Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Библиография



 

«Waitz» – издание «Pauli Historia I.angobardorum» в «Monumenta Germaniae, Scriptores Rerum Langobardicarum».

«Abel» – немецкий перевод – Otto Abel «Paulus Diakonus und die übrigen Geschichtschreiber der Langobarden» (Vol. 15 «Geschichtschreiber der deutschen Vorzeit»)

«Giansevero» – итальянский перевод – Prof. Uberti Giansevero «Paolo Diacono, Dei Fatti de’ Langobardi» (Cividale, 1899)

«Bethmann» – статья «Paulus Diakonus Leben», «Paulus Diakonus Schriften», «Die Geschichtschreibung der Langobarden,» (v.10 «Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtkunde» (Hanover, 1849).

«Jacobi» – Dr. R. Jacobi «Die Quellen der Langobardengeschichte des Paulus Diaconus. Ein Beitrag zur Geschichte deutscher Historiographie» (Halle, 1877).

«Mommsen» – статья Th. Mommsen «Die Quellen der Langobardengeschichte des Paulus Diaconus» («Neues Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde», v.5) (Hanover, 1879).

«Hartmann» – Ludo Moritz Hartmann «Geschichte Italiens im Mittelalter» (v.2) (Gotha, 1903).

«Hodgkin» – Thomas Hodgkin «Italy and her Invaders» (Clarendon Press, 1895).

«Wiese» – Robert Wiese «Die älteste Geschichte der Langobarden» (Jena, 1877).

 


[1] Т.е. Дона.

 

[2] Павел руководствуется здесь Исидором Севильским («Этимологии», XIV, 4, 4): слово «Германия» происходит от лат. germinare – «пускать ростки», «произрастать».

 

[3] См. Плиний, IV, 13 (27).

 

[4] Полдень.

 

[5] Диденхофен, Тионвилль на Мозеле.

 

[6] Энеида III, 420‑23

 

[7] Под ней Павел понимает французское побережье Ла‑Манша, восточнее и западнее от Секваны (Сены).

 

[8] Альдерне вблизи Нормандии.

 

[9] Годан, или Водан – высшее божество древнегерманских племен, соответствовал скандинавскому верховному богу Одину.

 

[10] По‑немецки «длиннобородые» – langbaerte.

 

[11] Плиний, Естеств. история, VII, 3.

 

[12] Агельмунд.

 

[13] Ср. Григорий Турский IV, 9.

 

[14] Около 550 г. во время правления девятого короля лангобардов Аудуина, когда лангобарды после ухода из Скандинавии и долгих странствии поселились в Паннонии.

 

[15] Гепиды (восточногерманское племя) преграждали лангобардам путь на Италию и к Дунаю.

 

[16] Аудуин правил с 543 г.

 

[17] Последний король гепидов.

 

[18] Место сражения гепидов с лангобардами.

 

[19] «Ниже озера» Subiaco.

 

[20] Монастырь Монте‑Кассино севернее Неаполя.

 

[21] По Муратори, это было в 556 г.

 

[22] Т. е. на лангобардском языке.

 

[23] См. ниже, в II, 28.

 

[24] Нарзес – экзарх византийского императора Юстиниана с 552 г., а затем, с 554 г., Юстина II в Италии, преемник Велисария

 

[25] В тексте chartularius – надзиратель над имперскими архивами

 

[26] Ошибка: это событие относится к 550 г., т. е. еще к правлению Аудуина

 

[27] Озеро Гарда

 

[28] Локализуются около горы Бреннер в Тироле

 

[29] Иннихен, в истоках Дравы в Тироле

 

[30] Т. е. аварам

 

[31] Т. е. 1 апреля

 

[32] Гора Maggiore, также Monte del Re, выше Фриуля, в Альпах

 

[33] Чивидале во Фриуле

 

[34] Орлеан

 

[35] Суассон

 

[36] Градо в устье Изонцо

 

[37] Тревизо

 

[38] Тур

 

[39] Тилиамент – Тальяменто; Реуния – Рагонья; Осуп – Осопо; Агунт – Иннихен; Бирр – Риенце; Брион – Бреннер; Аугуста – Аугсбург; Вирдо – Вертах; Пиктавий – Пуатье

