Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Алфавит. Структура программы



 

Основные понятия языка Object Pascal

1. Алфавит

Под алфавитом понимается упорядоченная определенным образом совокупность взаимно различимых знаков — символов. Алфавит языка программирования Паскаль состоит из следующего набора символов:

- 26 прописных букв латинского алфавита (A...Z);

- 26 строчных букв латинского алфавита (a…z);

- арабские цифры (0, 1, ... 9);

- 32 прописные и 32 строчные буквы русского алфавита (А...Я, а…я);

- специальные символы: + , -, *, /, =, ., ,, :, ;, =', <, >, (, ), [, ], {, }, #, $;

- символ пробела;

- управляющие символы (коды ASCII от 0 до 31).

Вся совокупность символов упорядочена, т.е. каждый символ имеет свой порядковый номер, так называемый код ASCII. Из отдельных символов языка образуются лексемы.

Лексемы — это минимальные единицы языка, имеющие смысловое значение.

К лексемам языка Паскаль относятся: специальные символы, а также пары специальных символов: :=, .., <=, >=, (*, *), (., .), слова, числа, метки (числовые и символьные), строковые константы и комментарии. Лексемы (*, *), (., .) эквивалентны лексемам {, }, [, ] соответственно.

Слово — это цепочка символов алфавита, имеющая определенное смысловое значение.

Слова подразделяются на служебные (или зарезервированные, ключевые) слова и имена (идентификаторы).

Служебные (зарезервированные, ключевые) слова — это слова, которые имеют строго определенное назначение в языке Паскаль, которое не может быть изменено. Их нельзя использовать для других целей (Program, Var, Begin, end).

Имя — последовательность латинских букв, арабских цифр и символов подчеркивания _, начинающаяся с буквы или символа подчеркивания.

Например, А4R, ELENA, Max, Kara_Kum, Primer1 являются именами, а 4AR, ЕЛЕНА, Макс, Kara Kum, Primer 1 — не являются.

Примечание. Имена не могут содержать пробелы, и их нельзя начинать с цифры.

Имена бывают стандартные (предопределенные) и создаваемые программистом (пользовательские).

Стандартные имена — это имена, которые используются для обозначения стандартных (встроенных) объектов.

Пример. Стандартнымиименами являются:

- имена встроенных функций и процедур (Sin, Cos, Exp, Randomaze и т.д);

- имена встроенных типов (Integer, Real, Char, Boolean и т.д.).

Все имена, создаваемые программистом, должны быть описаны в разделе описаний программы и не должны совпадать со служебными словами и стандартными именами.

 

2. Структура программы

 

Структура программы состоит из заголовка и блока. Блок состоит из двух частей: описательной и исполнительной . В описательной части содержится описание элементов программы, а в исполнительной указываются действия с различными элементами программы. Структуру программы в общем виде можно представить в следующем виде:

 

Program   {Заголовок программы}

{$ …} {Глобальные директивы (т.е. сообщения, команды) компилятору}

Uses      {Список подключаемых модулей} 

Label     {Список описания меток}

Const     {Список описания констант}

Type      {Список описания типов}

Var       {Список объявления переменных}

Procedure {Подраздел описания процедур}

Function      {Подраздел описания функций}

Begin     {Основной блок программы}



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.