Список использованной литературы.
Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»
Выставочный отдел - Центр «Эрмитаж-Казань»
методическая разработка
Обзорная экскурсия по выставке «Азат Галимов. Между Западом и Востоком»
в рамках проекта «Незримые узы с родиной» к празднованию столетия ТАССР
Продолжительность экскурсии – 45 минут
Экскурсия рассчитана на широкую аудиторию.
Составитель: Постнов Н.В.
ведущий специалист
Казань – 2020
Обоснование: выставка петербургского художника Азата Хаизовича Галимова, отражающая единение художника с родными местами и возвращение на малую родину. яркая живописная манера, в которой исполнены пейзажи и натюрморты автора, объединяет традиции реалистической русской школы и импрессионистические видение и приемы французской. Именно в городском пейзаже особо ярко раскрывается талант живописца. Написанные с большой любовью они наполнены необычайной лёгкостью, реалистичностью, психологизмом. В ходе обзорной экскурсии по выставке экскурсанты познакомятся с деталями биографии и основными темами творчества художника, особенностями живописного языка и обстоятельствами создания произведений.
Цель экскурсии – раскрыть перед экскурсантами все богатство и разнообразие творчества художника.
Задачи:
1. Рассказать об основных жанрах и темах живописи Азата Галимова.
2. Проследить важные географические темы пейзажей и натюрмортов художника. Место Казани и Санкт-Петербурга в творчестве мастера.
3. Раскрыть особенности живописной манеры художника, ее генетическую связь с традициями реализма в русской живописи и французского импрессионизма.
4. Актуализировать исторические и искусствоведческие знания экскурсантов
5. Способствовать эстетическому воспитанию.
6.
Вступление к экскурсии (Лестничная площадка / первый зал) – 3 минуты. Экскурсовод знакомится с группой, рассказывает о Центре «Эрмитаж-Казань», выставке и её замысле, связи с предыдущим выставочным проектом «Незримые узы с Родиной», сообщает цель экскурсии.
маршрут
| Объект показа
| Время (мин.)
| Наименование тем и подтем; перечень основных вопросов
| Методические указания
| Рекомендуемые логические переходы
| 1 зал
| Бурнаевская мечеть. Казань» 1996
Небо над минаретом. Мечеть Аль Марджани 2019
У метро Кремлевская
Из жизни города. Казань осенняя.
На улице Кремлевской. Серия Казань осенняя.
Мальвы на Чернышевского
|
| Тема 1. «Незримые узы с родиной» - казанские пейзажи художника.
Работы Галимова в Казани 1996 и 2019 года. Изменения в живописной манере художника, в его образе города. Изменения в жизни Казани.
| Рассказ ведется в форме экскурсионной справки.
Показ сопровождается включением элементов искусствоведческого анализа
Экскурсионная справка об изображенных памятниках истории и культуры, архитектуры Казани.
| Создавая узнаваемый образ города, Азат Галимов стремится перенести на холст не только свои яркие впечатления от новой встречи с Казанью в 2019, но и проследить те изменения, которые претерпел ее облик за последнее десятилетие.
| 2 зал
| Город мостов и каналов
У Аничкова моста
Красный трамвайчик. Мало-Калинкин мост.
Канал Грибоедова. Вид на Кокушкин мост.
Литейный. Зима.
По волнам моей памяти. Летний сад. Теплый вечер
Весенний день в Павловске
|
| Тема 2. Санкт-Петербург в пейзажах Азата Галиова.
Город на Неве в биографии художника.
Излюбленные сюжеты и объекты. Обращение к импрессионистическим приемам; их синтез с традицией реалистического петербургского пейзажа
Подтема 2.1 Парки и сады Петербурга и пригородных дворцов.
От садов и парков города Петра к пригородным дворцам.
Повседневная жизнь горожан
| Показ сопровождается искусствоведческим анализом, описанием живописного языка художника и рассказом о биографии художника и главных мотивах и темах его петербургских пейзажей.
| Уроженец ТАССР, с 1979 года художник живет и работает в Санкт-Петербурге, ставшем не только городом его профессионального становления, но и неисчерпаемым источником пейзажных мотивов и тем
Мотивы бликов водной глади, тончайших светоцветовых эффектов – усвоенное наследие импрессионистов и неоимпрессионистов.
