Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. И. Копытин. ТРЕНИНГ ПО ФОТОТЕРАПИИ. Копытин А. И.



А. И. Копытин

ТРЕНИНГ ПО ФОТОТЕРАПИИ

 

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2003

 

Копытин А. И.

К65  Тренинг по фототерапии. 96с.: ил.

ISBN 5-9268-0233-4

СПб.: Издательство «Речь», 2003. —

Книга посвящена новому для России направлению арт-терапии — те­рапии с использованием фотографии. Проанализированы функции и на­правления фототерапии, приведены примеры групповой и индивидуаль­ной работы, описаны основные категории упражнений.

Книга будет интересна и для специалистов, и для широкого круга чита­телей.

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................ 3

Часть I

ФОТОГРАФИЯ В КАЧЕСТВЕ ЛЕЧЕБНО-КОРРЕКЦИОННОГО, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО И РАЗВИВАЮЩЕГО СРЕДСТВА

Глава 1. Определение фототерапии. Некоторые психологические функции

фотографии ......................................................................... 8

1.1.Определение фототерапии и ее связь с разными искусствами 8

1.2.Психологические функции фотографии......................... 10

1.3. Примеры фототерапевтических занятий и работ их участниц 15

Глава 2. Фотография в контексте психотерапии искусством и арт-терапии 25

2.1.Общая характеристика психотерапии искусством и арт-терапии       25

2.2.Фотография как инструмент изобразительного искусства и арт-
терапии................................................................................. 27

2.3.                                                          Обоснование лечебно-коррекционного и развивающего применения
фотографии с точки зрения представлений групповой
интерактивной арт-терапии.............. „............................. 33

Глава 3. Различные варианты и цели использования фотографии

в психотерапии и тренинге.............................................. 42

Часть II ТЕХНИКИ, ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОТОГРАФИИ

Глава 4. Общая характеристика различных техник, игр и упражнений       50

Глава 5. Группа А. Развитие визуального и понятийного мышления, памяти,

внимания, тонкой моторики............................................ 52

Похожие предметы........................................................... 52

Системы последовательного порядка............................. 53

Горизонтальность и вертикальность...... ,....................... 53

Ближе — дальше; выше — ниже; справа — слева........ 54

Построение и фотографирование предметных композиций  54

Фотоколлаж «Дом, сад, магазин».................................... 55

Карта района или города.................................................. 55

Песочница с фотографиями (Лей Дж. и Хаузи Дж., 2000)     56

Глава 6. Группа Б. Общие темы................................................... 58

Работа с полярностями..................................................... 58

Праздники.......................................................................... 59

Времена года..................................................................... 59


Тренинг по фототерапии

Стихии...,............................................................................ 60

Цвета вокруг нас............................................................... 61

Иллюстрации..................................................................... 62

Глава 7. Группа В. Восприятие себя .......................................... 64

•Линия жизни/ Жизненный путь..................................... 64

Воспоминания детства..................................................... 65

Прошлое, настоящее, будущее......................................... 66

Грани моего «Я»/ Ролевая карта...................................... 66

Мужское и женское внутри и вокруг меня.................... 67

Автопортрет....................................................................... 68

Символический/ метафорический автопортрет............. 69

Самореклама...................................................................... 71

Я как представитель определенной профессии, социальной

группы, культуры............................................................. 71

Мои друзья в прошлом и настоящем............................... 73

Чувства и состояние в данный момент........................... 74

Мои секреты/ проблемы.............................................. 74

Мир моих интересов и увлечений.................................. 75

Глава 8. Группа Г. Техники, игры и упражнения для работы в парах 77

Разговор............................................................................. 77

Совместный фотоколлаж................................................. 78

Создание портрета............................................................ 79

Совместный проект............... ,.......................................... 80

Глава 9. Группа Д. Техники, игры и упражнения для коллективной работы 82

Коллективный фотоколлаж............................................. 82

Коллективный проект...................................................... 83

Фотопослание.................................................................... 84

Глава 10. Группа Е. Техники, игры и упражнения мультимодального характера. Сочетание фотографии со сценическим искусством, движением

