Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Определите жанр произведений.. й (по тексту Г.Х.Андерсена) или 2-й (по тексту М.И.Цветаевой).. Вариант 1-й. Выполните анализ прозаического произведения, отвечая на вопросы таким образом, чтобы получился связный текст. При анализе опирайтесь на текст произ



3. Определите жанр произведений.

 

А) Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон. ___________________________________________

 

Б) Я сколько раз видал, приметьте это сами:

Когда боится трус кого,

То думает, что на того

Весь свет глядит его глазами. ____________________________________________

 

В) От доброго дерева добрый и плод. ______________________________________

 

Г)Маленького роста я,

 Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу. __________________________________________________

                                                                       

                                                   

                     Часть вторая.Максимальный балл за вторую часть – 20 баллов.

Выберите только один из предложенных ниже вариантов:

 1-й (по тексту Г.Х.Андерсена) или 2-й (по тексту М.И.Цветаевой).

 

Вариант 1-й. Выполните анализ прозаического произведения, отвечая на вопросы таким образом, чтобы получился связный текст. При анализе опирайтесь на текст произведения Андерсена.

А) О чем это произведение? Какова его главная мысль?

Б) Какие художественные средства помогают автору передать идею произведения и характеры героев?

 В) Какому жанру, на Ваш взгляд, соответствует данное произведение? Объясните, почему Вы так считаете.

Г.Х.Андерсен

Перо и чернильница

(Перевод А.Ганзен)

Кто-то сказал однажды, глядя на чернильницу, стоявшую на письменном столе в кабинете поэта: "Удивительно, чего-чего только не выходит из этой чернильницы! А что-то выйдет из нее на этот раз?.. Да, поистине удивительно!"

- Именно! Это просто непостижимо! Я сама всегда это говорила! - обратилась чернильница к гусиному перу и другим предметам на столе, которые могли ее слышать. - Замечательно, чего только не выходит из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не знаю, что выйдет, когда человек опять начнет черпать из меня! Одной моей капли достаточно, чтобы исписать полстраницы, и чего-чего только не уместится на ней! Да, я нечто замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые люди, которых узнают читатели, эти искренние чувства, юмор, дивные описания природы! Я и сама не возьму в толк - я ведь совсем не знаю природы, - как все это вмещается во мне? Однако же это так! Из меня вышли и выходят все эти воздушные, грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях, и кто там еще? Уверяю вас, все это получается совершенно бессознательно!

- Правильно! - сказало гусиное перо. - Если бы вы отнеслись к делу сознательно, вы бы поняли, что вы только сосуд с жидкостью. Вы смачиваете меня, чтобы я могло высказать и выложить на бумагу то, что ношу в себе! Пишет перо! В этом не сомневается ни единый человек, а полагаю, что большинство людей понимают в поэзии не меньше старой чернильницы!

- Вы слишком неопытны! - возразила чернильница. - Сколько вы служите? И недели-то нет, а уж почти совсем износились. Так вы воображаете, что это вы творите? Вы только слуга, и много вас у меня перебывало - и гусиных и английских стальных! Да, я отлично знакома и с гусиными перьями, и со стальными! И много вас еще перебывает у меня в услужении, пока человек будет продолжать записывать то, что почерпнет из меня!

- Чернильная бочка! - сказало перо.

Поздно вечером вернулся домой поэт; он пришел с концерта скрипача-виртуоза и весь был еще под впечатлением его бесподобной игры. В скрипке, казалось, был неисчерпаемый источник звуков: то как будто катились, звеня, словно жемчужины, капли воды, то щебетали птички, то ревела буря в сосновом бору. Поэту чудилось, что он слышит плач собственного сердца, выливавшийся в мелодии, похожей на гармоничный женский голос. Звучали, казалось, не только струны скрипки, но и все ее составные части. Удивительно, необычайно! Трудна была задача скрипача, и все же искусство его выглядело игрою, смычок словно сам порхал по струнам; всякий, казалось, мог сделать то же самое. Скрипка пела сама, смычок играл сам, вся суть как будто была в них, о мастере же, управлявшем ими, вложившем в них жизнь и душу, попросту забывали. Забывали все, но не забыл о нем поэт и написал вот что:

"Как безрассудно было бы со стороны смычка и скрипки кичиться своим искусством. А как часто делаем это мы, люди - поэты, художники, ученые, изобретатели, полководцы! Мы кичимся, а ведь все мы - только инструменты в руках создателя. Ему одному честь и хвала! А нам гордиться нечем!"

Так вот что написал поэт и озаглавил свою притчу "Мастер и инструменты".

- Что, дождались, сударыня? - сказало перо чернильнице, когда они остались одни. - Слышали, как он прочел вслух то, что я написало?

- То есть то, что вы извлекли из меня! - сказала чернильница. - Вы вполне заслужили этот щелчок своею спесью! И вы даже не понимаете, что над вами посмеялись! Я дала вам этот щелчок из собственного нутра. Уж позвольте мне узнать свою собственную сатиру!

- Чернильная душа! - сказало перо.

- Гусь лапчатый! - ответила чернильница.

И каждый решил, что ответил хорошо, а сознавать это приятно; с таким сознанием можно спать спокойно, они и заснули. Но поэт не спал; мысли волновались в нем, как звуки скрипки, катились жемчужинами, шумели, как буря в лесу, и он слышал в них голос собственного сердца, ощущал дыхание Великого мастера...

Ему одному честь и хвала!

Вариант 2-й. Выполните анализ поэтического произведения, отвечая на вопросы таким образом, чтобы получился связный текст. При анализе опирайтесь на текст стихотворения М.И.Цветаевой.

М. И. Цветаева

Книги в красном переплете

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.

 

Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало,
— Уж поздно!- Мама, десять строк!…
Но, к счастью, мама забывала.


Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома.


Темнеет… В воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…


Кладбище… Вещий крик совы….
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.


Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком — корона…
Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»


Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы…
— О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?


О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

 

А) Как вы поняли смысл стихотворения? Какой предстает лирическая героиня?

Б) Какие художественные средства помогают поэту рассказать о моментах своего детства? Почему использованы именно такие эпитеты, метафоры?

В) Что вы знаете об авторе стихотворения? Как вы можете прокомментировать имена, упомянутые в стихотворении? Почему упомянуты именно они? Составьте связный комментарий, указывая, по возможности, век и страну.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.