Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Богатство звука, речи, мысли…



 Богатство звука, речи, мысли…

                 Консультация музыкального руководителя ГБДОУ № 128 Невского района

Санкт-Петербурга для родителей дошкольников, находящихся в режиме самоизоляции

Христос Воскресе, православные!

Музыка Пасхи торжественна и нарядна. О ней мы с вашими детьми много говорим на светлой седмице. Что и как сообщается детям на музыкальных занятиях, вы узнаете из нижеприведённых записей. Предлагаю вашему вниманию некоторые комментарии, которые помогут вам побеседовать со своими детьми на эту тему, а также, быть может, кое-что уяснить и для себя. Близость к нашему детскому саду исторического памятника архитектуры, Свято-Троицкой церкви «Кулич и Пасха», можно сказать, обязывает нас знать некоторые тонкости вопроса.

   Светла Пасхальная седмица,
Дни протекают вереницей
Под звон разлитый колокольный,
Под благовест в первопрестольной…

… И сердце к благости стремится -
Светла Пасхальная седмица.

                                                              (Евгения Оленина)

 

    В отличие от других православных праздников Пасха отмечается не один, а целых семь дней. А все потому, что Воскресение Христово – главное событие для каждого христианина.По церковному уставу, его празднуют сорок дней вплоть до Вознесения Господня. Но первая неделя рассматривается как единый день Пасхи.

 

Снова полон мир чудес,

Колокольный звон плывет,

Иисус Христос воскрес,

И ликует весь народ!


  Колокольный звон! Вот что, прежде всего, слышат дети из окон нашего детского сада. И на вопрос: «Откуда этот звон?» - безошибочно отвечают, что из церкви. «Есть ли в церкви ещё какая-нибудь музыка?» - спрашиваю я. Многие дети уже знают, что в церкви поёт ХОР. Малышам этого достаточно пока. А старшим ребятам полезно знать, что хоры бывают разными: детскими, женскими, мужскими. На Пасху же в храме обычно поёт смешанный хор, в котором есть женские и мужские голоса. И обе эти группы делятся на высокие и низкие голоса, создавая таким образом четырёхголосие (обращаем внимание, что количество голосов насчитывается не по числу певцов, а их может быть на праздничной службе и 24(!), а по числу голосовых партий (полифонии). Но это всё внутри!

А Пасха – очень радостный праздник, выходящий далеко за пределы церкви.

 

…Повсюду Благовест звучит!

Из всех церквей народ валит!

Заря глядит уже с небес:

Христос Воскрес!

Христос Воскрес!

 

Колокола тоже звучат по-разному, своими голосами рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедах и праздниках. Обычно при православном храме имеются 3 группы колоколов разной величины, разного назначения и с разными названиями: благовестники (самые тяжёлые), подзвонные (средние), зазвонные (малые). У колокольных звонов есть свои названия: благовест, перезвон, трезвон, набат.

Кроме богослужебного употребления, звон церковных и монастырских колоколов служил как набатный при пожаре (частые удары в большой или средний колокол), как путевой в метель и бурю (ряд ударов с промежутками); по случаю коронований, царских свадеб, военных побед, прибытия знатных гостей производился торжественный звон (трезвон).

Перезвон и перебор – поочерёдные удары в несколько колоколов в последовательности, определённой Уставом и местной традицией. Исполняются при совершении чина отпевания, чина погребения, во время выноса плащаницы в Великую субботу, при выносе креста и водосвятии. В Уставе и некоторых описаниях различаются перебор как погребальный звон (медленные удары в каждый колокол, начиная с самого малого, и удар «во вся») и перезвон (поочерёдно во все колокола начиная с самого большого).

Благовест (то есть Благая весть) — мерные удары в один большой колокол (в отличие от перезвона или трезвона), извещающие о начале богослужения.

Трезвон - праздничный радостный звон в несколько колоколов в три приёма, один из самых распространённых в настоящее время типов церковного колокольного звона.

В повседневной бытовой речи время от времени употребляется поговорка «Растрезвонил на всю округу!» Либо, «Что ж ты мне в уши трезвонишь!?» Эти выражения имеют оттенок упрёка, или укора. А употребляются в речи в связи с несоответствием якобы «церковной музыки» происходящим событиям. Поняв это, дети будут стараться приводить в соответствие свои чувства и действия.

Распространение колоколов на Руси связано с принятием христианства. Возможно, они были завезены вместе с церковными билами из Византии, однако более вероятно, что колокола пришли на Русь из Западной Европы.

Первое упоминание о колоколах датируется 1066 (3‑я Новгородская летопись), первое летописное свидетельство об отливке колокола на Руси относится к 1259. 