и танцем и иными видами творческой деятельности... 86

Фотография в сочетании со свободным движением..... 86

Выразительные жесты и позы......................................... 87

Танец чувств...................................................................... 88

Живые скульптуры........................................................... 89

Галерея образов................................................................. 90

Работа с гримом................................................................. 91

ЛИТЕРАТУРА............................................................................ 92

Авторские программы А. И. Копытина .................................... 93

Программа базовой подготовки в области арт-терапии и других

направлений терапии искусством................................... 93

Семинар-тренинг «Возможности фотографии в психотерапии,

психологическом консультировании и социальной работе»  95

Семинар-тренинг «Новые драматерапевтические техники:

многообразие возможностей».......................................... 96


ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на сравнительно длительное существование искусства фо­тографии, ее применение с лечебно-коррекционными и развивающими целями до последнего времени было редким. Нам известны лишь еди­ничные публикации, в которых описывается практика использования фотографии в интересах оздоровления, психотерапии и реабилитации (Бурно М. Е., 2002; Барби М., 2002; Копытин А. И., 2002в; Кук И., 2000; Лей Дж., Хаузи Дж., 2000; Мартин Р., 2002; Krauss D. A., Fryrear J. L., 1983; Spence J., 1986; Weiser J., 1993). Отчасти это связано с тем, что «раз­говорная» психотерапия, как правило, обходила стороной зримые свидетельства жизненного опыта клиента и лишь иногда привлекала фотоснимки в качестве материала для обсуждения. В то же время пси­хотерапевтический потенциал фотографии привлекает специалистов в области психического здоровья, заставляя их искать возможность для ее включения в лечебно-оздоровительные программы. Являясь представи­телями разных направлений психотерапии и консультирования, а иног­да и имея различную базовую подготовку, эти специалисты по-разному обосновывают психокоррекционное, психопрофилактическое и разви­вающее воздействие фотографии: одни руководствуются клинико-психиатрическими критериями и рассматривают занятия фотографией как одну из форм терапии творческим самовыражением (Бурно М. Е., 2002), другие пытаются найти ей применение в контексте игровой и игровой семейной психотерапии (Кук И., 2000; Лей Дж., Хаузи Дж., 2000), феми­нистского (Мартин Р., 2002), визуально-нарративного (Барби М., 2002) и иных подходов. Поскольку фотография связана с созданием зритель­ных образов, было бы естественно ожидать определенный интерес к ее использованию со стороны арт-терапевтов. Но как это ни парадоксаль­но, они применяют ее в своей работе с клиентами ничуть не чаще, чем представители иных психотерапевтических направлений, хотя ими иног­да предлагаются весьма интересные варианты включения фотографии в арт-терапевтический процесс, примером чему может быть техника фо­токоллажа. В современной арт-терапевтической литературе можно так­же найти образцы оригинального прочтения фотографических образов на основе использования новейших представлений теории культуры и социально-психологических концепций (Хоган С., 2001).

В этой книге мы постараемся обосновать и продемонстрировать раз­личные формы и варианты применения фотографии в качестве лечеб-но-коррекционного и развивающего средства. Автор книги убежден, что фотография может стать составной частью весьма эффективной здоро-вьесберегающей «технологии», что в сочетании с ее доступностью для детей и взрослых способно сделать ее ценным инструментом работы практических психологов и врачей-психотерапевтов, педагогов и соци­альных работников, а также художников и профессиональных фотогра­фов, пытающихся применить свой талант и умения в целях творческого и эмоционального развития личности.

Значительные возможности варьирования форм и вариантов прове­дения фототерапевтических занятий позволяют применять их в работе с людьми с самыми разными потребностями и уровнем развития, начи­ная с детей 3-4 лет и заканчивая взрослыми и лицами весьма преклон­ного возраста. Фотография может быть средством самовыражения и са­мопознания, социализации и «эмоционального воспитания», принося значительную пользу психическому и физическому здоровью самых раз­ных людей, и мы надеемся, что выход в свет этой книги послужит более активному применению в фотографии этом качестве.

