Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Принцип справедливости



4. Принцип справедливости

Термины "справедливый", "справедливость" чрезвычай­но широко используются в повседневной речи. Это в чем-то облегчает, но в чем-то и затрудняет понимание принципа спра­ведливости, как он используется в биоэтике. Естественно, по­нятие справедливости в контексте биоэтики не может быть полностью отличным от его обыденной трактовки, однако от­метим: оно является более узким, ограниченным и вместе с тем более строгим. Именно в таком ограниченном и строгом толко­вании и понятие, и принцип справедливости будут употреб­ляться в дальнейшем.

Перейдем к поясняющим примерам. Нередко говорят так: "имеющиеся данные позволяют считать справедливым следую­щий вывод..." В данном случае понятие "справедливый" упо­требляется в смысле "обоснованный". Или другое употребле­ние понятия "справедливый": иногда оно трактуется как "мо­рально одобряемый", "правильный" применительно, скажем, к какому-либо поступку. Так, обман какого-нибудь человека считается несправедливостью по отношению к нему.

При испытаниях новых лекарственных препаратов или методов лечения обычно бывает необходимо разделить испыту­емых на две группы. Те, кто вошел в первую группу, получают испытываемый препарат. Тем, кто оказался в другой группе (ее называют "контрольной") вместо испытываемого препарата дают его безвредную, нейтральную имитацию - "плацебо", причем сами они об этом не знают. Можно сказать, что обман испытуемых из второй группы является несправедливостью по отношению к ним. Однако такой обман будет нарушением не принципа справедливости, а рассмотренного ранее принципа уважения автономии.

Принцип справедливости, как он понимается в биоэтике, в первом приближении можно сформулировать так: каждый должен получать то, что ему причитается. "Каждый" при этом мохсет относиться либо к отдельному человеку, либо к группе людей, выделяемых по тому или иному основанию. Будет, ска­жем, справедливо, если автор выдающегося научного открытия получит за него премию, и будет несправедливо, если вместо него эту премию получит другой. Будет справедливым распре­делять социальное пособие среди членов такой социальной группы, как малообеспеченные граждане, и будет несправедли­вым раздавать его всем подряд. В отличие от рассмотренных ра­нее принцип справедливости предназначен для ориентировки в таких ситуациях, когда наши оценки, решения и действия за­трагивают не кого-то одного, а разных людей или разные соци­альные группы.

Далее нас будет интересовать прежде всего то, что у Арис­тотеля получило название "распределительной справедливости ", то есть справедливое распределение либо некоторого ресурса (а им могут быть, например, финансы, квалифицированные спе­циалисты, медицинские установки и препараты и пр.) между теми, кто в нем нуждается, либо бремени затрат, расходов, воз­никающих при осуществлении каких-либо социально необхо­димых мероприятий. Основная проблема, возникающая при этом - каковы те характеристики и качества нуждающихся (или, наоборот, несущих затраты), которые необходимо прини­мать в расчет, иными словами, каким должен быть критерий распределения. Естественно, эта проблема возникает лишь тог­да, когда данный ресурс количественно ограничен. Пока что, например, воздуха на нашей планете хватает на всех, и потому его распределение не вызывает трудностей, которые требовали бы обращаться к принципу справедливости.

Целесообразно различать макрораспределение и микрорас­пределение. Так, определение той доли средств, которая при со­ставлении государственного бюджета будет отдана на'здравоо­хранение, является проблемой макрораспределения. При этом микрораспределением будет размещение выделенных в бюдже­те средств, скажем, между различными регионами либо между различными отраслями здравоохранения. Применительно кот-дельному региону, впрочем, это, напротив, будет задачей мак­рораспределения; микрораспределением же в данном случае будет определение доли средств, выделяемых каждому району. Такое же различение можно провести и на уровне района и на следующих, более низких уровнях.

Основная трудность, с которой приходится иметь дело при распределении ограниченного ресурса, состоит в определении того, какая его доля должна по справедливости причитаться каж­дому, кто в нем заинтересован. Для решения этой задачи приходится обращаться к тем или иным критериям справедливости.

Известен восходящий к Аристотелю критерий справедли­вости, который можно сформулировать так:: равные должны рассматриваться равно, а неравные должны рассматриваться неравно. Этот критерий, против которого было бы трудно что-либо возразить, называют элементарным, минимальным или формальным. Элементарен и минимален он в том смысле, что все другие являются более сложными и более развернутыми. Формальным же его считают постольку, поскольку он не зада­ет никаких уточнений или пояснений, которые позволяли бы установить, в каком именно отношении сравниваемые объекты (либо сравниваемых людей) следует рассматривать как равные.

