Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Я в свою ходил атаку.



Я в свою ходил атаку.

(1910-1971)

Литературная гостиная: военная лирика.

( к 110-летию А. Твардовского.)

Цель: Патриотическое воспитание.

Задача: Познакомить с военной лирикой А.Твардовского.

                                                             «Это лучший поэт нашего времени»

                                                                                     К. Симонов

 Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла,

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу – света и тепла.

Чтоб жил и был всегда с народом,

Чтоб ведал всё, что станет с ним,

Не обошла тридцатым годом,

И сорок первым,

И иным…

( Из поэмы «За далью – даль»)

                 Не часто творчество поэта бывает так слито с жизнью своей страны, как у Александра Трифоновича Твардовского.

                  Родился в 1910 году и провёл свои ранние годы на Смоленщине, в деревнях Загорье и Чернево.

                 Отец – Трифон Гордеевич, деревенский кузнец, сам прививал детям интерес к чтению: долгие зимние вечера семья посвящала чтению вслух. Первое знакомство будущего поэта с произведениями Гоголя, Пушкина, Некрасова, Лермонтова, Никитина и многих других писателей произошло именно дома. Сам Трифон Гордеевич знал много стихов наизусть, часто их декламировал, а то и распевал на свой манер. Непременным спутником стала книга и для юного Саши.

              Привязанность Твардовского к матери, Марии Митрофановне, была необычайная. Отзывчивая, сострадательная любой человеческой беде, ответственная и обязательная во всех делах, она была искренне и нежно любима сыном. Её образ в сознании и поэзии Твардовского неотделим от родной природы, всегда поэтичен и предельно чист.

             К дедушке Гордею Васильевичу дети тянулись: он любил рассказывать о рыбной ловле и охоте, построил ребятам шалаш из еловых веток, мастерил незатейливые игрушки, любил петь солдатские песни и очень любил маленького Шуру, называл его «Шурилка-Мурилка».

             Стихи Александр Твардовский писать начал рано, до овладения первоначальной грамотой. Первое стихотворение, обличающее сверстников – разорителей птичьих гнёзд - пытался написать, ещё не зная всех букв алфавита. В нём ничего не было от стиха, но было горячее и страстное желание родить на свет чувство, сопутствующее всякому новому замыслу.

            Трифон Гордеевич мечтал дать детям хорошее образование. Для этого был привезён из Смоленска репетитор – гимназист 8-го класса Николай Арефьев. Мальчишки: старший брат Константин и Александр, привязались к «дяде Коле» и репетиторство им было не в тягость.

               Осенью 1918 года мальчики поступили уже не в Смоленскую гимназию В.В. Воронина, а в 1-ю Советскую школу первой ступени, разместившуюся в здании гимназии. Обучение являло собой нечто среднее, между гимназией и школой нового образца. В программе первого класса были уроки пения, немецкого и французского языков, рисования, но дисциплина отсутствовала и особой прилежности ученики не выказывали. Весной Костя и Саша уехали домой, и снова потекла хуторская жизнь.

            К учёбе вернулись осенью 20-го года – начали учиться в Ляховской школе, а потом и в Егорьевской школе,5-й класс которой Шура окончил весной 1923 года. В 6-й класс поступил в Белохолмскую школу, в 8-ми км от Загорья. Жили в общежитии при школе, сами готовили себе еду из привезённых из дома продуктов на общей кухне.

           В 1924 году Белохолмская школа была переведена в Ельню. С её переводом закончилось и образование Александра, больше учиться в школе ему не пришлось.

            В соседнем селе Кубарики организовалась комсомольская ячейка, Александр вошёл в их среду, был принят в комсомол, а через год был избран делегатом на съезд комсомола Ельнинского уезда. Чтение и стихи были главным в его жизни, стал активистом в комсомольской работе и начинает посылать заметки в редакции смоленских газет. Начиная с 1925 года, его заметки печатаются. Это подняло его авторитет, а 19 июля 1925 года в газете «Смоленская деревня» было опубликовано его стихотворение «Новая изба»:

Пахнет свежей сосновой смолою.

Желтоватые стены блестят.

Хорошо заживём мы семьею

Здесь на новый советский лад!

           «Я переехал в Москву; в 1938 году вступил в ряды Коммунистической партии; в 1939 году окончил МИФЛИ, выпустил книгу новых стихов «Сельская хроника». Осенью 1939 года я был призван в армию» - так писал поэт о своей довоенной жизни.

          Призванный в сентябре в ряды РККА, он участвует рядовым в освобождении нашими войсками Западной Белоруссии в качестве корреспондента армейской газеты «Часовой Родины». Но уже в октябре демобилизовался. В первых числах ноября начинаются военные события в Финляндии: в них Александр Твардовский принимает самое активное участие – он поэт фронтовой газеты на страже Родины» и большую часть времени проводит в войсках на Карельском перешейке. Эта война стала важным рубежом в его жизни. Твардовский, много повидавший на этой войне, писал Михаилу Исаковскому: « … мне открылся новый, необычайно суровый и вместе с тем очень человеческий, дружный и радостный мир. Красную армию я полюбил так, как до сих пор любил только деревню, колхозы… Мне кажется, что армия будет второй моей темой на всю жизнь».

           Армия и война, советский человек на войне отныне займут в его творчестве очень большое место. Работал очень много. За месяц напечатал на страницах армейской газеты 12 стихотворений, 2 очерка, сделал переводы стихов Янки Купалы и Якуба Коласа. На финской войне им было написано около 20 стихотворений, объединённых в цикл «В снегах Финляндии»:

Из записной потёртой книжки

Две строчки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году,

Убит в Финляндии на льду.