 

 

Часть I

ФОТОГРАФИЯ В КАЧЕСТВЕ ЛЕЧЕБНО-КОРРЕКЦИОННОГО,

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО И РАЗВИВАЮЩЕГО СРЕДСТВА


Глава 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОТОТЕРАПИИ. НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ФОТОГРАФИИ

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОТОТЕРАПИИ И ЕЕ СВЯЗЬ С РАЗНЫМИ ИСКУССТВАМИ

Фототерапия связана с применением фотографии для решения разно­го рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Более подробно о различных вариантах ее применения мы рас­скажем несколько позже, однако сразу отметим, что фототерапия пред­полагает как работу с готовыми фотоматериалами, так и создание ориги­нальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельнос­ти, включая изобразительное искусство, движение и танец, драматичес­кое исполнение, художественные описания и т. д.

Положительное воздействие фотографии на личность и ее отноше­ние с окружающим миром могут проявляться как при самостоятельных занятиях, так и при создании и обсуждении фотоснимков совместно со специалистом (психологом, врачом-психотерапевтом) и другими людь­ми (участниками психотерапевтической или тренинговой группы). Та­кое воздействие в какой-то мере может иметь место и при занятиях в группах художественной фотографии и при проведении разного рода обучающих или развивающих программ.

Искусство фотографии само по себе многогранно, однако в любом случае в его основе лежит создание художественных образов. Это позво­ляет рассматривать фотографию как одну из форм визуального искусст­ва, хотя, в отличие от живописи, графики или скульптуры, фотография предполагает использование определенных технических средств. Фото­графия, таким образом, является «технизированным» видом изобрази­тельного искусства, что, с одной стороны, делает ее более сложной для освоения и в каком-то смысле ограничивает спонтанность и творчес-кую свободу. С другой стороны, это предполагает дополнительные воз­можности для творческого самовыражения, связанные, в частности, с возможностью тиражирования снимков, варьированием их формата и цветности, созданием особых визуальных эффектов, а с развитием циф­ровой фотографии — с трансформацией и корректировкой образов.

«Технизированность» фотографии как одного из жанров изобрази­тельного искусства означает относительно высокую осознанность дей­ствий. Это, однако, не исключает проявления в процессе занятий фото­графией неосознаваемых чувств и потребностей.

Фотографию также можно рассматривать как игру. Она действитель­но позволяет «играть» с реальностью и ее зримыми отображениями — выбирать из нее то, что для художника наиболее интересно и важно, твор­чески комбинировать разные элементы реальности друг с другом и даже создавать иную, фантастическую реальность (сюрреальность), которая невидима физическим зрением.

В фотографии может происходить соприкосновение и соединение реальности и фантазии, благодаря чему снимок становится своеобраз­ным «транзитным объектом», инструментом наглядно-действенного освоения мира и собственной внутренней реальности. Благодаря своим игровым возможностям, фотография может приносить удивительное ощущение свободы, возможно, столь же сладостное, как и то ощущение свободы, которое переживает во время игры ребенок.

По своей природе фотография социальна: она связана с контактами между людьми и передачей значимых дчя них чувств и представлений. Ее можно рассматривать как своего рода ритуал, обеспечивающий со­циализацию и формирование идентичности, включение в разные груп­пы людей с характерной для них системой ценностей, а также ролевое развитие и трансформацию. Все это обусловливает тесную связь фото­графии со сценическим искусством, а также возможность использова­ния представлений и техник современной драматерапии применитель­но к терапевтической фотографии.

Фотографирование часто связано с саморепрезентацией — представ­лением себя в определенном образе реальной или воображаемой аудитории, и хотя мы часто не осознаем, в какой мере при этом наши вне­шность и поведение изменяются, а «сценарий» разыгрываемой перед фотоаппаратом драмы нам неведом, в это время все равно происходит нечто, напоминающее мини-спектакль, воздействие которого и на его участников, и на зрителей порой весьма значительно.