 

[40] Гекзаметр

 

[41] В 6 дистихах

 

[42] Патавий – Падуя, Монс силикис – Монселике (Monselice) у Эсте

 

[43] Пергам – Бергамо, Бенак – озеро Гарда

 

[44] лат. ligumina

 

[45] Аквы – Акви на Бормиде; Дертона – Тортона

 

[46] лат. tus

 

[47] Перузий – Перуджа, Клиторий – Лаго ди Бользена

 

[48] Селе

 

[49] лат: lucus

 

[50] Бруттий

 

[51] Феррониан у источников Панаро

 

[52] Монтембеллий западнее Болоньи

 

[53] Бобий является Галеатой между Римини и Флоренцией

 

[54] Пескара

 

[55] Фирм – Фермо, Аскал – Асколи, Пинн – Пенна

 

[56] лат. picus

 

[57] Тибур – Тиволи, Реате – Риети, Фуркона – Аквила, Амитерн – Терни

 

[58] Кьети

 

[59] Каноза

 

[60] Отранто

 

[61] Римини

 

[62] Санс

 

[63] Скорее Галатия в Малой азии

 

[64] Брешия

 

[65] Молодой бык

 

[66] лат. latebra

 

[67] Начался 1 сентября 569 г

 

[68] Патриарх Аквилеи

 

[69] Другое название города Павия

 

[70] Об этом рассказано в II, 4

 

[71] Теодорих – король остготов (около 493–526 гг.)

 

[72] Ратхис – король лангобардов, правил в 744–49 гг. Павел воспитывался при его дворе и потому говорит здесь как очевидец

 

[73] Лонгин был назначен экзархом Италии в 567 г. вместо Нарзеса. Резиденцией его была Равенна

 

[74] По другой версии Розамунда была схвачена и убита лангобардами во время своего бегства (см. Григорий Турский, IV, 41).

 

[75] Т. е. Константинополь, столица Византии

 

[76] Самсон – древнееврейский мифический герой сверхъестественной силы, прославился своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Попав в плен он был ослеплен; но когда его привели для посмешища в пиршественный покой, он обхватил и сотряс колонны, обрушив кровлю на себя и на всех пирующих

 

[77] Ницца

 

[78] Ср. Григ. Турский VI,6

 

[79] Прованс

 

[80] Мутье у Эмбруна

 

[81] Эстаблон вблизи Мутье

 

[82] См. II, 6

 

[83] Маноскю. (Manosque)

 

[84] Ди. (Die)

 

[85] Гренобль

 

[86] Э. (Aix)

 

[87] Суза

 

[88] Ниже Триента

 

[89] Матф. 6, 20

 

[90] Гавань Равенны

 

[91] Клеф был убит в 574 г. После десятилетнего междуцарствия, когда страной правили более 30 герцогов, в 585 г. лангобарды избрали королем Автари

 

[92] Имя Веспасиана и Тита

 

[93] «Populi tamen adgravati per Longobardos hospites partiuntur», в других рукописях: pro Longobardis hospitibus». Различие в предлогах (pro вместо per) значительно меняет смысл этого места: «народ вносил часть доходов в пользу лангобардов»

 

[94] Бресцелло северо‑восточнее Пармы

 

[95] Состоявшегося в 451 г.

 

[96] Севилья

 

[97] Теперь Эч

 

[98] См. Григорий Великий, Dial., III, 19, которому следует Павел в этом месте

 

[99] Т. е. 17 октября 585 г

 

[100] Inguinaria – заразная кишечная болезнь, распространилась в 590 г

 

[101] Диакон

 

[102] Епископ Триеста

 

[103] Халкедонского собора

 

[104] Марано у Аквилеи

 

[105] Из Конкордии

 

[106] Находится на озере Комо

 

[107] Лангобарды были арианами до VII в

 

[108] Византийский император, преемник Тиберия с 582 г

 

[109] Во II, 17 рассказано о первом походе Гильдеперта против лангобардов (когда он, хотя и получил от Маврикия 50 тыс. солидов, заключил с ними мир), а в III, 22 о втором неудачном его походе

