Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие.



30.09.2020.

Практическое занятие.

Тема: Умберто Эко как теоретик новой литературы.

Умберто Эко – итальянский учёный: философ, историк-медиевист, специалист по семиотике, писатель. Родился 5 января1932 года в Алессандрии,небольшом городке в Пьемонте, неподалёку от Турина, ушел из жизни 19 февраля 2016.

Происхождение его фамилии– это, предположительно, акроним латинского выражения «ExCaelis Oblatus» (лат.: подарок небес), в такомвиде ее получил  дед писателяот представителей городского управления, поскольку был подкидышем.

У. Эко поступилв университет Турина, чтобы изучать средневековую философию и литературу. Научный труд молодого исследователя был посвящен наследиюФомы Аквинского, он получил степень доктора философии в 1954. В тот момент Эко оставил Римско-католическую церковь по причине кризиса веры.После этого У. Эко работал редактором на RAI, Radiotelevisione Italiana, государственной радиостанции, также стал лектором в университете Турина (1956–64). Группа авангардистских художников – живописцев, музыкантов, писателей  –  которым он оказал поддержку в RAI (Gruppo 63), стала важным фактором влияния на будущую писательскую карьеру У. Эко.

В 1954 году окончил Туринский университет искусств, работал на телевидении обозревателем крупнейшей газеты «Эспрессо» (итал. L’Espresso), преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина. В настоящее время является профессором  Болонского университета,почётный доктор множества иностранных университетов, кавалером французского Ордена Почётного легиона (2003).

   В сентябре 1962 года женился на немецкой учительнице искусств Ренате Рамге. В семье двое детей – сын и дочь.

Эссеистика У. Эко, его теоретические труды посвящены роли читателя современной прозы. История и современность сочетаются в эссеистике У. Эко, что определяет широту его интересов в области изучения культуры, искусства и литературы как сложных эстетических феноменов.

Книга «Эволюция средневековой эстетики» (Sviluppo dell’estetica medievale. 1959) посвящена проблеме развития идеи Прекрасного в средневековой философии.

Культовая работа «Открытое произведение» (Opera Aperta. 1962) содержит глубокий философский анализ основных тенденций в искусстве второй половины XX века, определила дальнейшее развитие современной науки о культуре. В центре внимания автора – феномен «открытого произведения», то есть такого, в котором резко возрастает творческая роль «исполнителя», не просто предлагающего ту или иную трактовку, но становящегося реальным соавтором. У. Эко не замыкается в искусствоведческой проблематике, он смело оперирует аналогиями и понятиями из современной математики, физики, теории информации; не упускает из виду социальные аспекты искусства.

Книга «Поэтики Джойса» (Le poetiche di Joyce. 1965) посвящена анализу произведений Д. Джойса, а, в особенности, двух его самых значимых романов: «Улисс» и «Поминки по Финнегану».

«Отсутствующая структура. Введение в семиологию» (La struttura assente. 1968) получила широкую известность, благодаря изложению основ семиотического анализа сочетающуюся с критикой классического структурализма, претендующего, по мнению У. Эко, на статус новой религии с божеством-структурой в центре. Пользуясь своей эрудицией, автор привлекает множество примеров из разнообразных областей человеческой деятельности, среди которых — архитектура, живопись, музыка, киноискусство, реклама, карточные игры.

«Роль читателя. Исследования по семиотике текста» (Lector in fabula. La cooperazione interpretativa nei testi narrativi. 1979) – эта книга состоит из очерков 1959 - 1971 годов (Поэтика открытого произведения; Семантика метафоры; О возможности создания эстетических сообщений на языке Эдема; Миф о Супермене; Риторика и идеология в «Парижских тайнах» Эжена Сю; Чарльз Пирс и семиотические основы открытости: знаки как тексты и тексты как знаки; Lector in fabula: прагматическая стратегия в метанарративном тексте), посвящённых различным вопросам и объединённых центральной темой: любой текст (в широком смысле, в том числе картина или фильм) моделирует определенного читателя.

«Искусство и красота в средневековой эстетике» (Arte e bellezza nell’estetica medievale. 1987): краткий очерк эстетических учений средневековья, рассматриваются эстетические теории видных средневековых богословов: Альберта Великого, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Дунса Скотта, Уильяма Оккама, а также философско-богословских школ: Шартрской, Сен-Викторской.

«Поиски совершенного языка в европейской культуре» (La ricerca della lingua perfetta nella cultura europea. 1993) и «Шесть прогулок в литературных лесах» (Six Walks in the Fictional Woods, 1994) являются опытом соединения проблем культуры, литературы и языка.Вторая работа – это шесть лекций, прочитанных Умберто Эко в 1994 году в Гарвардском университете, они посвящены проблеме взаимоотношений литературы и реальности, автора и текста.

У. Эко имел свой сайт в Интернете, высоко оценивал роль всемирной сети в современной культуре, но не отказывал классическим источникам информации в значимости для становления человека 21 века.

Список литературы для изучения:

1. Эко У. Открытое произведение. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/eco-otkrutoe_proizvedenie-8l.pdf

2. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста.  М., «Симпозиум», 2007. URL:https://vk.com/doc195471_350561184?hash=2051857cdf31084cda&dl=1d8af216ad34b01875

3. Адамов Д. Елена Костюкович: «Все герои Умберто Эко…» Интервью. URL:http://www.m24.ru/articles/75042

4.  Киричук Е.В. Зарубежная литература ХХ1 века. Учебное пособие. –Омск, 2020.- 96 с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.