Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОТРУДНИКА ОВД



 

Санкт-Петергский университет

МВД России

 

Кафедра философии и социологии

 

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОТРУДНИКА ОВД

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

ПО ТЕМЕ:

 

 

 « Искусство как эстетический феномен.

Виды искусства »

 

 

Санкт Петербург

Сотникова Н.Н.

Эстетическая культура сотрудника ОВД: Фондовая лекция по теме: «Искусство как эстетический феномен. Виды искусства». - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012, 35с.

 

Краткая аннотация: Фондовая лекция рассматривает искусство как основную форму эстетической деятельности; раскрывает особенности функционирования художественного образа; анализирует основные функции искусства, а также рассматривает основные его виды.    

 

 

Рассмотрена на заседании предметно-методической секции кафедры,  и одобрена на заседании кафедры    философии,     протокол   № 3 от « 8 » ноября 2011 г. Рекомендована для организации учебных занятий.

 

Рецензенты:

 

С.Г. Чукин, доктор философских наук, профессор

 кафедры гуманитарных и социальных наук

(Санкт-Петербургский военный институт МВД России);

 

А.Г. Никулин, кандидат философских наук, доцент,

начальник кафедры социологии и политологии

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

 

 

                                           © Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2012

 

 

                                         "УТВЕРЖДАЮ"

                               Начальник кафедры философии

и социологии

           полковник полиции

 

                                                                             В.В. Балахонский 

                                                      « 12 »   января  2012 г.

 

Тема:

Искусство как эстетический феномен.

Виды искусства

План лекции.

1. Искусство как эстетический феномен. Виды искусства.

2. Пространственные виды искусства и жанры.

3. Временные виды искусства, их специфика и сущность.

4. Пространственно-временные виды искусства как синтетические, их особенности.


 

<< Функции культуры   Мораль как регулятор общественного поведения >>

1. Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.

Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме.

Искусство как особая форма человеческой деятельности основано на художественном творчестве, которое начинается с замысла художника, творца. Замысел представляет собой результат восприятия жизненных явлений и их субъективное преломление и понимание человеком, создающим то или иное произведение искусства. Процесс создания произведения представляет собой творчество как воплощение замысла художника в знаковую систему и вырастающую на ее основе систему художественных образов, процесс объективации художественной мысли в тексте, картине, сценарии, звуках музыки, танце, это процесс отчуждения замысла творца и передачи его через произведение, созданного им слушателю, зрителю.

В художественном творчестве важную роль играют воображение, вдохновение, сознание, подсознание и память. Каждый из этих элементов человеческой духовности выполняет определённую роль в процессе творчества. Воображение способно воссоздавать образы действительности и те образы, которые в действительности не существуют. Воображение творчески воспроизводит блоки представлений, впечатлений и образов, хранящихся в памяти. Комбинирует и рисует их в сознании художника. Важную роль в творчестве играет вдохновение. Вдохновение представляет собой специфически творческое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого процесса проникновения в суть жизненных проблем. Вдохновение порождает необыкновенную творческую активность. В творчестве важную роль играет ещё и внутреннее освобождение, процесс творческой реализации индивидуальности в публичной исповеди творца произведения искусства перед его будущими слушателями и зрителями. В творческом процессе велика роль подсознательного, прежде всего интуиции как особой формы познания, которая может озадачить творца через сновидения или внутреннее откровение. Как об этом говорил И.В. Гёте, которому во сне приснились стихи, а, проснувшись, он «как лунатик сел их записывать». Память же художника представляет собой не зеркальное отражение действительности, она имеет творческий характер, она ассоциативна и избирательна и неразрывно связана с воображением. Несомненно, художественное творчество невозможно без сознания как высшей формы идеально-чувственного отражения действительности. Значимость сознания велика в любом творческом процесс, но особую роль оно играет в создании крупномасштабных произведений, где необходимо держать в сознании не только идею произведения, но и весь творческий процесс замысла, и каждую составляющую часть.