                                                                  Две строчки

           22 июня 1941 года он сделал в своём дневнике самую короткую запись: «Война с Германией. Еду в Москву - являться к начальству». В стихотворении «22 июня 1941 г.», спустя 5 лет после войны поэт вспоминает этот день на рубеже войны и мира во всех его «бесценных подробностях»:

Мы так простились с мирным днём,

И нам в огне страды убойной

От горькой памяти о нём

Четыре года было больно…

Во имя счастья всех людей

Полны мы воли непреклонной –

В годах, в веках сберечь наш день,

Наш мирный день, июнь зелёный.

                                                                                         22 июня 1941г.

          Первое выступление фронтового корреспондента в газете «Красная Армия» Юго-Западного фронта со стихами «Бей фашистские танки» состоялось 1 июля 1941 года. Тогда же, в июле, поэт опубликовал ещё 9 стихотворений, в августе – 12. Прочитав Указ о награждении героев-лётчиков Здоровцева С.И., Жукова М.И. и Харитонова П.Т., от 8 июля 1941 года, поэт написал стихотворение «Трое»:

В тревожное небо, в грозовую высь,

С укатанной взлётной площадки

Они на машинах своих поднялись

С врагами померяться в схватке.

И сколько себя ещё в схватках лихих

 Покажут советские люди.

Мы многих прославим, но этих троих,

Уже никогда не забудем.

                1 августа 1941 года газета «Известия» (Действующая армия) сообщила о том, что А.Т. Твардовский Сталинскую премию за поэму «Страна Муравия» в размере 50 000 рублей внёс в Фонд обороны.

                  Несмотря на тяжёлые бои и отступление наших войск, редакция газеты «Красная Армия» начала выпуск еженедельного сатирического приложения «Громилка»:

Друг-читатель, не ухмылкой,

А улыбкой подари,

Не спеши чесать в затылке,

А сперва родной «Громилки»

Первый номер посмотри.

И одно лишь повсеместно

Объявляется пока,

Что «Громилка» будет честно

Помогать громить врага.

            С июня 1942 года Александр Трифонович был прикомандирован к газете Западного фронта(с апреля 1944 года 3-го Белорусского) «Красноармейская правда», где и оставался до конца войны. Поэт участвовал во всех малых и больших операциях войск этого фронта, накопил богатый запас наблюдений и впечатлений, что заставило его вернуться к начатой ещё в 1941 году поэме «Василий Тёркин». Первые главы поэмы были опубликованы в 1942 году:

Друг-читатель, я не спорю,

Что войны милее жизнь?

Да, война ревёт как море,

 Грозно в дамбу упершись.

Я одно скажу, что нам бы

Поуправиться с войной,

Отодвинуть эту дамбу

За предел страны родной.

             Тёркин – это народ на войне. «В муках твёрд и в горе горд», - говорит поэт, характеризуя героя поэмы, в котором человеческая простота сочетается с большим жизненным и военным опытом: талантливость мастера на все руки, юмор – с политической сознательностью и мужеством, душевная мягкость – с суровой закалкой и выносливостью.

              Простившись с Тёркиным в середине июня 1943 года, поэт приступает к работе над ним лишь в феврале 1944-го. В августе 1943 года в «Красноармейской правде» печатаются стихи: «Дорога», «Героям Орла и Белгорода», «Когда пройдёшь путём колонн»:

Когда пройдёшь путём колонн

В жару, и в дождь, и снег,

Тогда поймёшь,

Как сладок сон,

Как радостен ночлег.

Когда путём войны пройдёшь,

Ещё поймёшь порой,

Как хлеб хорош

И как хорош

Глоток воды сырой.

             Поэму «Дом у дороги» поэт задумал и начал писать ещё зимой 1941-1942 года, до того, как вплотную принялся за Тёркина. «Дом у дороги», разорённый и покинутый семьёй солдата, беженский исход 1941 года – вот что кровоточило, было страшной явью, на которую, казалось, нельзя было не откликнуться. В дневниковых записях поэта – горькие впечатления от разорённых, сожжённых деревень, о покинутых жителями родных местах:

Но я с тобою был, солдат,

С тобою неизменно –

До той и стой зимы подряд

В одной страде военной.

Твоей судьбой я только жил

И пел её доныне,

А эту песню отложил,

Прервав на половине.

         В 1943 году, в год переломных побед, Твардовский вернулся к этой поэме. «Это тема не столько самой войны – писал он – сколько «дома» покинутого хозяином, «дома», в своём людском составе заброшенного из родных мест в далёкую Германию к берегам чужого моря; «дома», обредшего в нашей победе освобождения из плена и возвращение к жизни».

Я песню начал в трудный год,

Когда зимой студеной

Зима стояла у ворот

Столицы осаждённой.

И завершаю в год иной.

Когда от стен Берлина

Пришёл солдат с войны домой

Своей дорогой длинной.

           Тема войны не уходила из его поэзии до конца жизни. В послевоенной лирике А. Твардовского мысль о нравственной ответственности живых перед теми, кто не пришёл с войны, проходит своеобразным лейтмотивом – «суда живых не меньше павших суд». Поэту дорог суд не только современников, но и потомков.

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

И беречь её свято,

Братья, счастье своё –

В память воина-брата,

Что погиб за неё.

                                                                             Я погиб под Ржевом

 

Литература:

1. Дементьев В.В. Александр Твардовский. /В.В. Дементьев. – М.: Советская Россия, 1976.

2. Романова Р.М. Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества. /Р.М. Романова. – М.: Просвещение, 1989.

3. Твардовский А.Т. Стихотворения и поэмы /А. Твардовский. – М.: Детская литература, 2007.

4. Читаем, учимся, играем, 2019, вып.4. – с.16-32.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.