 

[110] Т. е. Секунд, епископ Тридентский, источник «Истории лангобардов» Павла Диакона. Сочинение его не сохранилось

 

[111] См. у Григория Турского, IX, 25

 

[112] Т. е. 15 мая

 

[113] Агилульф впоследствии стал королем (590–612 гг.). В его время лангобарды отказались от арианства

 

[114] Ср. III, 22 и 29

 

[115] Белинцона

 

[116] Т. е. ко времени неудачного похода франков в 590 г. против лангобардов, когда они, измученные голодом и повальными болезнями, отступили из Италии (гл. 31)

 

[117] Имеется в виду сочинение Григория Турского

 

[118] лат. ciborium – металлический кубок в форме египетского бобового стручка

 

[119] Теперь Шалон на Соне

 

[120] Т. е. 5 сентября 590 г

 

[121] Заимствовано у Григория Турского.

 

[122] Теперь Лумелло, западнее Павии

 

[123] Май 591 г.

 

[124] Hartmann (II, I, 84) полагает, что утверждение о том, что Агнелл в этом деле был на стороне лангобардов – ошибка, проистекающая из того, что Павел считал, что католический епископ Трента находился на лангобардской территории

 

[125] Маленький островок в Лаго д`Орта (Джансеверо), запад озера Маджоре

 

[126] На озере Комо

 

[127] С материнской стороны

 

[128] Хлотарем

 

[129] Между Феррарой и Болоньей. Или это – Rhenus (Rhine)?

 

[130] 593 г

 

[131] Павел, возможно, в этом ошибается. Королева Теуделинда была католичкой, но Агилульф, хотя и отличался веротерпимостью и позволил крестить своего сына, как католика, но как следует из писем Св. Григория к Св. Колумбану, так и не стал католиком сам. (Hodkin, VI, 140‑144)

 

[132] 595 г

 

[133] Все эти местечки позже находились в Церковном Государстве. Три их них были важными станциями на Виа Фламиния, связывавшей Рим с Равенной (Hodkin, V, 367)

 

[134] Здесь Павел ошибается в хронологии. Поход Агилульфа против Перуджии и Рима был в 594 г., или, согласно Hodgkin (V, 369) – в 593. Мир был заключен в конце 598 г (Jacobi, 27) или, что более вероятно, в 599 (Hodgkin (V,415))

 

[135] В этой главе Павел дает очень краткое и недостаточно точное описание времени, насыщенного важными событиями. В 592 году Ариульф,герцог Сполето – города на дороге из Равенны в Рим, постоянно угрожал сообщению между этими двумя городами и захватил ряд местечек, принадлежавших Империи, а Арихий, герцог Беневенто, содействовал в этом Ариульфу, оказывая давление на Неаполь. Примерно в конце июля (Hodgkin, V, p.363) папа Григорий заключил сепаратный мир с Ариульфом, что вызвало большое негодование в Равенне и в Константинополе, поскольку заключение подобного мира с независимым властителем было превышением власти папы. Видимо, именно это подвигло экзарха Романа на поход, во время которого он вернул местечки, упоминаемые Павлом и которые, вероятно, находились во владениях Ариульфа. Теперь на арену выступил Агилульф, который, после взятия Перуджи, двинулся на Рим, и папа Григорий с зубчатых стен города мог видеть, как потерпевшие поражение римляне, обвязанные веревками вокруг шеи, уводятся из Кампании в рабство. Папа сделал энергичные приготовления к защите города, но штурма не последовало. Один из ранних летописцев, известный под именем Копенгагенского Продолжателя Проспера, говорит, что Агилульф отказался от осады потому, что его смягчили мольбы Григория. Это утверждение сомнительно (Hodgkin, V, 372), возможно, были и другие причины, которые могли привести к его возвращению – лихорадка, мятеж, неприступность крепости или же восстание лангобардских герцогов. Но папа сразу же стал работать над установлением мира между Агилульфом и Империей. Император Маврикий и экзарх Роман выдвинули на этом пути много препятствий, и этот мир был заключен только после смерти Романа, когда ему наследовал Каллиник

