Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лексические нормы.. Занятие 1.



Лексические нормы.

Занятие 1.

 

1. Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением слова и нарушением норм лексической сочетаемости.

I. А. 1) В последние годы было создано массовое количество инновационных форм. 2) Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предположения. 3) На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 4) Мы должны бороться всеми нашими ресурсами. 5) Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 6) Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее.

Б. 1. Моя семья никакого отношения к музыке не имела. Я родился в нормальной семье. 2. Поручите нам свои заботы – и мы сократим ваше время (из рекламы). 3. Даже я, закоренелая москвичка, путаюсь в этих автобусных маршрутах. 4. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге сторожа. 5. На выставке представлено вооружение, которым партизаны вели борьбу с немецкими захватчиками.

П. А. 1) Теперь каждый гражданин получил право обладать собственностью. 2) Во время инспекционной поездки мэр проверил состояние чистоты на улицах. 3) По мере относительного насыщения простейших потребностей в еде, одежде, жилье на первое место выходят потребности в самореализации, творчестве, признании коллег и т.п. 4) В переходный период многие предприятия не могут вести поступательное развитие и вкладывание инвестиций в производство. 5) В дипломной работе рассматриваются проблемы формирования и развития рыночного механизма управления хозяйством крупного города, дается теоретическое осмысление такого опыта. 6) Мы предлагаем широкий ассортимент товаров по самым дешевым ценам.

Б. 1)Своим бессмертным подвигом они усилили престиж нашей страны в глазах всего мирового человечества. 2) В глубоком детстве мы знакомимся с русскими сказками. 3)Мы воспитывались на примерах наших старших ровесников. 4) Слишком опасно запускать эту проблему. 5) Мы довели природу, экологию до отчаяния. 6) Человек является одним из компонентов этого мира. 7) За короткий срок она (пьеса) одержала свыше 500 представлений и имела потрясающий успех. 8) В нашей стране идет переломный момент, кризис, перестройка, как угодно. 9) Предстоящему визиту президента России в Италии придают большое внимание. 10) В Приморье наиболее дорогая стоимость жизни – во Владивостоке, самая низкая – в Арсеньеве. 11) В связи с этим надо заметить еще один важный момент: крайне негативно на имидже российской боевой техники сказывается и низкое качество ее эксплуатации.

2. Найдите избыточные словосочетания. Объясните, в чем причина их избыточности.

Автобиография жизни, ведущий лидер, возвратиться назад, временной цейтнот, жестикулировать руками, хронометраж времени, бесполезно пропадать, передовой авангард, странный парадокс, народный фольклор, ввести в строй действующих.

3. Отметьте случаи плеоназма (речевой избыточности) и тавтологии (неоправданного повтора однокоренных слов). Отредактируйте предложения.

1)Знаменитый режиссер поделился своими планами на будущее. 2) Толпа людей ворвалась на территорию предприятия. 3) Минувшей осенью прошлого года никому не известный пловец из Голландии победил сильнейших асов водной дорожки. 4) Продолжительность процесса плавки длится более трех часов времени. 5) Еще юным подростком он совершил смелый поступок. 6) По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 7) Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 8) Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 9) Традиционные экономические теории традиционно (чаще всего и обычно) учитывали только низшие потребности. 10) Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть доказательства в пользу этой гипотезы.

4. Объясните различия между приведенными паронимами. Составьте словосочетания с каждым из них. За справками обращайтесь к словарю паронимов.

Абонент – абонемент, выборный – выборочный, гармонический – гармоничный, главный – заглавный, демократический – демократичный, дипломатический – дипломатичный, дружеский – дружественный, длинный – длительный, злой – злостный, командированный – командировочный, критический – критичный, методический – методичный, нестерпимый – нетерпимый, одеть – надеть, освоить – усвоить, подпись – роспись, понятный – понятливый, представительский – представительный, представить – предоставить, эффектный – эффективный, явный – явственный.

5. Выберите из слов, данных в скобки, подходящий пароним.

1)Это наказание носит чисто (воспитательный, воспитательский) характер. 2) Он дал мне (дружеский, дружественный) совет. 3) Думаю, что ваши планы не могут считаться (реалистический, реалистичный). 4) Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценен критикой. 5) Я собираюсь (представить, предоставить) свою работу на конкурс. 6) Призы для победителей были (представлены, предоставлены) спонсором соревнований.

6. Найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

1)Главное для писателя – душевный мир человека. 2) Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный. 3) Доказанная опытом, гипотетичность становится научной теорией. 4) Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения – влияют на развитие растений. 5) Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. 6) Речь его одинаково эффектно воздействовала на самые разные аудитории.

7. Закончите выражения, объясните их. Если воз­можно, дайте варианты (замените или измените слово). Например: Ариаднина ... — Ариаднина нить — нить Ариадны. Объяснение: «Способ, помогающий выйти из трудного положения»: По мифу, Ариадна, дочь крит­ского царя Миноса, помогла афинскому герою Тезею, убившему Минотавра (полубыка-получеловека), вы­браться из лабиринта с помощью нити, прикрепленной у входа»; Без году ... — без году (года) неделя. Объ­яснение: «Совсем недавно, в течение короткого срока (быть, работать, жить и т. п. где-либо). Часто с оттенком неодобрения». Попробуйте дать синонимичные выраже­ния.

Бередить ... ; брать быка ... ; быльем ... ; в трех соснах ... ; в шею ... ; валять ... ; вилять ... ; волком ... ; вынь да ... ; как дважды ... ; не от мира ... ; ни богу свечка, ни ... ; от аза до ... ; изобретать ... ; король ... ; притягивать за ... ; из пушки  ... ; мелким бесом .... ; рвать на себе ... ; беречь как ... ; седьмая вода на ... ; спустя ... ; ставить точки над ... ; прописать ... ; того и ... ; . филькина ... ; Фома ... ; шишка на ...

 

8. Укажите ошибки в использовании фразеологизмов (употребление не в том значении, замена компонентов, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, смешение компонентов разных фразеологизмов).

1)Мы долго ждала, когда наши футболисты пробьют окно в Европу. 2) Изящно и просто решили эту проблему наши ученые и поставили на ней крест. 3) Фирменное блюдо ехидны – муравьи, термиты. 4) Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую пословицу. 5) Золотая лихорадка – вот что помутило мозги завоевателям. 6) Это легче пареной репы. 7) Хоть я и не из робкой десятки, но все же не решился один пойти на медведя. 8) Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят. 9) Я по душе не боец, а обыватель. 10) Вольно-невольно кредиты пришлось возвращать.

9. Прочитайте заголовки газетных статей, представляющие собой трансформацию известных языковых афоризмов. Назовите первоначальный вариант фразеологизма. Попробуйте определить тему каждой из статей.

1)Валюта строить и жить помогает. 2) Илья не играет в хоккей. 3) У демократов собственная гордость. 4) Великая Россия, а жить негде. 5) В Минфин со своим уставом. 6) Ближе к «телу». 7) Гадание на зеленой гуще. 8) Смело, товарищи, в лапу. 9) Не плюй в колодец – сам там будешь. 10) Большому рублю большое плавание.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.