В большинстве случаев фотография связана с запечатлением внеш­него облика человека и тех или иных его значимых действий. Она позволяет сохранить во времени ощущения тела и опыт его покоя и дви­жения. Мы можем увидеть на фотографиях разные позы и выражения лица, передающие те или иные реакции и состояния, в том числе выз­ванные находящимися рядом с нами людьми и предметами, а также на­шим пребыванием в той или иной среде. Это позволяет использовать фотографию в качестве инструмента исследования телесного образа «Я», пластического выражения чувств и потребностей и получения нового телесного опыта и его интеграции. В терапевтическом же контексте это позволяет использовать фотографию в сочетании с техниками телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии и привлечь заложенные в них теоретические представления для обоснования механизмов исце­ляющего воздействия фотографии.

Чаще всего, показывая кому-либо фотографии, мы сопровождаем это рассказом. Рассказ позволяет не только передать наше отношение к тому, что на фотографии изображено, и прояснить то, что скрыто «за кадром», но и обозначить смысл событий и переживаний и связать воедино разные аспекты опыта. Сопровождающие показ фотографий рассказы подчас весьма затейливы и красочны, что не только усиливает воздействие зри­тельных образов, но и позволяет выразить полнее и глубже связанные с ними чувства и мысли. Все это заставляет признать нарративный, или по­вествовательный, элемент фотографии очень важным и имеющим боль­шое значение для достижения терапевтических эффектов. Данное обсто­ятельство можно также учесть при проведении фототерапевтических занятий, предлагая их участникам либо сочинить на основе фотографий различные истории в форме рассказов, притч или сказок, либо создать своеобразные мини-сценарии, позволяющие обозначить основных дей­ствующих персонажей, их поступки, то, что могло предшествовать изоб­раженному на фотографии событию и что может за ним последовать.

Фотография, таким образом, интегрирует в себе многие виды творчес­кой деятельности, которые могут использоваться в ходе занятий в раз­личных вариантах и сочетаниях, обеспечивая многостороннее исцеляю­щее, гармонизирующее и развивающее воздействие на их участников.

1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ФОТОГРАФИИ

В этом разделе будут перечислены те психологические функции фо­тографии, которые обеспечивают возможность ее применения с выше­названными целями.

                                                                                                     

1. Фокусирующая / актуализирующая функциясвязана со способнос­тью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному пе­реживанию имевших место ранее событий — как положительно, так и
отрицательно окрашенных. Хотя повторное переживание неприятных и
травматичных событий может быть для человека психологически небезо­пасным, в контексте психотерапии это зачастую необходимо для того,
чтобы в результате прийти к их переосмыслению, либо завершить про­шлую ситуацию с новыми, более положительными последствиями. Дан­ная функция фотографии связана также с проявлением латентных, ранее
скрытых свойств личности, ее потребностей и тенденций. Человек может
открыться для самого себя и окружающих с новой стороны благодаря тому,
что, например, снимки запечатлели его в непривычном или ранее не столь
очевидно проявлявшемся состоянии, либо в момент совершения какого-
либо действия, которое для него раньше было не характерно. Как и при
повторном переживании прошлых ситуаций, такая «встреча» человека с
ранее несвойственными либо «невидимыми» для него проявлениями своей
личности иногда может быть неприятной или даже пугающей, и многое
зависит от того, в каких условиях это происходит и какими интервенция­
ми психолога или психотерапевта сопровождается. Если такая ситуация
переживается им болезненно, есть основание связать это с «теневыми» и
неосознаваемыми проявлениями его внутреннего мира. Именно на этом
основана психоаналитическая работа с фотодокументами. Это, конечно
же, не значит, что наибольшее психотерапевтическое значение при рабо­те с фотографией имеют лишь негативные переживания. Когда «встреча»
человека с прошлыми ситуациями и невидимыми для него ранее прояв­лениями своего «Я» приятна и желанна, фотографии могут выступать в
качестве средства раскрытия и укрепления внутренних ресурсов, а также
в качестве стимула к дальнейшему развитию. Личность может освоить
новые грани своего «Я» и более активно использовать их в ее деятельнос­ти и отношениях.

2. Стимулирующая функциясвязана с тем, что при создании и вос­приятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем —
прежде всего, зрения, кинестетики, тактильной чувствительности. Фо­тографируя, человек вступает в активные отношения с миром. Выбирая
объекты для съемки и производя ее, ему порой приходится прилагать
немалые усилия для мобилизации своих чувств, воли и изобретательно­сти. С этим связана мобилизующая функцияфотографии.