Деятельность по созданию произведений искусства сложна и многогранна, следует обратить внимание на ещё один момент, без которого не возможно художественное творчество, способность человека к данному виду деятельности. Ведь ни для кого не является секретом, что не все способны быть творцами искусства. Вопрос о способности человека к творчеству остаётся дискуссионным в научной литературе. Но на современном этапе признаётся, что творческие способности человека имеют врождённый характер (даны ли они человеку Богом, или же это результат наследственных генных особенностей вопрос остаётся открытым), но все утверждают о том, что имеющиеся способности следует развивать, а для этого необходимо желание и труд, в котором способности будут развиваться.

Итак, искусство – это особое отражение человеком, художником своего видения мира в образно-художественной форме. Искусство представляет собой уникальную самобытную форму конкретного чувственного выражения невербализуемого эстетического опыта художника с помощью системы художественных приёмов, принципов, методов, о которых речь пойдёт немного позже. Главная цель искусства – актуализация эстетического сознания познающего субъекта, восприятия им произведения вплоть до достижения эстетического наслаждения. Искусство является высшей формой воплощения эстетического, понятие и сущность, которого мы осмысливали в предыдущей теме. Искусство представлено в различных видах, жанрах и стилях.

Искусство в художественных образах существует как творческое отражение, воспроизведение действительности и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Искусство — явление социальное, оно возникает в обществе, участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность.

Искусство полифункционально, оно вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.

Синтетичность искусства, многоплановость и одновременно целостность его воздействия на человека предопределяют функциональность художественной культуры. Чаще всего выделяются следующие функции искусства:

-  познавательная, выражающая специфику искусства как познания жизни через систему художественных образов;

-  воспитательная, заключающаяся в воздействии искусства на людей, в ее возможностях формировать духовный мир человека;

-  коммуникативная, которая означает, что искусство является средством духовного общения людей и служит каналом передачи не только знаний, но и чувств;

-  семиотическая, представляющая художественные ценности представляются как система знаков;

-  гедонистическая, выражающая в способности искусства возбуждать чувства, эмоции, доставлять эстетическое удовольствие и наслаждение;

-  зрелищная,где искусство выступает как развлечение, зрелище, игра.

-  компенсаторная или преобразующая,где искусство выполняет роль

утешения через творческую деятельность;

- художественно-концептуальная, искусство анализирует состояние мира;

- предвосхищения, «кассандровское начало», искусство как предсказание, предвосхищение будущего;

- внушающая, где искусство выступает как воздействие на подсознание;

- эстетическая, где искусство представляет собой основу для формирования творческого духа и ценностных ориентаций.

Принципиально невозможно найти какую-либо особую сферу, особый круг жизненных явлений, составляющих исключительный интерес искусства.

Ни в природе, ни в обществе, ни в духовной жизни человека нет таких явлений, которые были бы недоступны искусству или не интересовали его.

Искусство существует во имя людей, его высшая цель – гуманизм, счастье и полноценная жизнь человека. Искусство как мы видели ранее многофункционально: оно познаёт, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает сверхсмысловое (магия слов, красок, звуков, форм), внушающее, почти гипнотическое влияние и гедонистическое воздействие на людей, а также имеет другие функции.

Полифункциональность искусства многое объясняет в его природе. Однако, чтобы схватить сущность искусства следует найти единую объясняющую все его многообразные функции сущностную цель. Практика искусства многогранна, но есть одна его сущностная цель – социализация человека и утверждение его самоценности. Искусство непринуждённо и непосредственно воздействует на сокровенное и индивидуальное мировосприятие и мироотношение человека, способствует его развитию.

Художественная культура представлена определенными видами искусства, которые представляют формы художественно-творческой деятельности. Между собой они отличаются, прежде всего, способом материального воплощения художественного содержания (слово – для литературы, звук – для музыки и т.п.). С эмоциональной точки зрения все виды искусства равноценны и необходимы.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа, а также он и не изменяются во времени и воспринимаются зрением (архитектура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн, фотография).

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусства. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция, они воспринимаются зрением и слухом (музыка, литература).

    Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами (хореография, театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое искусство).(1)

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Необходимо рассмотреть и осмыслить каждый из видов искусства и их основные жанры, выявит специфику каждого вида и особенности жанра.

 

2. Пространственные виды искусства (архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, художественная фотография) разворачиваются в пространстве и воспринимаются зрением, а иногда и с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное искусство).

