Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лексические средства



Лексические средства

Антонимы— разные слова, относящиеся к одной части ре­чи, но противоположные по значению (добрый злой, могу­чая бессильная). Противопоставление антонимов в речи яв­ляется ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силендухом.

Контекстные (или контекстуальные) антонимы - это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и яв­ляются антонимами только в тексте: Ум и сердце лед и пла­мень вот основное, что отличало этого героя.

Гипербола— образное выражение, преувеличивающее какое-либодействие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления: Снег валил с неба пудами.

Индивидуально-авторские неологизмыблагодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: ...как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

Использование литературных образовпомогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.

Синонимы— это слова, относящиеся к одной части речи, вы­ражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность любовь, приятель друг.

Контекстные (или контекстуальные) синонимы —слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов гений любимое дитя природы. (В. Белинский).

Стилистические синонимы— отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся хихикнул за­смеялся заржал.

Синтаксические синонимы —параллельные синтаксиче­ские конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки приступить к подготовке уроков.

Метафора— скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой ме­тафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с други­ми, имеющими общий признак.

В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.

В метафоре автор создает образ — художественное пред­ставление о предметах, явлениях, которые он описывает, а чита­тель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, онneрекосился бы... опрокинулся и затонул.

Метонимия— перенос значений (переименование) по смеж­ности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д. И. Писарева;

в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или. Читая Белинского....

Оксюморон— сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием на­страивает читателя на восприятие противоречивых, сложных яв­лений, нередко — борьбы противоположностей. Чаще всего ок­сюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось...

 Олицетворение— один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется че­ловеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметам приписываются дейст­вия, которые доступны лишь людям: Дождь зашлепалбосыми ножками по дорожкам сада.

Оценочная лексика— прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин это чудо.

Перифраза— использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, за­меняющее слово. Используется для украшения речи, замены по­втора: Город на Неве приютил Гоголя.

Пословицы и поговорки,используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.

Сравнение— одно из средств выразительности языка, по­могающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описания предметов. В сравнении

одно явление показывается и оценивается путем сопостав­ления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами как, словно, будто, точно и т. д. Оно служит для образ­ного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.

Часто встречается форма сравнения, выраженного существи­тельным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца.

Бывают сравнения, которые передаются формой сравнитель­ной степени наречия или прилагательного: Эгоизм бывает хо­лоднее родника; Земля нелепее пуха лежала перед ним.

Есть сравнения, которые включаются в предложение с по­мощью слов похож, подобен, напоминает: ...бабочки похожи на цветы.

Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две раз­новидности:

1) развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устре­мились к земле, тысячами светлячков залегли ночь.

2) развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом так): Церковь вздрогнула. Так вздра­гивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.

Фразеологизмы— это почти всегда яркие, образные выра­жения. Поэтому они — важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д.: У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

Цитатыиз других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и 32

интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной: Л.С.Пушкина, «как первую любовь», не забудет не только «Рос­сии сердце», но и мировая культура.

Эпитет— слово, выделяющее в предмете или явлении ка­кие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом назы­вают художественное определение, т. е красочное, образное, ко­торое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое зна­чащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

1) существительное: болтушка сорока.

2) прилагательное: роковые часы.

3) наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прила­гательных, употребленных в переносном значении: взоры полу­сонные, нежные, влюбленные.

Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить вни­мание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явле­ния или их свойства.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.