3. Кроме того, фотосъемка и последующее восприятие фотографий и
их художественное оформление связаны с координацией разных сенсор­ных систем, появлением разнообразных ассоциаций: вначале — с объектом съемки, а затем — с готовым образом. При этом могут оживать вос­поминания и творческое воображение; формироваться новые представ­ления. И, конечно же, фотосъемка немыслима без способности челове­ка осуществлять свой выбор и определенным образом «встраивать» объект восприятия в систему личных значений, соотносить его со свои­ми потребностями и опытом. Все это отражено в еще одной — организу­ющей (интегрирующей) функциифотографии.

4. Объективирующая функцияв какой-то мере связана с фокусирую­
щей / актуализирующей функцией и заключается в способности фото­
графии делать зримыми переживания и личностные проявления чело­
века, отражающиеся в его внешнем облике и поступках. Благодаря
объективирующей функции фотографии, человек также может лучше
осознать свою принадлежность к определенной социальной группе (про­фессиональной, культуральной, национальной и т. д.). В этом случае она
будет отражать его значимые отношения с людьми и предметами — то
есть основу его самоидентификации. Человек может понять, в какой
степени его мимика и поза, прическа, одежда, а также интерьер, его со­беседники в кадре и т. д. связаны с его чувством культурного, тендерного
или профессионального «Я» и потребностями в его изменении.

5. Фотография также позволяет увидеть и осознать эти изменения,
равно как и те метаморфозы, которые происходят с ним вследствие тех
или иных событий или психотерапевтической работы. Таким образом,
отражение динамики внешних и внутренних изменений— еще одна важная психологическая функция фотографии. Данная функция проявля­ется в том случае, если имеется достаточное количество снимков, позволяющих провести ретроспективный анализ определенных этапов жизни человека и увидеть, насколько различаются оформление его вне­шности, поведение и окружающая среда в разные моменты времени.

6. Смыслообразующая функцияфотографии заключается в ее способ -ности помогать человеку увидеть смысл поступков и переживаний — как
своих собственных, так и других людей. В повседневной жизни мы час­
то действуем и реагируем неосознанно, либо приписываем поступкам и
переживаниям определенный, как нам кажется, очевидный смысл.
Фотография же позволяет «остановить мгновение» и достичь такой фо­кусировки на них, которая многим людям в обыденной жизни недоступна. Она также обеспечивает необходимую для саморефлексии отстра­ненность, благодаря чему люди могут увидеть переживания и поступки в новом свете и постичь их иное — зачастую более глубокое либо альтер­нативное — содержание. Происходит переосмысление опыта и установ­ление смысловых связей между событиями и различными элементамивнутреннего мира. Применительно к фототерапии это может, в частно­сти, предполагать осознание клиентом причин появления у него тех или иных проблем в межличностных отношениях, а также особенностей сво­его развития и потребностей. Смыслообразующая функция фотографии, если иметь в виду не только восприятие, но и создание снимков, в опре­деленной мере связана с выбором объектов, времени и контекста съем­ки, благодаря чему осуществляется «селекция» наиболее значимого ма­териала и его содержательная переработка. Выступая в этой функции, фотография нередко позволяет обозначить «истину» бытия, пережива­ний и человеческих отношений.

