Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Указатель городов



Указатель городов

А Б В Г Д Е Ж К Л М Н
О П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Ю Я

Або (Турку) — 192, 249

Алатырь — 258

Александрия — 207

Александровск — 240

Алупка — 136

Астрахань — 253, 258, 261, 263, 264

Ахтырка — 239

 

Баку — 74, 208, 262, 264, 265

Барнаул — 253

Батум (Батуми) — 74, 119, 120

Бахмут (Артемовск) — 112

Белая Церковь — 193, 194

Белладжио — 121, 135, 139

Белосток — 213, 240

Бендеры — 211

Бердичев — 74, 146, 194

Бердянск — 145

Берлин — 142, 145 – 148, 150 – 153, 162, 163, 172, 194

Бобруйск — 39, 40

Богородское — 33, 34, 43

Большие Вяземы, дер. — 222, 223

Боярки — 123, 124

Брест-Литовск — 147

Брянск — 141, 200, 201, 268

 

Варшава — 74, 130, 138, 212, 213, 240, 241

Вена — 121, 122, 151, 201, 202

Венеция — 121

Верона — 71

Вильно (Вильнюс) — 34, 39 – 43, 46, 118 – 120

Винница — 200

Витебск — 128, 136, 229, 233, 254, 268

Владивосток — 221

Владикавказ (Орджоникидзе) — 266

Вологда — 13, 15, 16, 18, 21, 38, 41, 84, 125 – 128, 236

Волочиск — 122

{336} Воронеж — 240

Востряково, село — 246, 247, 251, 252

 

Гамбург — 49

Гельсингфорс (Хельсинки) — 192, 193

Голицыне, село — 221, 223, 228, 249

Гомель — 228

Горловка — 135, 211

Гродно — 45, 213

Гудванген — 250

Гурзуф — 118, 136

 

Дружковка — 135, 211

Друскеники — 45, 65

 

Евпатория — 198, 199, 229, 270

Ейск — 145

Екатеринбург (Свердловск) — 239, 240

Екатеринодар (Краснодар) — 107, 108, 211

Екатеринослав (Днепропетровск) — 59, 74, 121, 122, 195, 198, 212, 270

Елец — 111

Елисаветград (Кировоград) — 74, 207

 

Женева — 201 – 203, 205, 207

Житомир — 74, 145, 151, 194

 

Казань — 258

Калуга — 68, 239

Касторная — 111

Керчь — 103, 104, 119, 120

Киев — 61, 74, 123, 130, 145, 146, 150, 151, 191, 193 – 196, 212, 230

Кисловодск — 266

Кишинев — 76, 211

Ковно (Каунас) — 139, 185, 214

Козлов (Мичуринск) — 256

Константиновка — 135, 211

Константиноград (Красноград) — 240

Копенгаген — 251

Кострома — 84 – 87, 198

Краков — 240, 241

Кронштадт — 278

Курск — 74, 239, 270

Кутаис (Кутаиси) — 208

 

Либава (Лиепая) — 139, 191, 192, 235, 241

Лодзь — 147, 212

Лозовая — 135, 272

Лондон — 151 – 153, 158 – 160, 162, 194, 224, 230, 232

 

Малые Вяземы, дер. — 223

Мариуполь (Жданов) — 145

Мелитополь — 121 – 123, 240, 270

Милан — 121

Минск — 41

Могилев — 245

Москва — 15, 16, 21, 24, 25, 27, 33, 38, 40, 42, 43, 47, 49, 61, 65, 74, 81, 82, 84, 85, 97, 116, 120, 135, 147, 150, 151, 172, 185, 186, 221, 223, 225 – 231, 235, 237 – 239, 245, 246, 249, 252 – 254, 256, 257, 266 – 268, 270, 279

Мюнхен — 139

 

Немчиновка — 24

Нижний Новгород (Горький) — 24, 34 – 36, 41, 51, 76, 101, 228

Николаев — 74, 105, 106

Новороссийск — 74, 211

Нью-Йорк — 134, 141, 146, 159 – 167, 169, 178, 187, 191, 192, 234, 239, 241, 243, 276

 

Одесса — 56, 74 – 76, 82, 93, 100, 112, 121, 123, 130, 153, 199, 200, 211, 245, 251, 268

Одинцово, село — 228, 253 – 256

Озерки — 68

Омск — 253, 270

Орел — 39, 74, 82, 111, 201

Оренбург — 140, 270

 

Павлоград — 270

Париж — 142

Пенза — 125, 187, 190, 191

Петербург — 45, 47, 51, 52, 54, 58, 61, 74, 78, 79, 82, 87, 92, 99, 103 – 106, 109, 110, 114, 116, 120, 121, 124, 126, 130, 132 – 135, 148, 159, 162, 166, 169, 177, 200, 221, 235, 236, 238, 241, 255, 278

Петровск — 261, 263

Петровское-Глебово — 24, 25

Петропавловск — 253

Подсолнечная — 49

Полоцк — 33, 129

Полтава — 240

Поневеж (Паневежис) — 43

Пятигорск — 266

 

Ревель (Таллин) — 235, 270

Рига — 22 – 25, 28, 31, 33, 139, 147, 235, 236, 270

Рим — 71

Ростов-на-Дону — 43, 74, 211, 229

Рязань — 85, 86, 186, 187

 