  В домонгольский период колокола на Руси были редки (с тех времён сохранилось всего два целых колокола) и, как и западные колокола, невелики по размерам. Со 2‑й половины ХIV века колокола начали постепенно распростра-няться по всей Руси. Колокола стали размещать в звонницах (Псков, Новгород и др.) и колокольнях. Прежде, чем колокол отправят на колокольню, все прихожане могут внизу, у храма, рассмотреть нарядную «юбку» колокола, её символические знаки и художественное оформление рисунков. Но колокол нельзя услышать, если он стоит на постаменте. Поэтому, после чина освящения, его цепляют за «ушко» и поднимают высоко вверх, на солнышко, где будет слышен его звук.

 

Выражение «за ушко – да на солнышко!» ранее более частоиспользовалось взрослыми по отношению к непослушным детям. При этом шалуна приподнимали за ушко, сразу услышав его голосок: «Ой-ой-ой!». В другой раз неповадно будет!

 

   Колокольные звоны – это голос нашей Родины. Собственно трезвонстал основой художественного явления, известного как «колокольные звоны», – отдельного вида русского церковного искусства, сложившегося к XVII веку и образовавшего региональные традиции, а в конце ХХ века влившегося и в светскую концертную традицию.

   Существует мнение, что в 1717 году русский царь Петр I посетил Нидерланды. Во фламандском городе Мехелен, расположенного теперь во Фламандском регионе Бельгии, который по-французски называется Malines (Мали́н), он был потрясен звоном колоколов на сторожевой башне, Там ещё в Средневековье разработали удачный сплав для литья колоколов. Петр, по преданию, назвал его "малиновым" в честь города, где раздавались эти чудные звуки.

    Со временем сочетание «мали́новый звон» стали использовать, имея ввиду красивый, мелодично переливающийся, «очень приятный, мягкий по тембру звон»

   Хотя существует и другая версия, где фигурирует языковое происхождение (малиновый — красный — красивый, прекрасный).

 

    Возможно вашему ребёнку сейчас более понятен этот вариант. Во всяком случае, важно отметить, что словосочетание «мали́новый звон» никакого отношения к соответствующим ягоде и цвету не имеет.

       Первоначально звон осуществлялся раскачиванием самого колокола (т. н. очепный звон). В середине ХVI века на Руси начали отливать колокола более тяжёлые, чем на Западе. Звонить в них мог один или несколько звонарей, что зависило от веса и расположения колоколов. С увеличением веса раскачивать колокола становилось всё труднее, что повлекло изменение способа звона: раскачивать стали не колокол, а язык.

 

Известно, что в спокойном состоянии языка, колокол не издаёт звуков, хранит молчание. Нетерпеливым людям (детям) не свойственно хранить молчание, а иногда и тайну. Вот отсюда к нам в речь и пришла поговорка, выражающая досаду: «Ну кто тебя за язык дёрнул?!»Детям стоит объяснить, что, по отношению к людям, это выражение употребляется в переносном смысле.

 

      В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится БЛАГОВЕСТ.

    Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения! В некоторых местностях Светлую седмицу даже именовали Звонильной неделей.

    Но в другое время эта миссия доступна лишь звонарю, как особому мастеру, специалисту своего дела.

 

До наших дней дошла ещё одна поговорка, непосредственно связанная с Пасхой. Если человек гордится общедоступным делом, которое ему, якобы, весьма удалось, то в свой адрес он может услышать: «Да кто ж на Пасху не звонарь?!».Другими словами: это радостно и здорово, но так все могут, не только ты.

Вот сколько знаний добавил нам пасхальный звон колоколов! А как самобытно будет звучать наша речь и речь наших детей, если по-прежнему мы будем употреблять в ней пословицы и поговорки. Ведь пословица не даром молвится!

И в завершении предлагая всем послушать Пасхальное Богородичное песнопение Павла Чеснокова «Ангел вопияше…» в исполнении камерного хора «Студиум» («Studium»), в котором я пою более 30 лет. Эта молитва исполняется в Пасхальную ночь во всех православных храмах, либо в концертных программах, так как является, пожалуй, самой нарядной. Надеюсь, вы получите истинное удовольствие и испытаете неподдельную радость пасхи.

Пусть крепнет вера в торжество добра,

Любовью наполняя ваши души,

А чтоб судьба всегда была щедра,

Желаю голос Бога в сердце слушать!

https://www.youtube.com/watch?time_continue=144&v=vkyP2Xim_5A&feature=emb_logo

               С вами была музыкальный руководитель – Светлана Фёдоровна Мироненко.

                                                                                              Воистину Воскресе Христос!    



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.