7. Деконструирующая функция фотографии дополняет ее смыслообра-зующую функцию и означает способность помогать человеку осознать, что тот смысл, который он приписывает своим поступкам и переживани­ям, равно как и действиям и переживаниям других людей, является не столько «природно данным», сколько внедренным в его сознание и бес­сознательное в процессе социализации. С точки зрения представлений постмодерна, смыслы наших поступков и переживаний являются «кон­структом» — порождением различных языковых и неязыковых знаковых систем, которыми мы пользуемся на разных этапах своей жизни. Культу­ра и социум учат нас приписывать нашим чувствам и действиям вполне определенное значение, хотя они в принципе могут иметь неограничен­ное множество иных значений. Такое приписывание чувствам и действи­ям определенного смысла, как правило, носит адаптивный характер, хотя в некоторых случаях может быть причиной более или менее выраженной дизадаптации. Последнее особенно вероятно в том случае, если само об­щество и его культура являются инструментами насилия или контроля одних групп населения над другими. При этом те группы населения, ко­торые занимают в нем более привилегированное положение, в том числе за счет ущемления интересов других групп, будут вольно или невольно стремиться использовать разные знаковые системы (включая кино, изоб­разительное искусство, музыку, телевидение, прессу и другие медиа-сред­ства) для того, чтобы утвердить в обществе ту систему значений, которая служила бы сохранению сложившегося порядка вещей. Однако, посколь­ку данная система значений служит сохранению неравноправия, она бу­дет в той или иной мере искажать реальный смысл человеческих отноше­ний и переживаний и выступать в качестве одного из факторов патогенизации. Одной из задач применения фототерапии в этих условиях может быть «освобождение» человека от ложных, «сконструированных» значений и формирование новой системы значений, более достоверно отражающих его внутреннюю и внешнюю реальность. Так, в результате



фототерапии женщина может прийти к осознанию того, что ее тендерные предпочтения, например использование макияжа, одежды определенно­го типа, выражение лица и т. д., не являются ни «природно данными», ни отвечающими ее реальным потребностям.

8. Данная функция тесно связана с функциями рефрейминга и реорга­низации.«Рефрейминг» в переводе с английского означает «помещение в
иную рамку» и связан с включением объекта (каковыми могут также яв­ляться поступки, чувства и мысли человека) в иной контекст восприятия,
что приводит к изменению его смысла. Применительно к фотографии это,
в частности, может быть связано с применением фотоколлажа или фото­
монтажа, позволяющих соединить определенный визуальный образ (на­
пример, изображение человека) с тем материалом, который на оригиналь­ном снимке отсутствовал. При этом человек может увидеть свои чувства и
поступки в совершенно новом свете. Так, например, молодой человек мо­жет увидеть себя героем киносериала или перенестись в прошлое и ока­заться на одном корабле с первооткрывателями Америки.

9. Контейнирующая (удерживающая) функциясвязана с тем, что фото­
графия может «удерживать» чувства от их бессознательного отреагиро-
вания в реальности. Данная функция основана на том, что фотографи­ческие образы часто выступают в качестве инструментов символической
экспрессии, которые, как это следует из психодинамических представ­лений, служат «канализации» психической энергии и ее трансформа­ции в более высоко организованные психические проявления. На этом,
в частности, основана идея о сублимации.

10. Экспресснвно-катарсическая функцияфотографии заключена как
в восприятии готовых снимков, так и в их создании. Повторное, иногда
более глубокое, по сравнению с прошлой ситуацией, переживание чувств
и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фото­
графий, в особенности если оно происходит в присутствии достаточно
эмпатичных и понимающих собеседников, способно приводить к эмо­циональному «очищению» и освобождению от тягостных переживаний.
Что же касается создания снимков, то экспрессивно-катарсическая фун­кция фотографии отчасти связана с тем, что фотографические образы
могут не только «рассказывать» о чувствах, но и «воплощать» их. После­днее основано на феноменах проекции и проективной идентификации,
когда субъект в результате идентификации с объектом восприятия (ка­ковым может быть растение, животное, неодушевленный предмет или
другой человек) «переносит» на него свои собственные переживания
либо начинает переживать то, что переживает объект. Кроме того, эксп-
рессивно-катарсическая функция фотографии при создании снимков,


                                                                                                      в особенности когда человек находится в кадре, связана с выражением чувств посредством жестикуляции, позы, мимики, костюма. Дополни­тельные возможности для выражения чувств заключены в использова­нии музыки, различных аксессуаров, а также в самой среде, в которой проводится съемка. При этом большое значение может иметь подготов­ка к съемке и то, что за нею следует, когда порой в течение довольно продолжительного времени человек может входить в определенное со­стояние и переживать его в присутствии окружающих, что обеспечивает заметный катарсический эффект.