Поэтому, не отрицая логической обоснованности, убеди­тельности и значимости обозначенного критерия, как и того, что он не должен нарушаться (будет безусловно несправедливо, если равные получают неравные доли либо если неравные по­лучают поровну), следует тем не менее иметь в виду, что в ре­альных ситуациях его бывает недостаточно, так что возникает необходимость прибегать к более содержательным критериям. Но здесь-то, увы, и начинаются проблемы...

Понятие социальной справедливости, столь широко ис­пользуемое всеми нами, на первый взгляд представляется столь же самоочевидным, как очевидны для всех бывают вопиющие нарушения этой справедливости, с которыми довольно часто нам приходится сталкиваться. Оказывается, однако, что содер­жательных или, как их еще называют, "материальных критери­ев справедливости "существует не один, а множество. И разные люди пользуются разными критериями, так что представляю­щееся справедливым для одного отнюдь не будет таковым для другого. Очень часто поэтому действительной причиной разно­гласий и конфликтов между людьми при распределении тех или иных ресурсов или издержек бывает не столько преднаме­ренное нарушение справедливости, сколько различия в ее по­нимании.

Каковы же материальные критерии справедливости? Пер­вым и, видимо, наиболее простым для понимания является критерий равенства: "каждый должен получить по равной до­ле". (Примерно такой критерий действует в сфере начального и среднего образования.) Проблема, однако, в том, что часто ко­му-то распределяемый ресурс (пусть это будет, скажем, неко­торое лекарство или место в специализированной больнице)может быть вовсе не нужен, тогда как другому он жизненно не­обходим, а доля, получаемая им при равном распределении, для него недостаточна. Значит, такое распределение не прине­сет блага ни первому, ни второму.

Учитывая это, будет целесообразным обратиться к другому критерию - критерию потребности. Здесь, однако, в несколько измененном виде возникает та же проблема, с которой мы стал­кивались в предыдущем случае - одна и та же потребность у од­ного будет диктоваться, скажем, капризом или завистью, тогда как для другого она будет жизненно необходимой. Проблема распределения, соразмерения остается нерешенной.

Поэтому приходится вводить дополнительное условие. Им может стать, к примеру, удовлетворение не всяких, а только ра­зумных потребностей. Теперь, однако, вопрос в том, кто и, опять же, на основании какого критерия будет отграничивать разумные потребности от неразумных? Возможен и другой под­ход, когда говорят об удовлетворении в первую очередь фунда­ментальных, жизненно важных потребностей. Вопрос об их от­граничении от менее важных тем самым, конечно, не снимает­ся, но по крайней мере мы можем ожидать, что большинство людей согласятся, что, скажем, потребность в пище и питье бо­лее фундаментальна, чем потребность в развлечениях. Таким образом, последовательно реализуя этот критерий, мы могли бы утверждать, что пока в мире существуют люди, страдающие от голода, несправедливо будет тратить ресурсы на развлече­ния. Но есть и еще одна проблема - очень часто того или иного ресурса не хватает для удовлетворения даже фундаментальной потребности всех тех, кто в нем нуждается. Так бывает, напри­мер, с очень дорогостоящим либо совершенно новым, уни­кальным медицинским оборудованием. И здесь волей-неволей приходится обращаться к каким-то другим критериям распре­деления.

Вспомним в связи с этим социалистический принцип рас­пределения: "Каждому - по труду". Сразу же отметим, что этот критерий, основанный на том, что доля каждого определяется в зависимости от сделанного, произведенного им, не является достаточно четким, поскольку он может пониматься в двух раз­ных смыслах, что нередко порождает конфликты и противоре­чия в нашей повседневной жизни.

Во-первых, при этом может иметься в виду то, сколько своих сил, средств, времени и пр. затрачено каждым, так что доля каждого определяется понесенными им затратами. По­этому, например, тот, кто потратил в два раза больше времени, должен и получить в два раза больше. В иных случаях такой критерий бывает вполне приемлемым. Дефект его, однако, за­ключается втом, что он не позволяет учесть, насколько произ­водительными, эффективными были затраты. Если, скажем, проработавший вдвое больше сделал за это время вдвое мень­ше, то мы едва ли согласимся, что будет справедливо заплатить ему вдвое больше.