Если пейзажи Санкт-Петербурга - подношение городу, то казанские пейзажи исполнены в другой тональности.
| 2 зал
| Ранняя весна. Торжок
Сияние небес. Соловки.
Цветение. Кашин
|
| Тема 3. Города и веси России на полотнах художника.
Широта географии путешествий художника по России. Богатство тем и сюжетов. Продолжение традиции русского реалистического пейзажа
| Используя метод актуализации, обратить внимание экскурсантов на истоки образов в пейзажах Азата Галимова
| Много путешествует художник и по миру. Эти путешествия – один из важнейших импульсов в его творчестве.
Много путешествует художник и по миру. Эти путешествия – один из важнейших импульсов в его творчестве.
| 3 зал
| Зимнее утро на Гранд Канале.
Приглашение. Castello
Жаркий полдень в Вальсинни
Полдень. Фрайбург. Германия
Облака над Бурже. Кафедрал Св.Этьена
Летний день на улице Цариброд Варна
Сентябрь в Созополе
Триградское ущелье, Родопские горы.
Црна Гора. Крыши старого Котора.
|
| Тема 4. По странам и городам Европы
Подтема 4.1 Италия. Венеция – город мечты художника
Подтема 4.2 Замки, площади, соборы Франции, Германии, Швейцарии.
Подтема 4.3 Балканы и Срезидемноморье. Болгария, Черногория, Кипр
Работы этого цикла отличают яркие краски и динамичная игра солнечного света – мастерски используемые художником инструменты.
| От показа и искусствоведческого описания пейзажей перейти к экскурсионной справке о традиции венецианских видов в европейском искусстве.
Обратить внимание на разнообразие живописных техник, выбор художником мотивов европейских пейзажей.
| Написанные зимой пейзажи венецианской серии, лишены открыточного лоска живописных видов
Художник предпочитает неяркую благородную цветовую гамму и простые жанровые сценки, передающие атмосферу повседневной жизни.
От черепичных крыш Котора и христианских храмов Балкан и Кипра к земле на противоположном берегу Босфора.
| 3 зал
| Застывшее время. Джумалыкызык. Турция.
Задворки Пиньяо. Обеденный перерыв
В Жемчужном море. Чжухай
Из жизни птиц. Крыши Тунчуаня.
Субботний день у реки
|
| Тема 5 Восток в творчестве Азата Галимова
Подтема 5.1 Турецкие мотивы
Подтема 5.2. Загадочный Китай
Работа художника на пленэре в городе Пиньяо. Создание цикла пейзажей на островах Южно-Китайского моря.
| Показ с искусствоведческим анализом. Экскурсионная справка о путешествиях Галимова в Турцию и их маршрутах
Показ с искусствоведческим анализом. Место китайского искусства в арсенале художественных средств и живописных техник автора.
| Интерес художника к подобным мотивам, «застывшей натуре», очевиден. И ярче всего раскрывается в пейзажах единственного китайского города сохранившего свой исторический, еще средневековый, облик.
«Мертвая натура» выступает в работах мастера необычайно живым продолжением пейзажных странствий.
| 3 зал
| Мальвы. Китай..
Радости лета. Варна
Уставшая Нимфея. Усадьба Строгановых-Голициных
|
| Тема 6. Натюрморт в творчестве Азата Галимова
Жанр натюрморта в «творческой обойме» художника. Связь натюрмортов и пейзажей Галимова
| Показ с элементами искусствоведческого анализа. Рассказ в форме исторической справки.
| У художника уже сложилась своеобразная живописная коллекция, где изображения роз, пионов и других садовых цветов становятся неким связующим звеном между городом и природным пространством.
|
Заключение: Экскурсовод подводит итоги, отвечает на вопросы, приглашает на следующие экскурсии и прощается с группой – 1 мин.
Список использованной литературы.
1) Галимов А.Х. Между Западом и Востоком. Художественный альбом. СПб., 2020. 130 с.
|