Пространственные виды искусства называют также пластическими, имеют предметный характер, т.е. выполняются путём обработки вещественного материала. Произведения этих видов искусств существуют в реальном пространстве и имеют объективные пространственные характеристики; образ и форма произведения в них не изменяются во времени, не имеют характера процесса, как в музыке.

Задача художественного решения проблемы пространства стоит перед любым творцом, создающим произведение пространственного искусства. Отсюда проистекает образная значимость в пространственном искусстве плоскостного или глубинного восприятия пространства, прямой или какой-либо другой перспективы, линии горизонта и точки зрения, тектоники и архитектоники.

Художник не копирует реальные пространственные объекты, а передает отношения между ними (напр., в уменьшении или в увеличении, на двухмерной плоскости или в трехмерном объеме, в приближении или удалении и т.д.). Художественная деятельность целенаправленно изменяет (перерабатывает) реальные пространственные структуры в соответствии со спецификой и особенностями материала того или иного вида искусства, а также для выявления сути предметов и выражения идей и чувств художника.

Пространственные искусства входят в состав многих синтетических искусств более или менее полноправным элементом. Живописец, архитектор, а иногда и скульптор участвуют в создании театрального спектакля, кинофильма, в оформлении массовых празднеств. Существуют попытки сочетать средства живописи с музыкой (например, "цветомузыка" композитора А. Н. Скрябина).

Обратимся к осмыслению основных пространственных видов искусств и их жанров.

Архитектура - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Архитекту́ра (греч. αρχη — здесь: основа, происхождение; и лат. tectum — дом, укрытие) — это наука и искусство проектирования и строительства. Архитектура – это система зданий и сооружений, являющая собой художественно организованное пространство. Это «каменная летопись», «музыка в камне». Первые архитектурные сооружения появились в эпоху позднего неолита – мегалитические постройки.(2)

Специфика архитектуры как вида искусства.

Во-первых, двуединство архитектуры как синтеза материальной и художественной сторон, так как она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Архитектура складывается из трёх формообразующих факторов: конструктивного, эстетического и эргономического. Древнеримский архитектор Витрувий назвал их: прочность, польза (функциональное назначение) и красота (создание художественного образа). Единство и гармония этих трёх факторов и создаёт архитектуру. Архитектура — это и художество, и инженерия, и строительство, требующее огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств.

Во-вторых, архитектура как вид искусства статична, пространственна. Хотя для ее восприятия имеет значение и временной фактор, т.к. единым взором не обозреть одновременно интерьер и экстерьер здания.

В-третьих, архитектурные постройки обладают двумя «художественными измерениями» - внутренним (интерьер) и внешним (экстерьер, внешний фасад). Их образы связаны друг с другом определенной художественной логикой.

В-четвертых, архитектура тяготеет к ансамблевости. Ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж.

В-пятых, архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Она не изображает действительность, а выражает какие-либо абстрактные идеи.

И, наконец, в-шестых, она тесно связана с социальной средой, ярко и выпукло отражает эпоху и одновременно создает его стиль.

Архитектурный образ отличается от других художественных образов рядом особенностей.

- Архитектура не изображает натуру, она изображает идею - идею определенного художественного образа. (Например, античная архитектура – идея меры, гармонии, этой мерой является человек; готический храм – идея стремления к Богу, к божественному миру). Обобщенно-символический характер архитектурных образов, архитектура стремится к воплощению не индивидуальных качеств человека, предмета, явления, а наиболее общих социальных и философских идей времени.

- Художественный образ создается неизобразительным способом, а при помощи специфически выразительных средств. Ритм, соотношение объемов и масс, формы, цвет, линий, плоскостей, связь с окружающим пейзажем — это средства выразительности архитектуры.

- Архитектурный образ соотносится с ландшафтом и климатом. (Например, широкие улицы, большие окна у домов в северных странах, напротив, узкие улочки, маленькие окна в южных городах.)

Архитектура предстает перед нами в различных жанрах и формах:

- зодчество – художественное проектирование и возведение всех возможных зданий;

- архитектура малых форм – художественное конструирование предметов, окружающих здания, - фонарные столбы, киоски, решетки оград и т.п.;

- архитектура крупных форм – монументальные объекты (мосты, обелиски, триумфальные арки и т.п.).