Напротив, мы скорее сочтем, что вдвое больше должен по­лучить тот, кто вдвое больше произвел. Но это значит, что мы фактически будем пользоваться уже другим критерием, считая справедливым, чтобы каждому было дано не просто по его за­тратам, но по производительным затратам, то есть в зависимо­сти от сделанного им вклада, от его достижений. Переходом именно к этому критерию, заметим, во многом определялась и определяется направленность реформ в отечественном здраво­охранении - как сделать так, чтобы заработная плата медицин­ских работников зависела не столько оттого, как много време­ни они проводят на работе, сколько от количества и качества пролеченных пациентов? Этот же критерий фактически приме­няется и тогда, когда производитель получает оплату за сделан­ное им в зависимости не от вложенных в производство ресур­сов и трудовых затрат, а от того, в каких масштабах и по каким ценам ему удается реализовать свою продукцию.

Следующий критерий основан на том, что доля каждого определяется его заслугами, некими достоинствами или отли­чиями, дающими известные преимущества. В простейшем слу­чае таким преимуществом может быть, скажем, то, что данный пациент, ожидающий, когда ему будет пересажен донорский орган, оказывается первым в очереди. Или другие примеры: мы сочтем справедливым, если на конкурсные места в вуз будут за­числены те, кто получил наивысшие баллы на вступительных испытаниях, или если в сборную команду страны будут вклю­чены самые сильные спортсмены. Во многих случаях, однако, определить те качества претендентов., которые позволяют счи­тать их наиболее достойными, бывает затруднительно. Дейст­вительно, если, скажем, хирургу надо выбирать, кому делать срочную операцию - маленькому ребенку либо знаменитому артисту, то выбрать в этой ситуации достойного будет очень не­просто.

Известно, что во время Второй мировой войны, когда только появился пенициллин, который был дефицитен, в аме­риканской армии его давали прежде всего не тем, кто был ра­нен в бою, а тем, кто заразился сифилисом. Как бы ни казался предосудительным такой подход с моральной точки зрения, он, однако, имел свое обоснование - заразившихся сифилисом (в отличие от раненых) благодаря такому лечению можно было быстро вернуть в действующую армию.

Наконец, последний из рассматриваемых критериев рас­пределения заключается в том, что доля каждого определяется механизмами рыночного обмена. Скажем, какой-то ресурс будет доставаться тем, кто в состоянии больше за него заплатить. Здесь может возникнуть вопрос: а разве такое решение можно счесть справедливым? Конечно, очень часто подобный подход вызывает возражения. Если, однако, представить себе ситуа­цию, когда на аукционе продаются предметы роскоши, то он представляется вполне естественным. Попробовав встать на позицию производителя или продавца товара либо услуги, мы, видимо, сможем счесть этот рыночный критерий отнюдь не та­ким уж неприемлемым.

Таким образом, ни один из рассмотренных критериев не является абсолютным, пригодным на все случаи жизни. В то же время каждый из них имеет свою область, в которой он выгля­дит наиболее обоснованным. Заметим также, что нередко мы, принимая конкретные решения, комбинируем два или более из этих критериев.

Кроме того, само по себе применение любого из этих кри­териев, как и их комбинаций, не исключает ситуаций, когда приходится делать выбор между двумя или более пациентами, равно удовлетворяющими критерию. Стоит рассказать в связи с этим о таком случае. Когда в одной из больниц американско­го города Сиэтл около 30 лет назад появился первый аппарат "искусственная почка", перед врачами встал вопрос: кого под­ключать к аппарату, тем самым продлевая ему жизнь, а кого ли­шать этой возможности. Выход, найденный врачами из этой сложнейшей моральной проблемы, оказался в высшей степени своеобразным: они предложили, чтобы их освободили от зада­чи отбора пациентов для диализа, возложив ее на специально созданную комиссию, в которую были бы включены самые ува­жаемые граждане. Тем самым врачи освободили себя от бреме­ни моральной ответственности, связанной с выбором. Именно с этим эпизодом, представлявшим первый случай вовлечения представителей общественности в решение, на первый взгляд, сугубо медицинских проблем, многие специалисты связывают зарождение биоэтики.

Принцип справедливости, подобно каждому из рассмот­ренных ранее принципов, имеет не абсолютную, но лишь отно­сительную силу - он действует prima facie. Если, к примеру, в той же ситуации с пересадкой донорского органа окажется, что пациент, занимающий более далекое место на листе ожидания, находится в критической ситуации, то мы можем поступиться обязательствами, вытекающими из принципа справедливости, и руководствоваться принципом "не навреди". Впрочем, отказ от соблюдения очереди в этом случае можно интерпретировать и в том смысле, что мы пользуемся-таки принципом справед­ливости, но обращаемся к другому критерию - критерию по­требности и исходим из степени ее остроты.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.