Сабурово, село — 12

Самара (Куйбышев) — 110, 140, 207

Саратов — 116, 229, 233, 235

Севастополь — 40, 136, 192, 198, 270

Секретаревка — 24

Семипалатинск — 253

Сергиев посад (Загорск) — 12

Симферополь — 40, 41, 136, 270, 272

Синельниково — 135

Смоленск — 82, 111, 228

Старая Русса — 135

Стокгольм — 192, 249

Сумы — 110, 239

Суук-Су — 142

Сызрань — 186 – 188, 190

 

Таганрог — 138, 145

Ташкент — 253, 270

Телятинки — 224, 230

Темир-Хан-Шура — 261

Тифлис (Тбилиси) — 74, 208, 270

Тула — 74, 191, 229

Тюмень — 253

 

Феодосия — 105, 114, 115, 120, 136, 193

 

Харьков — 59, 74, 99, 270

Херсон — 74, 105, 106, 110

Христиания (Осло) — 142, 169 – 174, 178, 185, 187, 191 – 193, 249 – 251

 

Царицын (Сталинград) — 253

 

Челябинск — 240

Черни — 200

Чернигов — 124, 128

Чикаго — 167

 

Шавли (Шауляй) — 139, 192, 241

Шарповка, дер. — 223

 

Юзовка (Сталино) — 145, 211

 

Ялта — 82, 93, 98, 100, 110 – 117, 119, 136, 139, 141, 144, 145, 163

Ярославль — 15

Ясная Поляна — 223 – 225, 230, 231


[i] Роль Марии Стюарт в одноименной трагедии Шиллера М. Н. Ермолова впервые сыграла на сцене Малого театра 14 февраля 1886 г., роль Иоанны д’Арк в «Орлеанской деве» Шиллера — 29 января 1884 г. В ее репертуаре роль донны Анны отсутствовала; очевидно, имеется в виду роль леди Анны из упомянутой Орленевым трагедии Шекспира «Ричард III»; Ермолова впервые выступила в ней 2 апреля 1878 г.

[ii] Московский Артистический кружок открылся 14 ноября 1865 г. Его организаторами были А. Н. Островский, Н. Г. Рубинштейн, П. М. Садовский и В. Ф. Одоевский, членами — писатели, музыканты, актеры-профессионалы и любители. С 1867 г. здесь давались платные спектакли при участии мастеров Малого театра и начинающих актеров. В 1879 г. при кружке открылись театральные курсы.

[iii] Пьеса П. П. Сухонина «Русская свадьба в исходе XVI века» шла на сцене с 1852 г. Артистический кружок исполнил ее 6 декабря 1881 г.

[iv] Русский драматический театр Ф. А. Корша открылся 30 августа 1882 г. в Москве, в Газетном переулке. С 30 августа 1885 г. он помещался в новом здании в Богословском переулке. М. Т. Иванов-Козельский гастролировал там почти каждый сезон.

[v] Луиза, Фердинанд — герои «мещанской трагедии» Шиллера «Коварство и любовь».

[vi] Газета «Театр и жизнь» сообщала 27 сентября 1885 г.: «На днях начались классы в драматическом отделении театрального училища. Принято вновь более 20 учеников. Помимо управляющей классами Г. Н. Федотовой приглашен для практических занятий с учениками г. Правдин». Одновременно с Орленевым в класс поступил и К. С. Станиславский. Несколько позднее, 7 февраля 1886 г., он записывал {297} в дневнике: «Поступил учеником на открывшиеся курсы драматического искусства при Московском театральном училище. На экзамене при Федотовой, Правдине читал два стихотворения… Был принят и немедленно получил роль Неклюжева, которую не мог потом играть за неимением времени посещать репетиции» (К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 5. М., «Искусство», 1958, стр. 89).

[vii] «Вступил в должность начальника репертуара в императорских московских театрах», — записывал в дневнике А. Н. Островский 1 января 1886 г. (Полн. собр. соч., т. XIII. М., Гослитиздат, 1952. стр. 285).

[viii] Этот спектакль состоялся 10 марта 1886 г. В протоколе испытания Островский отмечал: «С хорошими задатками оказались: на водевильные роли Грессер… и на роли простаков очень молодой артист Орлов в роли Капитоши в пьесе “Наш друг Неклюжев” (10 марта). Оба эти артиста недостаточно подготовлены» (Полн. собр. соч., т. XII, стр. 308).

[ix] Пьеса А. И. Сумбатова-Южина «Арказановы» впервые представлена в Московском Малом театре 26 января 1886 г.

[x] А. Н. Островский скончался 2 июня 1886 г.

[xi] «Лес» в Вологде шел для открытия сезона 21 сентября 1886 г.

[xii] Орленев — герой романа князя М. Н. Волконского «Воля судьбы».

[xiii] Труппа М. И. Бабикова открыла сезон в рижском зале «Улей» 27 сентября 1887 г. и закончила его 24 января 1888 г.

[xiv] Редактор «Рижского вестника» Л. Н. Ветвицкий («Зритель») сообщал в своей газете 5 октября 1887 г.: «Вчера для выхода г. Бабикова был дан “Кин”… Из прочих исполнителей мы должны выделить еще г. Орленева, прекрасно передавшего роль мальчика акробата Пистоля. Этот юный исполнитель обладает сценическою наружностью и хорошим голосом; к тому же, несмотря на свою юность, он держится на сцене вполне уверенно и играет весьма толково. При хорошем руководстве из этого юноши может выйти, если он будет работать, весьма недурной актер. Не следует только давать ему ролей, не подходящих ни к его летам, ни к физическим данным, как это было в комедии “Муж знаменитости”, где г. Орленев играл роль Старевского, сделав из нее карикатуру». Это — первая рецензия об Орленеве.

