Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Он дошел до Берлина. Воспоминания  Виктора Ивановича Исаева о войне» 



 

 

Конкурс детских видео и творческих работ
«Нам завещаны Память и Слава!»

 

 

Номинация: «Нам не забыть о той войне»

 

 

Эссе

 « Он дошел до Берлина. Воспоминания  Виктора Ивановича Исаева о войне» 

Работу выполнил:

 

Логинов Никита Андреевич,

02.12.205 г.р. (14 лет)

ученик 8 класса ГБОУ Гимназия № 7 имени В.И.Великого;

ТО «Интернет-журналистика»
ГБОУ ЦДО «Малая академия наук»

 

 

 

 

Севастополь 2020

 

Война – это всегда боль… Боль не только физическая, но и душевная.…

Я не видел войны… Но знаю из прочитанных книг об ужасах и муках, которые выпали на долю нашего народа, знаю из военных фильмов, как шли в последний бой солдаты, героически погибая на поле боя, за мир, свободу и нашу Победу. Разве можно об этом забыть?

Если физическую боль еще можно стерпеть, то как пережить душевную? Прошло уже 75 лет, а я вижу, как пожилые женщины и мужчины до сих пор плачут, разглядывая фотографии погибших родных, слышу, как дрожит их голос, когда рассказывают об однополчанах, павших на поле боя. Как быть с этой болью, которая хранится в их сердцах и не угасает, несмотря на прошедшие десятилетия? О таком забыть невозможно!

Оставшихся в живых детей войны и ветеранов осталось очень мало! А ведь они наша живая история, живая легенда! Очень важно для нас услышать рассказы очевидцев той жестокой войны, узнать, как сражались и жертвовали собой. Нам нужно успеть окунуться в мир их воспоминаний, необходимо чтобы ветераны поделились с нами своей душевной болью, рассказывая о событиях тех страшных лет, тем самым успокоив свои сердечные раны. Это нужно живым! Это надо нам помнить! Такое нельзя забыть!

Благодаря им мы дышим, живём, учимся, мечтаем, строим планы будущего своей страны.

Мне посчастливилось взять интервью у Виктора Ивановича Исаева – танкиста, который боролся с фашизмом, дошёл до Берлина на Т-34. Он - Солдат Победы награжден орденом Мужества, двумя орденами Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы» и другими.

Судьба подарила Виктору Ивановичу долголетие, чтобы мы с вами смогли узнать всю правду о войне из первых уст. Общаясь с фронтовиком, начинаешь понимать, какой ценой нам досталась Победа и свобода! С первых минут разговора я понял, что передо мной настоящий герой и патриот своей Родины, который в 16 лет ушел добровольцем на фронт. Он был не на много старше меня, но уже умело и бесстрашно управлял танком Т -34.

Воспоминания Виктора Ивановича Исаева о войне… Это нужно помнить! Забыть никак нельзя…

- Я получил боевую машину и на платформе двинулись вперед, на границу с нашей стороны. Под Бобруйском окружили две вражеские дивизии. Часть уничтожили, часть пленили. Дальше освобождали Брестскую крепость. Затем сражение в Польше за Сандомирский плацдарм. Это наступление позволило выбить немцев из Варшавы, освободить Польшу. Когда мы проходили по центральной улице польской столицы, нас встречали с цветами! Мне даже в люк танка залетел букет с «бимбером» внутри. Если по-нашему, это водка! – Виктор Иванович рассмеялся.

Он вообще говорил всё это как-то очень просто, словно сокращая расстояние между собой и мной. Так же, наверное, можно разговаривать с приятелем, от которого нечего скрывать. И тут он посерьезнел:

– В конце января 1945 года дошли до Одера. Форсировали реку в районе германского города Кюстрин. Трое суток огненного смерча. Как живы остались, даже не знаю. На реке лед. Послали один танк Т-34, а он немного прошел от берега и провалился … Только ствол остался торчать … Тогда послали самоходную установку СУ-76, она немного легче. Прошла.

