Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Иконопись.



Иконопись.

Древнерусским мастерам досталась в наследие тональная живопись византийцев с ее чуть приглушенными тонами, выражавшими покаянное настроение. В XIV веке Феофан Грек выступает так же как мастер сдержанно-насыщенных тонов: вишнево-красного, темно-синего, темно-зеленого и тельных тонов и высветлений. Свет падает у него на пребывающие во мраке тела, как небесная благодать на грешную землю. Только в Донском Успении красный херувим горит, как свеча у смертного одра.

Древнерусские мастера противились этому пониманию света, всячески стремились утвердить нечто свое. В старинных текстах перечисляются излюбленные краски наших иконописцев: охра, киноварь, бакан, багор, голубец, изумруд и другие. Но в действительности гамма красок была более обширна. Наряду с чистыми, открытыми цветами есть еще множество промежуточных, различной светосилы и насыщенности

Уже в иконах XIII-XIV веков пробивается любовь к чистым и ярким цветам, незамутненным пробелами. Благодаря этим открытым краскам иконы получают способность светиться и в полутемных интерьерах храмов. Нередко чистые цвета сопоставляются друг с другом по контрасту: красные, синие, белые - черные. Они плотны, вещественны, почти весомы и осязаемы, что несколько ограничивает их светозарность. Вместе с тем они сообщают иконе большую силу выражения.

Новгородская иконопись XV века сохраняет традиционную любовь к ярким, легким краскам с преобладанием киновари. Но раньше цвет имел предметный характер, теперь он становится светоносным. Например, в “Чуде Георгия о Змие” красный фон заполняет поля иконы, ограничивает белизну коня. В XV веке красный плащ Георгия, как вспышка пламени рождается из ослепительной белизны, из золотистого фона иконы.

Интенсивное чувство цвета свойственно Псковской школе, но в отличие от звонкого колорита Новгорода, в ней преобладают землистые тона, зеленые, иногда довольно глухие. Зато псковские иконы никогда не кажутся пестро расцвеченными. Краска рождается из глубины доски, загорается светом, выражает внутреннее горение души, соответствует духовному напряжению в ликах псковских святых.

В новгородской иконе краски горят при ясном свете дня. В псковском “Рождестве Христовом с избранными святыми” краски и свет возникают из таинственной мглы, символизируя “святую ночь”.

В отдельных школах древнерусской иконописи не было строгой регламентации цвета. Но определенные правила все же существовали: независимо от сюжета краски должны были составлять нечто целое и этим давать выход тому, что каждой из них присуще. В иконах часто выделяется центр композиции, устанавливается равновесие между ее частями, краски же вливаются в единую живописную ткань. В творчестве Дионисия и мастеров его круга краски обладают одним драгоценным свойством: они теряют долю своей насыщенной яркости, приобретая свечение. Здесь происходит окончательный разрыв с византийской традицией. Краски становятся прозрачными - подобие витража или акварели. Сквозь них просвечивает белый левкас.

Большую роль в развитии русского искусства XIV века сыграло творчество Феофана Грека, выходца из Византии, расписавшего в Новгороде и Москве около 40 храмов. Его современник, русский церковный писатель Епифаний Премудрый так говорил о нем: «Преславный мудрец, философ зело хитрый, среди иконопдсцев отменный живописец».

До Феофана Грека, русские художники работали «по изводам» (прорези, трафареты рисунков). Феофан Грек не пользовался этими заготовками, а писал свободно, по вдохновению.

Лица святых написаны легко; ощущается внутренняя сила образов, их страстная напряженность, огромная духовная энергия. Цвет удивителен по глубине, красоте и насыщенности.

Наиболее прославлена икона «Богоматерь Донская» - она тоже является нашей национальной святыней. Также написана по типу «умиление», но по характеру отличается от «Владимирской». «Богоматерь Донская» излучает радость, ликование. Она радуется жизни и своему младенцу. Печаль скрыта глубоко в глазах. Цвет очень глубокий, насыщенный. Младенец написан особо трогательно. Интересен его жест; он, ласкаясь к матери, как бы благословляет ее. Эта икона двусторонняя и на обратной стороне трагичный сюжет«Успение Богоматери» (успение - сон - смерть). Богоматерь на смертном одре; Христос стоит возле гроба с душой Богоматери. Его лик спокоен и немного суров. Удивительны образы апостолов - типично русские лица и прически; на лицах - неподдельная скорбь. У одра Богоматери - негаснущая свеча - символ бессмертной души.

Феофан Грек сумел объединить Московскую и Новгородскую школу иконописи. Он был учителем Андрея Рублева, вместе с которым работал над росписью иконостаса и самого Благовещенского собора в Москве.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с именем современника Феофана Грека - Андреем Рублевым, сведений о жизни которого, к сожалению, почти не сохранилось. Вероятно, он родился около 1360 г. Первое известие о нем датируется 1405 г. Летопись называет его "чернецом", т.е. монахом. Скорее всего, он был иноком Спасо-Андронникова монастыря, но большую часть жизни прожил в миру. Умер Андрей Рублев, вероятно в 1430 г. Андрей Рублев создал росписи в Успенском соборе Владимира, Троице-Сергеевом и Спасо-Андрониковом монастырях. Знаменитая "Троица" воплотила основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы "Троицы" (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух) символизируют единство мира и человечества, пронизаны верой в будущее.

 

Ответьте письменно на вопросы:

1.Каковы основные черты в развитии культуры Руси в XIV-XV веках?

2. Почему Москва стала центром объединения русских земель?

3. Какими путями шло распространение грамотности на Руси в XIV-XV веках?

4. Заполните таблицу:

Направление Основные тенденции Примеры
Литература    
Зодчество    
Иконопись    


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.