Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общая характеристика учебного предмета



Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Курс «Искусство» в 9 классе направлен на реализацию творческого потенциала обучающихся, на осмысление ими роли и места синтетических (пространственно-временных) искусств в жизни человека и общества, взаимодействия искусств, на понимание художественного языка произведений искусства и их современной классификации.

 Основной целью обучения учебному предмету «Искусство» выступает формирование художественной культуры личности в процессе творческого освоения мира художественных ценностей.

Основными задачами изучения предмета являются:

• развитие эмоционально-ценностной и нравственно-этической сфер личности;

• формирование художественного вкуса и потребности в общении с произведениями искусства;

• формирование знаний о многообразии явлений культуры, умений и навыков восприятия и оценки художественных произведений;

• приобщение к художественно-творческой деятельности по интерпретации и созданию художественных образов;

• развитие художественного восприятия, художественного мышления, творческих способностей обучающихся.

Изучение учебного предмета «Искусство» рассчитано на один год обучения в 9 классе. В соответствии с учебным планом в 9 классе на учебный предмет «Искусство» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).

2 Содержание учебного предмета

Программа обеспечивает формирование основ художественной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие художественных способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды художественной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественно-творческой деятельности.

В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.

Изучение предмета «Искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История», «Литература», «Обществознание», «География».

Содержание курса основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность обучающимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мирового искусства, которое предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени».

В содержании учебного предмета выделены следующие разделы:

• Раздел І. Искусство вокруг нас. Художественный образ. Язык искусства. /17 часов/.

• Раздел II. Искусство – опыт духовной жизни человечества. Познание искусства – познание жизни человека. /10 часов/.

• Раздел III. Искусство как универсальный способ общения. /8 часов/.

ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ЯЗЫК ИСКУССТВА.

В содержании первого раздела выделены следующие темы с содержательным наполнением:

Тема 1. Виды и язык искусства. Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления. Понятие «вид искусства»; «художественный образ». Суть искусства. Синтез искусств. Особенности языка различных видов искусства.

Тема 2. Визуальные искусства. Архитектура и изобразительные искусства. Сближение архитектуры с монументальной живописью. Виды архитектуры. Художественно-выразительный язык архитектуры. Скульптура как конструктивный архитектурный элемент. Объемно-пространственный пластический язык скульптуры (круглая скульптура, рельеф). Художественные возможности и применение в культуре художественной фотографии и компьютерной графики. Живопись. Художественные средства выразительности живописи; виды: монументальная, станковая. Жанры живописи: пейзаж (сельский, архитектурный, марина), портрет, бытовой, натюрморт, анималистический, исторический, мифологический, библейский, батальный. Виды декоративно-прикладного искусства: вышивка, ткачество, ковроткачество, игрушка, гончарство, художественная обработка металла, дерева, кожи, изделия из бисера. Костюмы народов мира. Живопись и графика. Изобразительные искусства и художественная фотография, их сходство и различия. Изобразительные искусства и танец, общее и различия. Пластика как объединяющее начало этих искусств.

Тема 3. Жанровая палитра музыкального искусства. Музыкальные жанры и формы: вокальные (песня, романс, гимн); хоровые (кантата, оратория). Камерно-инструментальная музыка (соната, сюита, квартет и т.п.); симфоническая (симфония, увертюра, концерт) музыка. Музыкально-театральные (опера, балет, оперетта, мюзикл). Направления музыки массовых жанров (джаз, диско, поп, рок).

Тема 4. Театр как синтез искусств. Законы театрального искусства. Театр как один из древнейших видов искусства. Условный характер театрального искусства. Проблема правды и правдоподобия в театральном искусстве. Средства художественной выразительности театрального искусства. Театр среди других искусств. Синтетический характер театрального искусства. Искусство быть зрителем. Роль диалога со зрителем. Особенности взаимоотношений театра и публики. Мастерство актера, понятие об актерском амплуа. Профессия актера: от древности до современности. К. С. Станиславский об 14 основных принципах актерской игры. Режиссер — профессия XX в., его задачи и роль в создании театрального спектакля. Выдающиеся режиссеры прошлого и современности.