[xv] М. Т. Иванов-Козельский гастролировал в Риге 10 – 19 января 1888 г. Роль Франца в «Разбойниках» Шиллера он играл 17 января.

[xvi] Пьеса Н. А. Потехина «Мученики любви» по мотивам романа Б. М. Маркевича «Забытый вопрос» шла в Александринском театре при участии М. Г. Савиной в сезоне 1882/83 г.

[xvii] Гастроли М. Г. Савиной в Большом ярмарочном театре Нижнего Новгорода состоялись 11 – 27 августа 1888 г. Г. Н. Федотова играла там в следующем сезоне, с 25 июля по 10 августа 1889 г.

[xviii] Первое выступление Г. Н. Федотовой было в «Без вины виноватых». «Арказановы» — ее третий гастрольный спектакль. «Нижегородская почта» отмечала 29 июля «молодого актера г. Орленева, обнаружившего много чувства и нервности в роли Бориса Арказанова».

[xix] Забежав несколько вперед, к летним гастролям Федотовой в 1889 г., Орленев теперь возвращается к зимнему нижегородскому сезону, который открылся 2 октября 1888 г. и закрылся 19 февраля.

[xx] {298} Имеется в виду картина В. Е. Маковского «Свидание» (1883). Орленев описывает ее неточно (отца на картине нет).

[xxi] В водевиле Д. А. Мансфельда «С места в карьер» Орленев впервые выступил на нижегородской сцене 18 ноября 1888 г.

[xxii] «Майорша» с участием М. Г. Савиной шла 21 августа 1888 г., «Ольга Ранцева» — 24 августа 1890 г. Орленев смешивает разные ярмарочные сезоны, в которых играл сам.

[xxiii] Труппа А. Ф. Картавова давала спектакли в Вильне с 10 по 28 сентября и с 26 декабря 1889 г. по 11 февраля 1890 г. В промежутке она гастролировала в Бобруйске. 18 января критик «Виленского вестника» писал об Орленеве: «Мы невольно должны остановить свое внимание на этом театральном юноше. В маленьком персонаже сказывается зародыш будущего. Школа, выправка, труд и усилие — и из него может выработаться что-нибудь дельное, если только судьба и театральные волны не унесут его вниз по течению…»

[xxiv] Минский городской театр, построенный архитектором К. А. Введенским, был торжественно открыт 30 августа 1890 г. Спектакли в нем начались 9 сентября и закончились 21 декабря. Орленев дебютировал 10 сентября. «В водевиле “Откликнулось сердечко” дебютировали г‑жа Стрелкова и г. Орленев, — отмечал на следующий день “Минский листок”. — Водевиль прошел очень живо, публика, после слез под впечатлением драмы, оживилась, очень много смеялась и аплодировала обоим дебютантам».

[xxv] «Минский листок» с неизменной похвалой отзывался о ролях, сыгранных Орленевым: о Буланове в «Лесе», Белогубове в «Доходном месте», короле французском в «Короле Лире», князе Шастунове в «Чаде жизни» и др. «Талант недюжинный», «у него блестящая артистическая будущность», — отмечала газета 20 ноября 1890 г. 29 ноября она писала об Орленеве, «совершенствующемся все более и более с каждым спектаклем и ставшем за последнее время любимцем всей нашей публики».

[xxvi] Спектакли в Вильне начались 27 декабря 1890 г. комедией Э. Пальерона «Общество поощрения скуки» (Орленев — Штруль) и закончились 3 марта 1891 г. комедией Грибоедова «Горе от ума».

[xxvii] Гастрольная поездка М. Г. Савиной и ее труппы началась с Вильны (24 – 29 апреля 1891 г.). Затем последовали Варшава, Люблин, Минск и другие города.

[xxviii] Кроме М. Г. Савиной, об Орленеве весьма недоброжелательно отозвался и В. Н. Давыдов. Интервьюер «Киевской газеты» 12 июня 1901 г. сообщал: «Г‑жу Яворскую, гг. Орленева и Дальского Владимир Николаевич считает весьма талантливыми; но г‑жу Яворскую он находит изломанной совершенно, а г. Орленеву рекомендует вместо Федора Иоанновича играть “Школьную пару”, “Невпопад”». По этому поводу журнал «Театр и искусство» неодобрительно заметил 24 июня, что «В. Н. Давыдов в Киеве занялся скуки ради перемыванием косточек своих товарищей».

[xxix] Сезон в Ростове-на-Дону продолжался с 15 сентября 1891 г. по 15 февраля 1892 г. Орленев занимал в труппе Г. М. Черкасова амплуа второго любовника и простака. «Мученики любви» Н. А. Потехина шли 27 октября, «Вторая молодость» П. М. Невежина — 8 ноября, водевиль Е. М. Бабецкого «Школьная пара» — 5 ноября. {299} 10 декабря состоялся бенефис Орленева: «Арказановы» и «С места в карьер».

[xxx] Труппа А. Е. Щербакова начала спектакли в Гродно 10 апреля 1892 г. комедий Владимира Александрова «В неравном бою». На следующий день «Гродненские губернские ведомости» сообщали: «Пьеса была сыграна с редким ансамблем… г. Орленев по-видимому решился оправдать те надежды, которые возлагались на его недюжинный талант начинающего актера». «Неподражаемо хорош г. Орленев в роли гимназиста», — писала газета после водевиля «Школьная пара». «Удачно, с огоньком неподдельного дарования, исполнил роль Виталия г. Орленев, артист с прекрасной дикцией и мимикой и относящийся к делу с большим вниманием», — говорилось после «Второй молодости». Оценивая первые десять спектаклей, газета 2 мая заключала: «Играли прекрасно, роли разучивались очень старательно, пьесы ставились почти всегда после двух репетиций, а публики не было». Спектакли закончились 8 августа. Орленев, по-видимому, уехал раньше, сыграв в свой бенефис 14 июля «Мучеников любви».