 Немцы начали бить по льду с минометов… Хорошо, что на берегу реки густой лес. Саперы соорудили из бревен большой настил поверх оставшегося льда. И по этим бревнам вся наша техника прошла. «Катюши», Т-34, артиллерия всякая. Только танки ИС остались, они очень тяжелые были.

Я не удержался и спросил:

- Откуда у людей силы брались?

– Всем на войне страшно. Только одни переживали это более стойко, другие – 50 на 50, третьи – боялись по-настоящему. Я, наверное, к средним отношусь, потому что если бой идет, то забывается все, вообще не страшно. Хуже, когда бой прекращается, да еще враг наступает, обстрелы идут с артподготовкой по пять часов кряду... Но мне везло, я оставался в живых.

– Всякое случалось. На том берегу Одера над нами сразу появилась «рама», разведчик. Полетала, ушла. А сразу за ней три стервятника, бомбить начали. Впереди наш тентованный грузовичок. Взрыв около него. А дым разошелся, и вижу – через борт старшина трясет одеялом. Оказывается, это дымится с правой стороны бомба. Застряла в колесе «Студебеккера» и не взорвалась, так и осталась торчать. Бойся не бойся, а на войне случиться может по-всякому.

Когда собеседника переполняли эмоции, голос его набирал силу:

– На войне танкистов мало было, потому что они, как правило, всегда горели. Вопрос о распределении оставшихся в живых решался быстро. Нас в пехоту не назначали, создавали новый экипаж и направляли на другой свободный танк.

То, что «родился в рубашке», сам Исаев на удивление узнал не в боевой машине. Как-то после боя он зашел в пустующий сельский дом и «на минутку» присел на кровать. Из сна его вырвали летящие на голову кирпичи и штукатурка. Засыпало всего, но живой! Потом боец понял, что снаряд пробил сначала одну стену, вторую и разорвался в соседней комнате. – Выбрался, разве что кирпичом по голове досталось, и всё! – Виктор Иванович опять смеется.

– Нам, танкистам, было легче, чем пехоте. Вот на них-то мы смотрели и не понимали, как только люди подобное выдерживают! Мы в броне, а пехота под открытым небом. Даже когда они в обороне стояли, пока блиндажи да командирские окопы выкопают, себе укрытие наладят, новый бой начнется. И снова смена позиции, и опять окапывайся…

Я, возвращаясь к разговору о танкистах спросил:

- Трудно ли мальчишке боевой машиной управлять?

– Всё управление танка было вручную, никакой гидравлики, усилие надо было прикладывать на рычаг около 50 кг. Конечно, механиками на Т-34 брали крепких парней. Обучение простое: вперед, вперед и только вперед! Сам-то механик-водитель почти ничего не видит, только землю и небо, поэтому полностью подчиняется командиру. У нас ТПУ – танковое переговорное устройство, но его не слышно, все гремит, работает мотор. И мы до автоматизма отрабатывали сигналы: вперед – командир ногой в спину раз; стоп – по голове или по шлему шлепнул; влево – по левому плечу постучал; вправо – по правому. Увеличить скорость – три раза толкнет!

Тут же эта наука подкреплялась боевым примером:

– Идут колонной немецкие танки и наши тридцатьчетверки колонной. Командирские команды исполняю и все же замечаю, что прямо на нас идет «Пантера», а сигнала никакого нет. Думаю, всё, на таран идем! И вдруг мне в плечо – раз, и я резко рычаг – раз. А «Пантера» оказалась немного ниже нас по уровню, мы выше на склоне. И я его сзади зацепил и опрокинул на склон!

Здесь голос фронтовика начинает звенеть совсем по-мальчишески, победно. Какую же радость испытывали бойцы, когда расправлялись с врагами, ощущали себя сильнее его! Может быть, это и пересиливало весь ужас войны. А Виктор Исаев переживал и такое, когда после попадания в танк «фауста» он единственным из экипажа остался в живых.

