Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Маршрутный лист для учащегося. класса



Маршрутный лист для учащегося

9 класса

Предмет Художественный труд
Ф.И.О. учителя Гирш Ксения Викторовна
Учебник Художественный труд, 9 класс, Р.Ш. Алимсаева идр. – Кокшетау: Келешек-2030, 2017
Урок № 1,  тема урока Урок№1, тема «Традиционное ткачество Казахстана. Казахские ковры. Алаша»  
Цели обучения (кратко) 9.1.2.1 сравнивать, анализировать различные стили, материалы и подходы в произведениях искусства различного исторического и культурного происхождения, рассматривая их влияние на публику;
Ф.И. учащегося(заполняется учеником)  
Порядок действий Ресурсы (заполняется учителем) Выполнение (заполняется учеником)
Изучи Стр. учебника 8-13 Ковроткачество – это вид декоративно-прикладного искусства. В Казахстане ковры ткались двух видов: ворсовые и без ворсовые.

Ворсовые ковры тукти клем – это полотна, состоящие из множества ворсинок, скрепленных у основания, так как задействовано три нити (основная, образующая узел, закрепляющая узел), ткали их на горизонтальных станках, их особенность – это прочная основа и ворсистая поверхность. В орнаменте применялись геометрические и растительные узоры в виде различных цветов и листьев. Орнамент образуется из узлов, закрепленных на нитях основы по рисунку.

Безворсовые ковры (такыр клем) ткались на вертикальном и горизонтальном ткацких станках.      Нити основы переплетали утковой (узорной) цветной нитью в определенном порядке, получали ковер с ровной поверхностью. К ним относится алаша клем. В орнаменте безворсовых ковров ведущими являются зооморфные и геометрические узоры.

Также к казахским тканым изделиям относятся различные ленты бау и баскуры, которые крепились к деревянному каркасу юрты. Юрта имела три узорные ленты: на верхнем конце – бас бау, на нижнем конце – аяк бау и посередине – орта бау. Для крепления юрты в ветреную погоду служила узорная лента – желбау, один конец которой привязывали к шаныраку, а второй по мере необходимости к железному колу, вбитому около очага юрты. Были и просто декоративные ленты с кисточками – шашак бау, которые привязывались к купольным жердям и свисали под ними. Все эти ленты ткались на узконавойном станке – ормек, имели ширину от 10 до 16 см, а их длина доходила до 3–4 м.

В каждой юрте обязательным элементом была узорная полоса баскур, ширина которой доходила до 50 см, а длина зависела от объема юрты. В среднем ее длина была от 7 до 9 м.

Наиболее распространенным был безворсовый баскур – кызыл баскур с традиционным узором в виде рогов кошкар муйиз, сынар муйиз. Также был пестрый баскур – ала баскур, отличавшийся от кызыл баскура многоцветными узорами, заимствованными из коврового орнамента. Очень красивым был полуворсовый баскур – ак баскур. Его основа ткалась в виде гладкого белого полотна, а узоры – приемом ворсового ткачества.

        Ковроткачество является особенностью не только казахского народа, но и многих других кочевых тюркских народов. Например, турецкие килимы признаны в мире самыми прочными и качественными коврами. Их особенностью является техника плетения «двойного узла».    Сходством турецких и казахских ковров заключается и в причинах их возникновения. Хорошо развитое животноводство, в частности, овцеводство, стало основой создания ковроткачества. Еще одним основным соответствием является их цветовая гамма, в основном насыщенный красный фон, так как для покраски пряжи использовались натуральные красители. В турецких, как и в казахских коврах, прослеживается сходство в орнаментике: комбинации геометрических и растительных элементов. И по сегодняшний день мастера стараются сохранить традиционность ковровых покрытий, передавая ремесло из поколения в поколение.

 

Отметь знаком «+» материал, с которым ознакомился (лась)
Ответь/запиши в тетрадь   1. Определи вид ковра, состоящего из множества ворсинок, скрепленных у основания. 2. К какому виду ковров относится алаша?     «Знаю»   «Удивился» «Хочу узнать»
Выполни Запиши основные понятия по теме в тетрадь  

Рефлексия

Теперь я знаю…
Теперь я умею… (из критериев) Поставь знаки «+» или «-»
Обратная связь от учителя (словесная оценка и/или комментарий)

                                                                      



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.