[xxxi] 5 августа 1892 г. «Гродненские губернские ведомости» поместили корреспонденцию из Друскеников: «В течение сезона было 2 – 3 концерта, несколько спектаклей приезжей из Гродно труппы г. Щербакова… Последнее до сих пор развлечение в этот сезон — данный гг. любителями сценического искусства в курзале вод, в субботу 1 августа, спектакль и живые картины в пользу призреваемых местным православным братством. Даны были водевиль “Бедовая вдовушка” Зазулина и шутка “Школьная пара” Б[абецк]ого».

[xxxii] Как сообщали «Гродненские губернские ведомости», 25 июля 1892 г. в Гродно некий Вильсон демонстрировал фонограф Эдисона. Должно быть, этого Вильсона, явившегося и в Друскеники, встретил Орленев.

[xxxiii] Сезон в виленской антрепризе И. А. Шумана начался 30 августа 1892 г. спектаклем «Горе от ума» (Ге — Чацкий, Орленев — Молчалин). «Довольно хорошо провел г. Орленев роль скромного Молчалина, который даже с горничной очень нежен и осторожен», — писал «Виленский вестник» 1 сентября. Закончился сезон 4 февраля 1893 г. Режиссером труппы был не Г. Г. Ге, а М. А. Стрекалов.

[xxxiv] Биограф В. И. Качалова, А. В. Агапитова, так освещает этот эпизод: «В 1892 г. произошла знаменательная встреча гимназиста Качалова с молодым актером П. Н. Орленевым, снимавшим комнату у дьячка в том же самом дворе, где жила семья Шверубовичей. Для водевиля “Школьная пара” Орленеву понадобился гимназический мундир. Качалов с удовольствием предложил ему свой, но рукава оказались длинны. Мундир пришлось взять у другого гимназиста — Квашнина-Самарина. Завязались дружеские отношения» (сб. «В. И. Качалов». М., «Искусство», 1954, стр. 467 – 468). Водевиль «Школьная пара» (по виленской афише «Школьный друг») был сыгран 20 сентября 1892 г. В рецензии «Виленского вестника» особо упоминалось об этом мундире: «В комической роли гимназиста Степы высказался недюжинный артистический дар г. Орленева, вызывавшего бурю рукоплесканий и всеобщий хохот. Весь комизм его игры, помимо внутреннего, так сказать, содержания водевиля, основанного на маленьком недоразумении, заключался и в его “несчастном” мундирчике, локти которого давно уже просили починки».

[xxxv] {300} С 31 марта по 2 мая 1893 г. труппа Ф. А. Корша дала в Петербурге 28 представлений. Шутка Н. А. Лейкина «Медаль» шла 1 апреля, комедия Мозера и Шентана «На маневрах» — 2 апреля. «В водевилях очень хороши гг. Яковлев 2‑й и Орленев», — писал 3 апреля Н. А. Россовский в «Петербургском листке».

[xxxvi] Орленев дебютировал у Корша 15 августа 1893 г. Н. Е. Эфрос писал 21 августа в «Новостях дня»: «Актер совсем еще молодой и несомненно талантливый, с искренним комизмом, наблюдательный. К сожалению, г. Орленев не прочь пошаржировать, покарикатурить. Правда, сама дебютная его роль, в “Школьной паре” г. Бабецкого, построенной на затасканных, старых, как мир, водевильных qui pro quo, слишком уж грубо карикатурна и аляповата; к тому же молодой дебютант, видимо, волновался, напрягался, стараясь сразу показать себя во весь свой сценический рост. Все это в значительной степени извиняет эти грешки против чувства художественной меры. Во второй свой дебют в маленькой, почти бессловесной роли одного из “мучеников удовольствия” (в “Чести” Зудермана), замученного “утехами жизни” до форменного идиотизма, г. Орленев был совсем хорош и заслуживает только похвалы».

[xxxvii] Водевиль «С места в карьер» был исполнен у Корша первый раз 15 октября 1893 г. До этого Орленев сыграл несколько ролей, в том числе водевильных. 8 октября шла сценка А. Ф. Крюковского «Перед завтраком», о которой журнал «Артист» сообщал: «Ее очень мило играют г‑жа Домашева и г. Орленев. Это уже далеко не первый вариант на тему влюбленных друг в друга подростков. Дирекция театра г. Корша как будто обрадовалась, что нашла двух прекрасных исполнителей на такие роли, и ставит одну пьесу за другой, повторяющие те же сюжеты. После “Школьной пары” была поставлена картинка “Под душистой веткой сирени”, а теперь вновь “Перед завтраком”. Для молодых артистов это может бесспорно принести только вред, они волей-неволей должны будут повторяться. Не зная, выйдет ли что-либо из г‑жи Домашевой, а г. Орленев актер бесспорно талантливый и с серьезными задатками хорошего комика. В следующую пятницу, кроме комедии Шекспира, шел новый фарс “С места в карьер”… Сам по себе фарс очень забавен и идет с успехом Очень хорош и по гриму и костюму, и по передаче манер мальчишки сапожника г. Орленев…» («Артист», 1893, № 31, стр. 166 – 167).