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.

Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

Изобразительный же характер имеют другие пространственные виды искусства, которых речь пойдет дальше.

Изобразительное искусство - группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

Обратимся, прежде всего, к живописи как изобразительному виду искусства. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

    Живопись как вид изобразительного искусства имеет особенности.

Во-первых, более условный язык, чем язык скульптуры и архитектуры, так как объемные предметы и пространство живопись передает в плоскости, в двух измерениях.

Во-вторых, живопись в большей степени обращается к воображению зрителя, создавая иллюзию пространства и объема.

В-третьих, широкий и многогранный круг изображаемых предметов и явлений в живописи (в отличие от других пространственных искусств).

В-четвертых, выразительно-изобразительные средства: композиция, колорит и цвет, система пространственных построений, также фактура материала, плоскость.

    Следует объяснить основные приемы живописи как изобразительного искусства, такие как композиция, рисунок, колорит.

Композиция – это взаиморазмещение всех предметов и деталей на картине. Основное изобразительное средство представлено в одноплановых и многоплановых композициях. Рисунок – форма, контур, линия, силуэт. Колорит – единство цветового решения картины, цвет: цветовая гамма, свет и светотеневое решение, тон и его вариации. Система пространственных построений – пространство, включающее масштаб изображения, перспектива предметов (линейная, горизонтальная, световоздушная), объемность фигур, симметрия, пропорция.

По технике и назначению живопись разделяется: на монументальную, станковую и миниатюрную.

Монумента́льная жи́вопись (монументально-декоративная) — живопись на архитектурных сооружениях (на стенах, на полу, на потолке). Монументальная живопись — древнейший вид живописи, известен с эпохи палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Основные техники монументальной живописи — фреска, мозаика, витраж.

Специфические особенности монументальной живописи:

- лаконизм и обобщенность, т.к. она обращена к широкому зрителю и ее рассматривают обычно с большого расстояния;

- не терпит мелких деталей и пространности изображения, четкость контура и силуэта, особый ритм линий.

 - Монументальная живопись тесно связана с архитектурой, отсюда большая условность и определенная плоскостность, статичность. В результате монументальная живопись не уничтожает ощущение плоскости стены и законы архитектоники здания. Однако в эпоху Возрождения средневековая плоскостность монументальной живописи сменяется подчеркнутой пространственностью и объемностью.

    А теперь обратимся непосредственно к характеристике различных видов техники монументальной живописи.

Фре́ска (от итал. fresco — по сырому, свежий) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей (противоположность а секко (росписи по сухому) – очень хрупкая).(3) При высыхании штукатурка образует пленку, делающую фреску долговечной. Фреску мастер заканчивает уже по высохшей штукатурке с помощью темперы и полировали горячим воском.

В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (темпера, живопись масляными красками и т. д.).

В отличие от мозаики палитра фрески неяркая, это натуральные земляные (охры всех цветов, синий и зеленый кобальт) и растительные (киноварь и др.) краски, при высыхании они бледнеют.

Существуют определенные трудности работы во фреске: невозможность поправок, необходимая быстрота исполнения (пока штукатурка не высохнет), определенная ограниченность колорита, архитектоника самой стены задает форму фрески.

Точной даты появления фресок не известно, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э. – тронный зал Кносского Дворца на Крите) фресковая живопись получила широкое распространение. Относительная простота техники живописи и долговечность произведений. Расцвет «чистой фрески» приходится на эпоху Итальянского Возрождения и в Древней Руси (Храм Софии в Киеве, Ферапонтов монастырь и др.).

Следующим видом живописи является мозаика. Моза́ика (от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — разновидность живописи (наборная живопись), в которой изображения набираются из разноцветных камней, смальты, керамических плиток.(4) Техника мозаики была широко распространена уже в античные времена, в Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм (из цветных морских камешков или полудрагоценных камней – агат, яшма, лазурит и др.). Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи.

Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства.

Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах, окнах, дверях, фонарях. Техника витража появилась позднее мозаики и фрески – в эпоху зрелого Средневековья (11-13 вв.). Настоящего расцвета искусство витража достигает во Франции в 13 веке. Романские и готические витражи с религиозной тематикой – цветные стекла (черными) скреплялись свинцовыми пластинами, воспринимающимися как графический контур. Витражи 20 века с новшествами – без свинцовых обводок – клеевой витраж.

 Станковая живопись  (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте, имеет свои специфические особенности:

- не связана с архитектурой, легко перемещается;

- главные техники станковой живописи – темпера и масло, а техники акварели, гуаши, пастели являются промежуточными между живописью и графикой;

- изначально основой полотна было дерево (Египет, Древняя Греция, Средневековая Европа, Ранний Ренессанс – до 15 в.), а затем – холст (рубеж 15-16 вв. впервые в Северной Италии (Венеция, Падуя), по холсту писали сначала темперой, позже маслом.

Техники станковой живописи: пастель, акварель и гуашь, темпера, масло. Рассмотрим сущность каждой из них.

Пастель (от фр. Pastel – тесто) – живопись сухими мягкими цветными мелками, по сути карандашами, как графическое произведение, хрупкая, легко стираемая. Пастель – непрозрачная краска. Основа пастели чаще всего холст, но м.б. картон, бумага, пергамент. Зародилась в 15 веке в работах Ж. Фуке. В век рококо была излюбленной техникой (Ж.-Б. Шарден, Ж.-О. Фрагонар и др.), в 19 веке – в романтизме (Делакруа), в импрессионизме (Э.Мане, Дега), в России – Левитан, Серов, Венецианов и др.

Акварель и гуашь – «водные техники», основанные на красках: акварель – на прозрачных, гуашь – на непрозрачных. Акварель не терпит поправок, т.к. быстро впитывается в бумагу, растекается. Акварель создает впечатление необычайной свежести, легкости, кажущейся беглости впечатления. Эта техника известна еще в Древнем Египте и Китае. Гуашь по технике близка акварели, но густотой красок ближе к пастели.

Темпера (от лат. Temperare – смягчать, смешивать) – связующий компонент яичный желток (или белок). Темпера сложна в работе, т.к. краски нельзя смешивать, их накладывают тонким слоем рядом друг с другом. Смешанные тона – один слой поверх другого. Для блеска покрывают лаком. Темпера хорошо подходит строгому искусству икон и алтарных образов (иконостасы), поэтому она была самой распространенной техникой Средневековья. В 15 в. уступает место масляной живописи.

Масляная техника (масло) – состоит из сохнущих растительных масел (льняного, орехового, макового и др.) и различных лаков. Она дает разнообразие технических приемов: применение корпусных (пастозно кладутся) и прозрачных (жидко кладутся) красок, смешение их, наложение одной на другую и др. Масло дает блеск, не торопит художника (как фреска), легко передает многообразие фактур (шелка, меха, атласа, кружева, дерева, бронзы, серебра и др.). Однако масляная живопись со временем тускнеет, желтеет, покрывается трещинами, чего не знает темпера

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр, бытовой, иконопись, анимизм. Охарактеризуем каждый из этих жанров.

- Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

- Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

- Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

- Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

- Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

- Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

-Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

Миниатюрная живопись (фр. Miniature – киноварь, сурик, которыми в древности украшались инициалы рукописных книг) – живопись небольших размеров и тонкого исполнения. Чаще это портретные изображения – живописные и графические - на небольших изделиях (коробочках, шкатулках и т.п.).

Портретная миниатюра (собственно миниатюра) – обычно небольшого формата (не более 15-20 см. Иногда такие портреты вставляются в медальоны, табакерки, часы. Специфика миниатюры: ее двойственное значение – одновременно произведение искусства и бытовая вещь. Портретная миниатюра живописи складывается в основном в эпоху Возрождения (Г. Гольбейн младший в Германии, Ж. Фуке во Франции), расцвет – в 18 в. в России петровского времени – первоначально это был наградной царский знак – медальоны с портретом Петра, украшенный драгоценными камнями. Затем для украшения ларцов, шкатулок, табакерок. К середине 19 в. портретная миниатюра исчезает, вытесненная фотографией.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.