11. Защитная функция фотографии,отчасти также смыкающаяся с ее контейнирующей и объективирующей функциями, связана с ее способ­ностью обеспечивать дистанцирование от травматичных и малопонят­ных переживаний и ту или иную степень контроля над ними. Так, на­пример, человек может в течение определенного времени скрывать от близких некоторые из своих фотографий, если демонстрация и обсуж­дение того, что на них изображено, является для него психологически небезопасным. При этом он может ощутить, что именно он, и никто дру­гой, определяет момент, когда снимки могут быть показаны. Его воз­можность контролировать ситуацию и свои чувства будет очень важна для достижения чувства психологической безопасности и, в конечном итоге, возможно, сделает его более готовым к показу фотографий.    Это, по крайней мере, некоторые из наиболее важных, как нам ка­жется, психологических функций фотографии, позволяющих исполь­зовать ее в качестве лечебно-коррекционного, здоровьесберегающего и развивающего инструмента. Приведенные ниже примеры иллюстриру­ют некоторые моменты фототерапевтических занятий. Данные приме­ры включают не только описание ряда техник и упражнений, но и об­разцы работ участниц тренинговых групп и их комментарии.

1. з. примеры фототерапевтических

ЗАНЯТИЙ И РАБОТ ИХ УЧАСТНИЦ

Хотя у нас имеется опыт применения фотографии в работе с психиат­рическими пациентами, в этой главе будут проиллюстрированы, главным образом, те занятия, которые проводились с тренинговыми группами. Некоторые из этих занятий включают использование готовых фотогра-



фий. Участники группы могут принести с собой личные фотографии, на которых они изображены в разные периоды своей жизни, и тогда им мо­жет быть предложено показать друг другу снимки, дополнив их своими комментариями относительно обстоятельств, в которых эти снимки были сделаны, и чувств, которые они переживали в момент съемки. Иногда показ и обсуждение снимков протекают в свободной форме, иногда — организуются ведущим, чтобы обеспечить фокусировку внимания участ­ников группы на определенных аспектах их опыта и системы отношений.

Показ и обсуждение готовых фотографий могут дополняться такими формами работы, которые позволяют структурировать или реструкту­рировать представленный на них материал определенным образом. Боль­шинство людей в домашних условиях самостоятельно делают это, когда создают семейные альбомы или тематические подборки фотографий, которые могут быть оформлены в виде плаката и показаны, например, в день рождения именинника или во время празднования юбилея. Как правило, люди делают это не всегда осознанно, стремясь проследить проделанный ими жизненный путь, либо с тем, чтобы привлечь внима­ние к личным или профессиональным достижениям.

Нечто подобное можно делать в ходе тренингов, предлагая участни­кам создать подборки фотографий на определенную тему и затем распо­ложить их либо в альбоме, либо в виде «книжки» или плаката. Очевид­но, что такая работа, помимо упомянутых выше социальных функций, способствует смыслообразованию, рефреймингу и реорганизации лич-ностно значимого для участников группы материала.

Можно было бы привести немало примеров, показывающих, как та­кая работа приводила к достижению значимых эффектов по интеграции личности участников группы, к «собиранию» разрозненных фрагмен­тов своего прошлого и настоящего воедино и более ясному представле­нию будущего.

В ходе тренинга участницам группы было предложено, используя при­несенные из дома фотографии разных периодов своей жизни и любые изобразительные материалы (белую и цветную бумагу, краски, маркеры, журналы для создания коллажа), создать композицию, которая позволя­ла бы увидеть их личную историю и разные социальные роли, которые они исполняли, исполняют и, возможно, будут исполнять в будущем.

Группа состояла из 12 человек и имела смешанный в культурном пла­не состав. Большинство принадлежало к латышской культуре, одна из


участниц — жительница Чехии — прибыла в Латвию для временного проживания по служебным обстоятельствам мужа л переживала доста­точно сложный период психосоциальной адаптации.

Для создания своей композиции она вырезала из ватмана три боль­ших круга, обозначающих ее прошлое, настоящее и будущее, и затем расположила на них свои фотокарточки, дополнив их отдельными вы­резками из журналов. Далее приводится стенограмма обсуждения ее ра­боты в группе.