[xxxviii] «Флирт» («Игра в любовь»), комедия в 4 действиях М. Балуцкого в вольном переводе с польского Е. М. Бабецкого, впервые шла у Корша 27 августа 1893 г.

[xxxix] Орленев по памяти пересказывает отзыв А. В. Амфитеатрова. Подлинный текст следующий:

«Вот уже три дня, как я, из дальних странствий возвратясь, рыскаю по Москве и стараюсь вообразить себя Чацким…

Попал с корабля хуже чем на бал: сразу в три театра.

Пролил слезу свидания на белый жилет Корша. Корш был очень доволен.

— Вот какой милый, голуба! — растроганно восклицал он.

И на радостях показал мне Орленева.

Я давно не хохотал так, как заставил меня хохотать этот новоявленный комик.

{301} — Водевиль есть вещь! — Репетилов сказал это гораздо умнее, чем думают вольтерьянцы.

Вещь очень серьезная и трудная. Вещь, для которой надо родиться.

Водевильные комики бывают трех сортов.

Первый сорт, вместе с луною, делает хромой бочар в Гамбурге, и прескверно делает.

Мы можем судить об этом по г. Правдину.

Второй — более интересный — комики, которые fiunt (делаются). Третий — которые nascuntur (рождаются).

К этому-то последнему типу и имеет счастие принадлежать г. Орленев.

Когда он родился, фея водевиля — хорошенькая женщина в красном колпачке с бубенчиками — пощекотала мальчика под мышками, и новорожденный закатился неудержимым смехом, невольно заражая им присутствующих.

Хохотала мамаша, хохотал папаша, хохотала акушерка, мамка, кошка Машка и мамашина собачка.

Совершенно так же, как теперь хохочет весь, сверху донизу, театр Ф. А. Корша» (А. За день. «Новости дня», 1893, № 3748, 22 ноября, стр. 2).

[xl] Чехов был в Москве с 27 октября до 8 ноября и с 25 ноября до 18 декабря 1893 г. За это время водевиль «С места в карьер» шел 28 и 31 октября, 4 и 8 ноября, 6 и 16 декабря.

[xli] Пятиактная драма в стихах «Васантасена» Эмиля Поля по мотивам староиндийской драматической поэмы Шудрака «Глиняная повозка» в переводе с немецкого И. Н. Иванова-Афанасьева впервые представлена у Корша 14 октября 1894 г. при следующем распределении ролей: баядерка Васантасена — Л. Б. Яворская, принц Ариака — Орленев, Матрея — Н. В. Светлов.

[xlii] Александр III умер 20 октября 1894 г. в Ливадии. Спектакли у Корша возобновились после траура 14 ноября.

[xliii] Фарс Томаса Брандона «Тетка Чарлея» шел у Корша 13 декабря 1894 г. в бенефис В. А. Сашина и был повторен 16 декабря в бенефис Орленева, игравшего роль Бабса. «Московский листок» язвительно замечал 15 декабря, что «г. Сашин очень удачно копировал знаменитого “Ваню Рыжего”, а г. Орленев один, без сотрудников, изображал собою и клоуна Бим и его неизменного сотрудника клоуна Бом».

[xliv] Впоследствии, после шумного успеха Орленева в «Царе Федоре Иоанновиче», Суворин без лишней скромности писал: «Как только я увидел его в маленькой пьеске “С места в карьер”, где он играет роль сапожника, я понял, что он не комик только» («Новое время», 1898, № 8132, 17 октября, стр. 4).

[xlv] Свой первый сезон петербургский театр Литературно-художественного общества открыл 17 сентября 1895 г. драмой Островского «Гроза» в постановке Е. П. Карпова. Роль Тихона исполнял Орленев. Чепурина в комедии Островского «Трудовой хлеб» Орленев сыграл 19 сентября, Анучкина в гоголевской «Женитьбе» — 16 ноября. Одновременно он выступал также в «Школьной паре» (27 сентября), «С места в карьер» (7 ноября) и др.

[xlvi] {302} На следующий день после первого представления «Грозы» Н. А. Россовский оценил в «Петербургском листке» игру Орленева и других участников спектакля как «неудовлетворительную». 19 сентября он так разъяснял свою оценку: «Бесспорно талантливый г. Орленев совершенно исказил характер Тихона Кабанова; он все делал, чтобы смешить публику, выкидывал так называемые “коленца” и, конечно, в лоск провалил типичную роль… Г. Орленев очень хороший фат, простак, но это не мелодраматический герой и не резонер». Однако поверхностный и консервативный «критик-ругатель» Россовский, как назвал его в своих воспоминаниях «Близкое — далекое» Н. Н. Ходотов, вскоре вынужден был переменить свое мнение об Орленеве.

[xlvii] Малый театр — здание на Фонтанке в Петербурге, где теперь находится Большой драматический театр им. М. Горького. Орленев здесь и в дальнейшем подразумевает под Малым театром суворинский театр Литературно-художественного общества (первоначально — театр Литературно-артистического кружка). Сезон 1896/97 г. этот театр провел в помещении Панаевского театра, помещавшегося близ Дворцового моста; спектакли начались 18 сентября.

[xlviii] В. И. Качалов служил в театре Литературно-художественного общества сезон 1896/97 г., исполняя второстепенные роли.

