|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ГОУ ВПО «Тверская Государственная Медицинская Академия» Кафедра глазных болезней Заведующий кафедрой – канд. мед. наук С. Г. Торопыгин
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для преподавателей по офтальмологии
Тема № 6. «Болезни сосудистой оболочки: иридоциклиты, хориоидиты» (лечебный и педиатрический факультет)
Тверь 2007 г.
Методические указания для преподавателей 1.Тема занятия: "Болезни сосудистого тракта, сетчатки и зрительного нерва". 2. Цель занятия: Ознакомить студентов с анатомо-физиологическими особенностями сосудистого тракта, сетчатки и зрительного нерва, научить диагностировать наиболее часто встречающиеся заболевания, познакомить с их местным и общим лечением. 3. Место проведения: Учебные комнаты кафедры. 4. Объекты и оснащение: Таблицы, цветные слайды, офтальмоскопы, набор глазных капель, перевязочный материал, больные с иридоциклитами. 5. Учебные элементы: 1. Общая симптоматика острых иридоциклитов. 2. 4 направления в лечении иридоциклитов. 3. М и д р и а т и к и. 4. Клиника хориоидитов. 5. Изменения на глазном дне при гипертонической болезни. 6. Пигментная дистрофия сетчатки. 7. Отслойка сетчатки. 8. Застойный сосок зрительного нерва. 9. Папиллит. 10. Дифференциальный диагноз между папиллитом и застойным соском. 11. Клиника и лечение острой непроходимости ЦАС. 12. Клиника и лечение тромбоза центральной вены сетчатки.
6. Хронокарта основной темы занятия:
7.Методические указания и приемы: После организационного момента студентам предлагаются тесты для выяснения исходного уровня знаний. Преподаватель сразу же отмечает, правильно ли ответил на вопрос каждый студент. Во время собеседования и коррекции знаний студентов уточняются анатомо-физиологические особенности сосудистого тракта, в частности, кровоснабжение. Подчеркивается, что любая инфекция может вызвать воспаление сосудистого тракта. При разборе вопроса лечения иридоциклитов рассматриваются 4 направления: этиологическое, симптоматическое, десенсибилизирующее и общеукрепляющее. Перед разбором заболеваний сетчатки уточняются анатомические особенности её строения. Ввиду того, что большинство студентов станут врачами общего профиля, особое внимание обращается на изменения глазного дна при гипертонической болезни, сахарном диабете. Разбираются вопросы неотложной помощи при острой сосудистой недостаточности сетчатки. Из заболеваний зрительного нерва разбираются папиллиты и застойный сосок, проводится дифференциальная диагностика этих состояний. 8.У И Р С: Реферативный доклад "Острое нарушение кровообращения в ЦАС". После доклада проводится обсуждение в процессе которого обращается особое внимание на оказание ургентной помощи таким больным врачами общего профиля: под язык нитроглицерин. 0,00005 в таблетках; вдыхать амилнитрит на ватке; ввести в/в 5 мл 2,4% раствора эуфиллина на 15 мл изотонического раствора (вводить медленно), снизив АД, срочно направить больного в глазное отделение. Дополнение к теме "Болезни сосудистого тракта, сетчатки, зрительного нерва". /Для иностранных студентов/ При наличии в группе студентов из тропических стран Африки, Азии и Латинской Америки следует остановиться на поражении глаз онхоцеркозом /речной слепотой/. По данным ВОЗ во многих частях Западной и Экваториальной Африки заражено более 50% населения, причем у 4-10% из них зрение полностью потеряно. Процесс начинается с кератоконъюнктивита. Затем переходит на сосудистый тракт с развитием картины тяжелого иридоциклита или хорио-ретинита. Со стороны зрительного нерва может наблюдаться неврит с последующим переходом в атрофию. Лечение: гетразан 2 курса по 10 дней, затем антринол 10% - 10,0 в/в I раз в неделю (7 недель). Список литературы: 1) Нестеров, А.П. Малова В.М.. Глазные болезни: учеб. пособие для вузов // М.: Лидер-М, 2008. – 315 с.
Литература по УИРС: М.Л.Краснов, Н.Б.Шулъпина "Терапевтическая офтальмология", - с. 479-483. Составила: асс. Сочалина Н.Ю. Утверждено на кафедральном собрании.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|