделью ракеты.

На страницах журнала уже публиковались чертежи и описания спортивных «снарядов» «ракетчиков» из Сергиева Посада. Полагаю, и предлагаемый сегодня материал будет интересен нашим читателям.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.