[xlix] И. И. Судьбинин был принят в труппу по рекомендации Орленева. 17 августа 1895 г., перед открытием первого сезона, Орленев писал режиссеру суворинского театра Е. П. Карпову: «Находясь в Москве, узнал, что в Кускове дают “Женитьбу Белугина” с участием Судьбинина. Зная, что Вы с ним ведете переговоры, меня невольно заинтересовало посмотреть, что это за актер — так как раньше его не видал. Слухи о нем оказались правдоподобны — актер действительно очень хороший и для Вашего репертуара в особенности. Я слышал, например, что пойдет “Власть тьмы”. Ах, какой бы это был Никита! Познакомившись с ним, я спросил, служит ли он у Вас — он говорит, не получал никакого ответа. А поговоривши с ним, узнал, что он играет массу и характерных ролей. Не желая Вам ничего дурного, я очень был бы рад за Вас, если б покончили с Судьбининым…» (Ленинградский театральный музей, ОРЦ — 254, КП 6464/58). Судьбинин с большим успехом играл в первый же сезон у Суворина роль Никиты во «Власти тьмы».

[l] Одноактная комедия-водевиль «Невпопад» (переделка с польского Л. К. Людвигова-Маевского) шла у Суворина 19 сентября 1896 г. и прочно утвердилась в репертуаре. Орленев играл роль лакея Федора Слезкина.

[li] Элеонора Дузе гастролировала в Петербурге в декабре 1896 г.

[lii] Орленев несколько смещает последовательность названных им спектаклей. 22 октября 1896 г. была показана «Злая яма» К. И. Фоломеева, 8 ноября — «Севильский обольститель» А. Н. Бежецкого (Маслова), 10 декабря — «Трильби» Г. Г. Ге.

[liii] Сезон 1897/98 г. у Суворина открылся 17 сентября. Комедия Е. А. Дубельт-Зеланд «Ложь» шла 25 ноября. Орленев играл гимназиста Сергея Кузнецова.

[liv] Трагедия А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» была напечатана в 1868 г. Тридцать лет над ней тяготел запрет театральной цензуры. Лишь однажды, в 1890 г., ее сыграли великосветские «любители» {303} в Домашнем спектакле. Разрешение, с трудом добытое театром Литературно-художественного общества и Московским Художественным театром весной 1898 г., было дано с условием предварительной проверки политического звучания спектаклей. В тексте цензура произвела существенные купюры. Первое представление Состоялось у Суворина 12 октября 1898 г., в МХТ — через два дня. Для провинции разрешение давалось с особыми трудностями, о которых Орленев рассказывает ниже.

[lv] Псевдоисторическая драма М. Н. Бухарина «Измаил» была впервые представлена в суворинском театре 24 января 1898 г.

[lvi] «Начались репетиции трагедии графа Алексея Толстого “Царь Федор”. Заглавная роль поручена г. Орленеву», — сообщала газета «Новое время» 5 сентября 1898 г.

[lvii] Премьера трагедии «Царь Федор Иоаннович», состоявшаяся 12 октября 1898 г., вызвала многочисленные отклики печати. Высоко оценил игру Орленева выдающийся критик-демократ В. В. Стасов («Новости и Биржевая газета», 1898, № 320, 20 ноября). Об Орленеве он восторженно писал и Ф. И. Шаляпину 5 декабря 1898 г. (сб. «Ф. И. Шаляпин. Литературное наследство», т. I. М., «Искусство», 1957, стр. 424). 13 ноября Стасов писал Суворину: «… драма, конечно, плоховата, жидковата и слабовата, но она дала возможность высказаться и всплыть наружу такому сильному, такому оригинальному таланту, как Орленев! Вчера я попал в “Федора” после долгого ожидания и невозможности достать билет… Но Орленев, Орленев! Что за чудный талант! Это будет пооригинальнее, посильнее, и поглубже, и понужнее для искусства, чем этот изящный итальянский цветочек — Дузе! Вообразите, я его смотрел, и в продолжение часов трех-четырех я не услыхал ни одного фальшивого, ни одного разбавленного, ни одного рассиропленного и ни одного преувеличенного тона. Какая редкость на театре!! Правда у него везде — вот и все тут! Сколько нервности, слабости, вспышек, как солома, погасания, как трут с бегающими красными червячками! Восхищение, восхищение!..» («Театр», 1955, № 2, стр. 136. Публикация Н. Черникова).

[lviii] Драма Н. Г. Гарина-Михайловского «Орхидея» была показана в суворинском театре 9 декабря 1897 г.

[lix] В сезоне 1898/99 г. спектакль «Царь Федор Иоаннович» выдержал действительно большое число представлений: он прошел 78 раз (но не 120, как пишет Орленев). В сотый раз Орленев сыграл эту роль 10 июня 1899 г. на гастролях в Одессе (см. прим. 64). На суворинской сцене сотое представление состоялось 17 апреля 1900 г.

[lx] Память тут изменила Орленеву. 15 апреля 1900 г., за два дня до сотого представления «Царя Федора Иоанновича», в роли Катерины дебютировала не Журавлева, а Петроцкая. Критик Россовский, отрицательно отзываясь о дебютантке, добавлял: «Пьеса, к слову сказать, была весьма бедно и неумело обставлена как в артистическом, так и в декоративном отношениях». Дебют Журавлевой в «Гризе» состоялся 17 марта 1898 г., т. е. за полгода до премьеры «Царя Федора», и не был отмечен «Петербургским листком».

