|
|||
Номинация. Традиции и ремесла народов России». Специалист по работе с молодежью. МБУ «Молодежный центр Краснотуранского района. Жемчужина». Режиссер МБУК «Краснотуранский РДК». Филиал №7 Беллыкский СДК. ВышиваниеСтр 1 из 4Следующая ⇒
XI Всероссийский конкурс творческих работ «Моя малая родина» Номинация «Традиции и ремесла народов России» Автор работы: Батурина Светлана Алексеевна, Специалист по работе с молодежью МБУ «Молодежный центр Краснотуранского района «Жемчужина» Руководитель работы: Карелина Виктория Александровна, Режиссер МБУК «Краснотуранский РДК» Филиал №7 Беллыкский СДК
Красноярский край, Краснотуранский район, село Беллык Август, 2020г. В жизни каждого человека есть место, которое расположено не только на карте, но и в душе. Это его малая родина. Для меня такое место — деревня Уяр Краснотуранского района на юге Красноярского края. В окружении густых лесов и высоких гор эта маленькая деревушка кажется по-настоящему сказочной. Она начала свою историю в далеком 1896 году. Ее основатели — переселенцы из Белоруссии. Люди здесь живут чистые сердцем и душой, не привыкшие сидеть без дела. Они бережно хранят и передают из поколения в поколение традиции и ремесла, привезенные предками. Вышивание Ручная вышивка всегда была одним из самых популярных видов творчества среди женщин деревни Уяр. В начале XX века девушки в деревнях, в том числе и в Уяре, выходили замуж в возрасте 15-16 лет. Поэтому, рукоделием девочки начинали заниматься обычно с 7-8 лет. Они готовили себе приданое: вышивали наволочки, сорочки, рубашки, фартуки, рушники, простыни и другие текстильные изделия. На работах, вышитых уярскими мастерицами, четко прослеживается белорусский традиционный орнамент: красные геометрические фигуры на белом полотне. Сочетание белого и красного цветов не случайно. Белый цвет – символ чистоты, а красный – цвет солнца. Уярские вышивальщицы в своих работах использовали в качестве орнамента растительные или животные мотивы. Цветы в белорусской вышивке – символ летних праздников. В орнаменте цветов простыни четко прослеживаются изображения ромба – символа Земли и урожая. Судя по орнаменту, можно предположить, что простыня с геометрическими красными цветами вышивалась к Юрьеву Дню или Троице. Птицы, повернувшиеся головами друг к другу, означают взаимную, разделенную любовь. Между ними – дерево жизни. Такие рушники вышивали к свадьбе. Цвет дерева – зеленый, не традиционный для белорусской цветовой гаммы. Это означает, что рушник вышивала невеста к своей свадьбе. И, возможно, один из молодоженов имел русские или украинские корни.
Со временем уярские белорусы стали заключать браки с жителями из соседних деревень. Женщины, пришедшие из других сел, в большей степени – русские, несли с собой другую манеру вышивания. Поэтому к белорусской традиционной вышивке добавилась русская. В белорусских орнаментах появились другие цвета. В некоторых случаях орнамент приобрел более округлые черты. С годами русская вышивка прочно обосновалась в Уяре и стала, как и белорусская, неотъемлемой частью уярского рукоделия. Русская вышивка отличается круглыми формами и большим разнообразием цветовой гаммы. Неизменными в русской и белорусской уярской вышивке до сегодняшних дней дошли художественные мотивы: растительные (цветы), животные (птицы) и способы вышивания: крест, гладь, веревочка. При вышивании, как раньше, так и сейчас используют круглые пяльцы. Вдохновение уярские мастерицы брали и берут из природных источников, благо природный ландшафт Уяра и его окрестностей разнообразен и живописен настолько, что вдохновение в нем можно черпать бесконечно.
|
|||
|