Графика— (греч. Grapho – пишу, черчу) вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линию, контур, силуэт, светотень, штрихи и пятна, контраст черного и белого. Основные инструменты – грифель, уголь, карандаш (сухие), кисть, перо (мокрые). Как самостоятельная область искусства возникла в эпоху Возрождения (рубеж 15-16 вв.), когда завершился процесс отделения живописи от архитектуры.

В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования художественную графику делят на две формы: 1) уникальную и 2) печатную. Уникальная графика (рисунок) — создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, акварель, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков (оригинальных отпечатков, а не копий).

Существует множество вариантов рисунка с натуры: во-первых, кроки – набросок, быстрый рисунок, отражает индивидуальный почерк мастера (может быть подготовительным и самостоятельным). Во-вторых, эскиз – подготовительная композиция к будущей картине, гравюре, статуе (главное – композиция и светотень) – образец будущей картины. В-третьих, этюд (фр. изучение) – рисунок деталей композиции (головы, фигуры, руки, отдельные мотивы пейзажа, движение, цвет и свет и др.), здесь художник изучает частные элементы композиции.

Гравюра как печатная графика отличается по материалу и технике обработки:

- высокая (выпуклая) – на дереве (ксилография – на выпуклый рисунок наносится краска, лишнее дерево убирается - дешево), на линолиуме (линография - 19-20 вв. – лаконичность, скупость языка, суровые и строгие образы),

-  глубокая (углубленная) - на металле (медь чаще) все виды его обработки, отпечатков не более 300, гравюра резцом и офорт: механическая обработка: сухой иглой, резцовая гравюра; либо химическая (мягкий лак, офорт – процарапывание узоров на лаке, от оружейников); смешанная техника (пунктир);

- плоская – на камне (литография) рисунок наносится жирными веществами, хорошо воспринимающими литографскую краску – самые многотиражные оттиски (популярна в 19 веке).

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.

    Важным видом пространственно-изобразительного искусства является скульптура, пространственно - изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. Скульптуру относят к искусству панорамы (направлено на круговое восприятие изнутри). Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Скульптура в системе пластических искусств имеет специфические черты:

- изначально тесно связана и зависима от архитектуры (опора или украшение);

- традиционные объекты – человек и животные (не все, которые обладают свойствами человеческого характера или композиционно связаны с человеком – лошадь; лев, собака, орел), т.е. тематика изображений уже, чем в живописи и графике;

- требование привлекательности каждой части скульптуры, так как осматривается со всех сторон.

Скульптура известна с первобытных времен палеолита – «палеолитические Венеры». Художественно-выразительные средства скульптуры — построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Скульптура сложный вид изобразительного искусства, она включает различные виды и жанры.

 Виды скульптуры по объему:

- во-первых, круглая скульптура (статуя, скульптурная группа, статуэтка, бюст, монумент, конный монумент) рассчитана на круговой осмотр с разных сторон;

-во-вторых, рельеф (скульптурное изображение располагается на плоскости) - его главное выразительное средство – тень;

Рельеф имеет свои виды, которые разделяются на барельеф, горельеф, углубленный и перспективный рельеф.

Барельеф, как правило, бывает (низкий) – низковыпуклый (выступает над плоскостью менее чем на половину) – располагают на невысоких фасадах, чтобы можно было видеть.

Горельеф представляет, высокий рельеф, изображение выступает более чем наполовину своего объема: сильная и сложная тень, рассчитан на большое расстояние, сложные композиции, необычные ракурсы, передает стремительное движение (Алтарь Зевса в Пергаме – битва богов с титанами).

Углубленный рельеф представлен в оформлении древнеегипетских храмов и гробниц.

Перспективный или живописный рельеф – сочетает в себе все виды рельефа.

Круглая скульптура имеет определенные виды и жанры: монументальная, монументально-декоративная, станковая, скульптура малых форм.

Монументальная скульптура (памятники, монументы, мемориалы) связана с архитектурной и окружающей средой, высокое идейное содержание, образы обобщены, величественны, героичны, крупных размеров, силуэт должен быть ярко выраженным.

Монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура).

Станковая (камерная) скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание;

Скульптура малых форм относится к декоративно-прикладному искусству, называется  миниатюрной скульптурой, используется для украшения быта.

Главные жанры скульптуры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.