[lxi] «Петербургский листок», присяжным рецензентом которого был Россовский, не отозвался на сотое представление «Царя Федора Иоанновича». Орленеву несомненно вспомнилась заметка Россовского о бенефисном одиннадцатом представлении 2 ноября 1898 г.: «Дирекция {304} Литературно-артистического кружка оказалась несколько невнимательной по отношению к г. Орленеву; положим, она дала ему бенефис, но следовало бы, по нашему мнению, еще и другим способом поощрить трудолюбие и добросовестное отношение к делу этого молодого артиста, следовало бы поднести ему хоть дешевый лавровый венок от дирекции и товарищей по сцене».

[lxii] Дельер — псевдоним Я. А. Плющевского-Плющика. Суворин писал в дневнике 25 марта 1900 г.: «Орленев пьянствует все более и более и в пьяном виде позволяет себе говорить невероятные вещи. Плющику-Плющевскому он сказал: “Подойди ко мне, подойди, я тебя бить не буду”. Плющик не обиделся и на другой день говорит ему: “Ай‑ай, я боюсь вас”. Орленев не пьяный рассказывал мне об этом, выражая пренебрежение к Плющику, который в “Преступлении и наказании” вполне зависит от Орленева» (Дневник А. С. Суворина. М.‑Пг., 1923, стр. 236).

[lxiii] Цесаревич Георгий, второй сын Александра III, умер 28 июня 1899 г.

[lxiv] «Царь Федор Иоаннович» с участием Орленева шел в Одессе ежедневно 2 – 11 июня 1899 г. 10 июня Орленев играл Федора сотый раз. И. М. Хейфец («Старый театрал») поместил в «Одесских новостях» 2 июня статью о пьесе, 4 и 10 июня — восторженные статьи об Орленеве. Газета дала также интервью Орленева и статью о нем Г. К‑ого.

[lxv] 3 апреля 1900 г. Суворин отмечал в дневнике: «Вчера приехал в 12 часов ночи Орленев… просидел до 6 часов утра… Показывал бумагу, где сказано, что “Преступление и наказание” разрешается к представлению в провинции под ответственностью Орленева, “по ходатайству тайного советника Плющика-Плющевского, написавшего под псевдонимом Дельера "Преступление и наказание"”… Орленев, конечно, чрезвычайно даровитый актер, но говорит о себе страшно много».

[lxvi] Орленев сильно изменил убогую инсценировку Дельера, приблизив роль Раскольникова к подлиннику Достоевского. 16 апреля 1900 г. Суворин писал в дневнике: «Орленев совершенно переделал свою роль по Достоевскому, отбросив все измышления Дельера, и вовсе откинул последнюю сцену, совсем никуда не годную. Со своим артистическим чутьем он сделал это изменение очень хорошо».

[lxvii] Инсценировка «Преступления и наказания» впервые шла в суворинском театре 4 сентября 1899 г. Даже Россовский признал успех Орленева. Он писал 5 октября в «Петербургском листке»: «Поразительно хорошо играл г. Орленев… Лучшие места в игре г. Орленева — это исповедь Раскольникова, сцены с Соней Мармеладовой и горячее объяснение у пристава». До конца сезона спектакль прошел 38 раз.

[lxviii] Пьеса Мюссе «Лорензаччио» шла в бенефис Орленева 2 февраля 1900 г. Рецензия В. М. Дорошевича в газете «Россия» не содержит приводимых Орленевым слов. При общей положительной оценке она дает и ряд критических замечаний в адрес актера.

[lxix] Орленев снова идеализирует Суворина. Тот заносил для памяти в дневник 2 августа 1900 г.: «Орленев взял у меня 2000 руб. на поездку. Отдаст ли?»

[lxx] 13 августа 1900 г. журнал «Театр и искусство» оповещал: «Поездка г. Орленева с “Преступлением и наказанием” закончилась, и {305} большинство участников возвратилось в Петербург. Как говорят, антрепренер, т. е., очевидно, сам г. Орленев, получил с поездки до 25 000 р. барыша. В настоящее время г. Орленев гастролирует в Смоленске».

[lxxi] С 19 по 29 октября 1900 г. Орленев сыграл у Корша четыре спектакля «Преступление и наказание». «Московский листок» писал 21 октября, что игра его отличалась «многими шероховатостями и неровностями, однообразием мимики, непонятными, беспричинными выкриками, но я общем все-таки это — Раскольников, хотя далеко стоящий ниже тех реклам, которые ему расточают». 24 октября у Корша впервые выступил и Ф. П. Горев: он играл одну из своих коронных ролей — Опольева в комедии А. И. Пальма «Старый барин».

[lxxii] 18 сентября 1900 г. «Петербургская газета» сообщала, что Орленев вступает «в коршевскую труппу. Спектакли с его участием начнутся через месяц. Будет, между прочим, поставлена переделка “Братьев Карамазовых”, где талантливый артист будет играть Смердякова» Эти слухи оказались неосновательными.

[lxxiii] Орленев гастролировал в Костроме 17 – 28 ноября 1900 г. Там 24 ноября он впервые сыграл Дмитрия в «Братьях Карамазовых». «Талантливый артист исполнением этой роли лишний раз доказал свою высокую способность к истолкованию персонажей психически неуравновешенных», — писал 26 ноября «Костромской листок». При участии Орленева шли также «Царь Федор Иоаннович», «Преступление и наказание», «Возмездие» П. Д. Боборыкина.