Линда (здесь и далее имена участниц группы изменены). Я использова­ла три круга. Они обозначают детство, то, что есть, и то, что будет. Сначала расскажу про детство... Эта часть работы делалась с легкос­тью, радостью. Здесь я на фотокарточках выступаю в роли дочки, се­стры, внучки...

Затем я стала делать будущее. Когда делала, вспомнила, что на пос­леднем арт-терапевтическом тренинге два месяца назад я создала ав­топортрет в натуральную величину и изобразила радугу. Сегодня я также использовала радугу. Почему? Потому что в ней много разных цветов. Думаю, что желтый цвет в радуге — это «внутренний ребе­нок»; розовый — это я как мама в будущем; красный — жена, женщи­на; белый — то, что я в себе еще не знаю...

Последний круг показывает, кто я есть сейчас. Это тяжело, так как я живу в другой стране. У меня сейчас много ролей, они другие, но­вые... В центре — то, что сегодня для меня ближе, важнее. Я соедини­ла все три круга, сначала их не склеивала, играла, двигала.

Ведущий. Почему в центре нет твоего лица?

Линда. Это невозможно сделать. В центре — богоматерь. Она означа­ет, что я буду мамой. Я также поместила карту с изображением джо­кера. Он для меня символизирует счастье, легкость. Карты создают разные комбинации. Это как судьба, и я ей доверяю.

Другая участница той же группы при выполнении данного задания создала из ватмана три конуса и разместила на них свои фотокарточки, которые так же, как и у предыдущей участницы, были связаны с прошлым, настоящим и будущим (рис. 1). В процессе обсуждения выяснилось, что ее семья перенесла депортацию и была выслана из Латвии в Сибирь. Ее детство прошло в Магадане, и хотя она уже достаточно давно вернулась в Латвию, еще дома, подбирая для тренинга фотографии разных периодов своей жизни, она вновь вспомнила прошлое и пережила сильные чувства.



 


Рис 1

М а р а. Я создала три конуса Поняла, что моя внутренняя жизнь пред­ставлена именно в такой форме Первый конус — прошлое. Это се­мья, детство. Второй — настоящее, а третий — будущее.

На первом конусе поместила фотокарточки о нашей жизни в Си­бири, не помню, кто фотографировал. Прошлое вызывает у меня силь­ные чувства. Мои родители были в аду. Мы жили в Магадане, но я не страдала. Мы жили в маленьком домике. Я видела море, и это пози­тивно влияло. Помню, в детстве мечтала, как выглядит Латвия...

Я сейчас впервые показываю эти фотокарточки. В школьные годы я их стыдилась, не хотела, чтобы их кто-то смотрел. Когда мы верну­лись в Латвию, я чувствовала себя униженной, в школе ко мне отно­сились настороженно.

Это — настоящее. Люблю жизнь, люблю, что чувствую, встреча­юсь, творю, узнаю себя как женщина. Здесь мои дети... Не люблю, когда в рамки ставят. К счастью, профессия художника позволяет выходить за рамки.

Здесь я также поместила фотографии, где я с двоюродным бра­том, который в Америке. Мы с ним словно близнецы. Его тоже не­возможно поставить в рамки... Общение с ним для меня очень много значит.

Конус будущего поставила на разноцветную бумагу. На вершине конуса — лист синего цвета. Он мною движет. Будущее — этот цвет, то, что трудно выразить словами, что-то интуитивное. В будущем хочу многое увидеть, много путешествовать, быть в искусстве — своем и создаваемом другими...

 

И наконец, работа еще одной участницы группы, которая в качестве основы для размещения фотографий использовала образ дерева жизни.


 


А у с м а. У меня работа в форме дерева (рис. 2). Корни — начало, мои родите­ли, инкарнация. Ствол — это я сейчас, я изменяюсь. Слева внизу — фото с ба­бушкой, она умерла два года назад. Не­задолго до ее смерти я обратила внима­ние на ее руки, они были очень худые, Это фото я поместила в черную рамку, На нем я в роли внучки. (Мысленно обращаясь к бабушке, говорит: «Спаси­бо, что ты была».)

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228469']=__lxGc__['s']['_228469']||{'b':{}})['b']['_699880']={'i':__lxGc__.b++};

Рис 2



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.