— Контузило, но живой. У нас такой закон был: если можешь двигаться, значит, надо продолжать воевать. А госпиталь у нас не любили…

История того, как молодой танкист еще раз отказался от госпиталя, изложена в наградном листе, который тоже лежал среди документов рабочего стола седовласого собеседника. Я взял его в руки и прочитал вслух:

«В боях при прорыве обороны немцев на Берлинском направлении и в городе Берлин проявил мужество и отвагу… 19.04.1945 в боях за город Грунов он вместе с наводчиком, выдвинувшись на прямую наводку, уничтожил две пулеметные точки противника вместе с расчетами, мешавшими продвижению нашей пехоты».

(На этом месте Виктор Иванович от себя добавил: «Наших лежало два полка пехоты, прижатые к земле, головы не поднять, а ведь это под конец войны…»)

Я продолжил читать:

«24.04.1945 в одном из домов города Берлина засела группа немецких фаустников, которые не давали возможности продвижению вперед самоходным установкам и танкам. Организовав группу бойцов, Исаев вместе с ними ворвался в дом. Ручными гранатами они выбили немцев из дома, уничтожив при этом 6 фаустников, троих взяли в плен. В этом бою Исаев был ранен. Достоин правительственной награды – ордена Отечественной войны II степени».

Когда я закончил чтение, Виктор Иванович лишь коротко заметил, что и после того боя от госпиталя отказался.

В самом начале встречи, когда перед тем, как сесть за стол, ветеран облачался в парадный мундир, я помогал ему и почувствовал, как увесист китель. На нём сверкали и звенели ордена, медали, памятные знаки. Но с гордостью он подчеркнул другое:

— У меня две благодарности от Сталина есть. Одна за вступление в Берлин, вторая за взятие Берлина. Мы верили в своё правое дело, верили в тех, кто вёл нас к Победе.

– А парад Победы вы встретили в Москве?

– Нет. Я участвовал в Берлинском параде, который принимал сам Георгий Константинович Жуков. Мы шли в колонне по четыре танка, мой – ближе к трибуне. Планировались американцы и англичане, я даже видел их фуражки, но тех войск было совсем мало. Этот парад был наш!

И всё-таки отважный танкист принял участие в параде на Красной площади. Как почетный гость он был приглашен в Москву на празднества в честь 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. И нынче уже тоже получил приглашение от Президента России (фотография с Владимиром Путиным занимает почётное место в фотогалерее фронтовика). Но годы, как ни закаляйся, как ни веди здоровый образ жизни, берут своё. Осилить такую поездку фронтовику всё тяжелее.

– Но сдаваться нельзя! – заключает ветеран и, взяв меня за руку, подводит к красующемуся рядом старому аккордеону: «Военный трофей! А до сих пор как звучит!»

Виктор Иванович обнял боевой инструмент, пробежал пальцами по клавишам и кнопкам. Потом легко сыграл несколько мелодий. В том числе мою любимую – «Синий платочек».

С самым замечательным настроением возвращался я от Виктора Ивановича Исаева. Рядового Великой войны. И еще долго крутились у меня в голове его истории.

Я рад, что смог узнать о подвиге севастопольского ветерана! Военная история Виктора Ивановича рассказывает не только о трудностях, которые испытали солдаты в годы ВОВ, но и о смелости, отваге советских бойцов! Благодаря упорству, патриотизму и стойкости они одержали Победу. Эти герои дали возможность нам – будущему поколению жить в свободной стране! И мы должны помнить, какой ценой нам досталась Победа! Ветераны, низкий вам полон!

Знайте, мы проживем жизнь достойно, помня, как вы сражались ради мира на Земле, ради счастья, ради нас всех! Мир никогда не забудет о жестокой войне, унесших миллионы жизней, потому что у времени есть своя память – история!

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.