[lxxiv] Журнал «Театр и искусство» поместил 1 января 1901 г. следующую корреспонденцию из Вологды: «Г. Судьбинин, желая поправить к празднику (рождеству. — Д. З.) дела антрепризы, пригласил в Вологду на несколько гастролей г. Орленева. Гастролер за время своего пребывания у нас поставил “Преступление и наказание” и “Братья Карамазовы”. Гастроли г. Орленева прошли с большим успехом при достаточно полных сборах. Бенефис, в который шли “Без вины виноватые”, сопровождался овациями, адресами и пр.».

[lxxv] Гастроли Орленева в Рязани начались 3 декабря 1900 г. и, по словам «Рязанского листка» (№ 18 – 19), «прошли при замечательно художественном исполнении… Вызовам не было конца». Исполнялись «Братья Карамазовы», «Царь Федор», «Преступление и наказание».

[lxxvi] Ошибка: Шаляпин не служил хористом в Мариинском театре.

[lxxvii] «Царь Федор Иоаннович» шел в Рязани 4 декабря 1900 г.

[lxxviii] 2 января 1901 г. спектаклем «Царь Федор Иоаннович» Орленев начал новый тур гастролей в Костроме. 10 января он впервые сыграл роль Гамлета и ею же 14 января закончил гастроли. «Костромской листок» сдержанно писал 12 января: «Без сомнения, г. Орленев много и долго поработал над ролью принца датского; игра его, за немногими исключениями, была ровна, красива и в некоторых отдельных сценах оригинальна; таково исполнение знаменитого монолога “Быть или не быть”. Монолог этот артист начал в глубокой задумчивости с книжкой в руке, как будто бы он высказывался по поводу записанных в ней мыслей, затем тон его окреп, и он, кажется, вопреки характеру всего монолога, вложил в дальнейшие слова много жару и решимости… Сильно и правдиво проведены были г. Орленевым {306} сцены с Офелией (“Иди в монастырь”) и сцены с комедиантами».

[lxxix] Орленев играл у Суворина с 26 января по 21 марта 1901 г. Для начала шли «Братья Карамазовы», затем «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного», «Гроза», «Микаэль Крамер», «Дон-Жуан Австрийский», а также водевили «Невпопад», «Школьная пара», «С места в карьер», «Под душистой веткой сирени».

[lxxx] «Микаэль Крамер» Гауптмана впервые шел у Суворина 7 февраля 1901 г. в бенефис Я. С. Тинского.

[lxxxi] 4 марта 1901 г. в Петербурге у Казанского собора состоялась студенческая демонстрация протеста против «временных правил» 25 июля 1899 г., отныне вступавших в действие. Согласно этим правилам студенты «за учинение скопом беспорядков» отдавались в солдаты. Казаки, встретив отчаянное сопротивление, жестоко разгромили демонстрацию.

[lxxxii] Премьера «Доктора Штокмана» Ибсена в Московском Художественном театре состоялась 24 октября 1900 г. Спектакль шел во время гастролей МХТ в Петербурге, продолжавшихся с 19 февраля по 23 марта 1901 г.

[lxxxiii] К. С. Станиславский совместно с В. В. Лужским готовил в это время постановку «Микаэля Крамера» Гауптмана. Премьера состоялась 27 октября 1901 г. Станиславский играл заглавную роль.

[lxxxiv] 24 марта 1904 г. Чехов писал Книппер: «Сегодня приходил ко мне Орленев… Носит в кармане портрет Станиславского, клянется, что мечтает поступить в Художеств[енный] театр; я советую ему поступить к вам, он был бы у вас кстати, как и Комиссаржевская».

[lxxxv] Петербургский художник-декоратор Л. К. Малов, приревновав Н. П. Рощина-Инсарова к своей жене, актрисе А. А. Пасхаловой, застрелил его в Киеве 8 января 1899 г.

[lxxxvi] Синод отлучил Л. Н. Толстого от церкви в феврале 1901 г.

[lxxxvii] В московском театре «Аквариум» Орленев со своей труппой дал четыре спектакля 29 июля – 1 августа 1901 г.: «Братья Карамазовы», «Микаэль Крамер» и (дважды) «Орленок». «Русский листок» писал 30 июля о «Братьях Карамазовых»: «Не будем распространяться в похвалах г. Орленеву. Его нервная игра, состоящая из “упадков и подъемов”, из “повышений и понижений”, известна уже театральной московской публике… Он удивительно хорошо овладел типом Дмитрия и дает цельный, захватывающий образ этого “грешника с благороднейшей душой”».

[lxxxviii] Пятиактная драма Суворина «Царь Дмитрий Самозванец и царевна Ксения» впервые шла в его театре 24 октября 1902 г. Автор изображал Дмитрия не самозванцем, а действительным сыном Грозного.

[lxxxix] Из писем Чехова к Книппер выясняется, что Орленев навещал его в Ялте 25 и 27 августа, 7 и 10 сентября, 20 декабря 1901 г., 27 августа 1902 г., 24 и 25 марта 1904 г. Чехов сам посетил Орленева в Ялте 27 августа 1901 г., а 16 марта 1904 г. смотрел его в «Привидениях» (см. прим. 119). О Чехове Орленев рассказал еще в очерках «Мои встречи с Чеховым» («Искусство», 1929, № 5 – 6, стр. 30 – 35) и «Мои встречи с А. П. Чеховым» («Рабис», 1929, № 29, стр. 5); в текст мемуаров они вошли с некоторыми изменениями.

[xc] {307} Пожар Малого театра в Петербурге произошел 20 августа 1901 г. Труппа Суворина открыла сезон 8 сентября в помещении Панаевского театра.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.