Тема 5. Экранные искусства. Кинофильм — результат творческих усилий большого коллектива его создателей. Основные этапы работы над фильмом. Продюсер и его роль в создании кинофильма. Роль сценариста и режиссера в создании кинофильма. Рабочий сценарий, отражение в нем характеров и взаимоотношений героев, общей атмосферы и настроения фильма. Выбор натуры для съемок, подбор актеров и проведение кинопроб. На съемочной площадке. Кинорежиссер — создатель и организатор единого художественного процесса. Создание режиссерского сценария. Мастерство кинооператора в создании фильма. Живописные основы создания кадра. Художественные средства выразительности. Слагаемые актерского мастерства. Специфика работы актера в кино. Роль каскадеров в трюковых сценах. Использование спецэффектов. «Звезды» мирового кинематографа

 Тема 6. Синтез искусств. Органичное единство художественных средств и образных элементов различных искусств, воплощающий универсальную способность человека эстетически осваивать мир. Искусство «видеть» музыку и «слышать» живопись. Музыка, звучащая с полотен художников. «Музыкальность» живописи. Архитектура — «застывшая музыка». Родство архитектуры и музыки. Музыка форм и линий. Музыка — «невидимый танец», танец — «немая музыка». Созерцательность живописи и драматизм скульптуры. «Музыкальность» живописи. Союз живописи и скульптуры с декоративно-прикладным искусством.

Тема 7. Полихудожественный образ мира. Суть понятия «полихудожественный образ мира». Отражение многообразия и единство искусства. Динамичное развитие полихудожественных явлений одновременно с эволюцией художественной культуры. Полихудожественные акции – театрализованные формы художественной деятельности: инсталляции, перфомансы, хепенинги. Поликультурность Донецкого края: художественная культура народов, проживающих на территории республики (греков, поляков и т.д.).

ИСКУССТВО – ОПЫТ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПОЗНАНИЕ ИСКУССТВА – ПОЗНАНИЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

В содержании второго раздела выделены следующие темы с содержательным наполнением:

Тема 8. Через искусство к «портрету» эпохи. Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Исторические закономерности развития искусства.

Тема 9. Искусство и мир человека. Искусство и человек в современном мире. Отображение эмоций и чувств, мыслей и мечтаний человека в искусстве. Искусство как способ самопознания и творческой самореализации личности.

Тема 10. Художественные направления и стили в искусстве. Возникновение и развитие художественной культуры в древности. Культура древних цивилизаций. Искусство Античности. Искусство западноевропейского Средневековья. Культура восточных славян дохристианского и раннехристианского периодов. Искусство западноевропейского Возрождения. Русская культура XIV – XVII веков. Западноевропейское искусство XVII века. Искусство западноевропейского Просвещения. Искусство конца XIX – начала XXI вв.

ИСКУССТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ

В содержании третьего раздела выделены следующие темы с содержательным наполнением:

Тема 11. Особенности культур Запада и Востока. Особенности культуры Запада и Востока. Причины, обусловившие особенности культур Запада и Востока, связанные с разницей климатических, исторических и социально-экономических условий жизни народов в этих регионах. Определенный параллелизм в культурном развитии Востока и Запада. Преемственность в развитии искусства Запада и Востока. Влияние преемственности в развитии искусства Запада и Востока. на формирование мировоззрения человечества.

Тема 12. Искусство и окружающая среда. Влияние различных видов искусства на формирование окружающей среды. Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Формы сохранения культурного наследия: библиотеки, музеи, театры, галереи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты и пр. Дизайн и реклама – составные художественной культуры. Роль СМИ в распространении ценностей искусства.

Тема 13. Искусство родного края. Непреходящее значение искусства родного края в формировании и воспитании патриотизма, любви к малой Родине. Памятники культуры и искусства Донецкого края. Культурно-художественные заведения: театры, музеи, концертные залы и т.д. Региональные центры народных промыслов и ремесел. Этнорегиональный фольклор (музыкальный, танцевальный). Памятные места Донбасса, связанные с жизнью и творчеством известных людей.

Тема 14. Поликультурность современного общества Суть понятия «поликультурность современного общества» и его значение в развитии мировой художественной культуры. Поликультурность как одна из базовых характеристик современного сообщества. Поликультурность в создании особых условий, в которых разворачиваются формирование каждой отдельной личности и национально-культурных групп, проживающих в многообразном мире. Поликультурная среда как совокупность условий жизнедеятельности человека, которые определены творческим, паритетным взаимодействием в одном комплексе (территориальном, институциональном, культурно-историческом) культур (этнических, религиозных и т.д.), целью которого является взаимообогащение и дальнейшее развитие каждой из культур.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, участие в конкурсах и экскурсиях, посещение и организация выставок призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

· сотворчество учителя и ученика, диалогичность;

· четкость поставленных задач и вариативность их решения;

· освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.