Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема урока : «Выделение уточняющих, поясняющих, присоединительных членов предложения»  



Ур 42. Дата проведения-07. 04 2020, гр.78 .Русское правописание. Время проведения -1 час.Преподаватель-В.И.Михайлова                                                                

Тема урока : «Выделение уточняющих, поясняющих, присоединительных членов предложения»  

Цели урока : закрепление знаний по теме , научиться находить в тексте уточняющие, поясняющие , присоединительные обороты , правильно ставить знаки препинания..

Задачи урока: уметь активно пользоваться выше указанными оборо-

тами в устной и письменной речи , владеть пунктуационными навыками.  

                                                              Ход урока 

1. Запишите тему урока. Изучите цели и задачи урока.

2. Повторите теоретический материал . 1. Уточняющие члены предложения

Ут. ч.п (далее ут.ч. п .).-уточняют, конкретизируют  предшествующий член предложения и имеют с ним одинаковую синтаксическую функцию. В роли  ут.ч.п чаще всего выступают обстоятельства места и времени, а также определения . В устной речи ут ч.п. выделяются интонацией, на  письме-запятыми. 

                                                               Примеры.

Там, вдали за рекой ,зажигались огни. Поздно, около полуночи, Федор вернулся домой.  Помните, что   обстоятельства в зависимости от смысла могут быть или не быть уточняющими. Сравните. Наш поезд прибывает сегодня в семь часов. Сегодня, в семь часов, прибывает наш поезд.

Часто уточняются определения со значением цвета, размера, возраста. Маленькая, лет восьми, девочка принесла нам чай.

Ут ч.п. могут конкретизировать местоимения и местоименные наречия этот ,тот, такой, там и т.д.

2 .Обособление пояснительных членов предложения.

Пояснительными называются члены предложения (далее-п.ч.п.) , поясняющие смысл предшествующего слова или дающие ему новое название. П.ч.п. на письме выделяются запятыми  при наличии слов а именно,то есть, или (в значении то есть),иначе. Ботаника, то есть наука о растениях, таит в себе много интересного. Наши гости, именно тетушка с мальчиками-близнецами, расположились в летней пристройке. Прибрежной травой, или осокой, сплошь зарос наш пруд. 

При отсутствии слов а именно, то есть ,иначе перед  п.ч.п. ставится тире. В купе вошел наш попутчик – парень лет двадцати.

    3 Присоединительные слова или конструкции содержат дополнения к основному высказыванию и обособляются в следующих случаях: 

А) при наличии присоединительных слов даже,особенно, в особенности ,притом,например, в частности, главным образом,да,да и ,вообще и др . Все, даже маленькие дети, встречали Новый год;       

Б) запомните что конструкции, тесно связанные по смыслу с последующей частью, не выделяются запятой с обеих сторон, а только отделяются от предшествующей части. Он не знал, да и не мог знатьвсех последствий сложившихся обстоятельств.          

В)  Присоединительные конструкции без союзов выделяются тире . Нахожу очередной гриб-крепкий, ядреный.

Г )Иногда перед соединительной конструкцией ставится многоточие, которое передаетпрерванность  речи или раздумье. Я не буду тебе больше звонить… ни тебе,  ни мне это уже не нужно.         

 

                                           Закрепление знаний.

Спишите, расставьте знаки препинания. Обоснуйте свой выбор.

Жил он очень далеко не в городе  а за городом в голубой хатке среди оврагов предместья. Далеко на том берегу горело врассыпную несколько ярких огней. Внизу у нагроможденных камней плескалось море. В воскресенье в половине девятого как обычно скрипнула дверь. Там на северном склоне в сорока километрах от лагеря был лечебный минеральный источник.

2.Этот Александр Тимофеевич или попросту Саня гость приехавший из Москву. Вечером в гавань вошел корабль под шведским флагом золотой крест на синем поле. Тетушка или как называли в семье Аринушка  была энергичной  моложавой располагавшей к себе женщиной. Я остался здесь на неделю то есть до воскресенья . Казак мой вопреки приказанию спал крепким сном.

3 Вода даже в бочках наутро замерзла. Почти все съедобные грибы в первую очередь боровые пригодны для сушки. Было сыро и холодно особенно в невысохшей одежде. Время летело быстро даже слишком  быстро  так что  планы наши  пришлось сокращать. Всю ночь шел дождь непрерывный сплошной холодный.

Итоги урока .

1 Какие члены предложения называются уточняющими?

2 Как выделяются ут.ч.п.в устной и письменной речи?

3 Какова роль пояснительных слов?

4 Как ставятся знаки препинания в предложениях с пояснительными словами?

5 Что вы знаете о присоединительных словах ?

6 Расскажите о знаках препинания в предложениях с присоединительными конструкциями?

Дом. задание. Выучить теоретический материал .Подготовить связный ответ по теме урока , используя данные выше вопросы.       

 

 

                                                               т



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.