 

[136] Утверждается, что это письмо написано в декабре 598 г. (Hodgkin, V,419, примеч.), хотя это и было еще до того, как мир был заключен окончательно. Возможно, в это время завершились предварительные переговоры

 

[137] Так звались короли авар или гуннов и здесь может обозначать соответствующего правителя, но также, возможно, что под этим титулом скрывается некий вождь славян

 

[138] «Bubalus» возможно, обозначает буйволов, но возможно и африканских оленей или антилоп

 

[139] 593 г

 

[140] В какое‑то время между 593 и 600 г. (Hodgkin, V, 422, прим.3)

 

[141] В 596 или 597 г

 

[142] Его правильное имя – Каллиник (Hodgkin, V, 410)

 

[143] Это был тот самый мир, относительно которого Григорий написал вышеприведенные письма Теуделинде и Агилульфу. Этот мир был сроком всего на 2 года (Hodgkin, V, 418, 420, 428)

 

[144] Фаруальд умер около 591 г. (Waitz). Его имя произносилось также как Фароальд (Faroald)

 

[145] Город в Пицене, на восточной стороне Апеннин, около границы с Умбрией

 

[146] Возможно, кампания Ариульфа включала в себя и осаду Рима, имевшую место незадолго до этого – в 592 г., и закончившуюся частным миром между папой Григорием и лангобардским герцогом, благодаря благоговению, возникшему в сердце Ариульфа при личной встрече с понтификом. Именно за этот мир папа получил резкие упреки Константинополя (Hodgkin, VI,93) и, возможно, это и послужило поводом для действий римлян против городов, занятых лангобардами (см. выше, гл.8).

 

[147] Hodgkin полагает (V, 365, прим.3), что это, возможно, ошибка, так как Сальвин (или Сабин) был святым патроном не Сполето, но Камерино

 

[148] Ариульф умер в 601 г., спустя 10 лет после своего восшествия на герцогство. И видимо, у короля Агилульфа были короткие руки, чтобы решить вопрос о приемнике, поскольку он был разрешен только битвой между двумя сыновьями Фароальда. Теуделапий удерживал герцогство Сполето более полувека (601‑653 гг.), В течении этого срока в Павии сменилось четыре короля (Hodgkin, VI,95‑96)

 

[149] Это нападение на самом деле произошло в 589 г., а не в 601 – году смерти Ариульфа (Jacobi, 25‑26). Некоторые историки относят дату еще раньше – к 582 г

 

[150] Полностью пророчество было таково (см. «Диалоги Григория Великого», II, гл.17): «Весь этот монастырь, который я построил, и все вещи, которые я подготовил для братьев, судом Всемогущего Бога, предназначены небесам. Мне с трудом удалось и т.д.»

 

[151] 591 г. Он распространил свои грабежи далеко вглубь Апулии, Лукании и Калабрии, действуя, очевидно, независимо от лангобардского королевства северной Италии (Hodgkin, VI,73)

 

[152] Арихий, как следует из письма Григория Великого (Письма, II,46), был герцогом в 591 г. Как мог Гримоальд, сын Гизульфа, который был еще маленьким мальчиком во время аварского нашествия в 610 г. (см. ниже, гл. 37) быть одним из его воспитанников до 591г ? Даже старшие братья Гримоальда, Тасо (Taso) и Какко (Cacco) были еще достаточно молоды для того, чтобы даже для старшего из них экзарх мог становиться приемным отцом около 612 г.. Едва ли они могли быть рождены до 585 г., за 6 лет до того, как Арихий стал герцогом Беневентума. Hodgkin полагает (VI, 74, прим.), что Арихий воспитывал детей более раннего поколения, возможно детей Гразульфа I, а впоследствии, когда Арихий принял двух молодых принцев, Радоальда (Radoald) и Гримоальда (Grimoald) при своем дворе (см. ниже, гл.39), то они, будучи сыновьями одного из его старых воспитанников, встретили хороший прием в Беневентуме. Другие комментаторы полагают, что Павел просто ошибается. Арихий в реальности действовал как независимый государь, ведя войну с Неаполем и Римом, и король Агилульф не заключал мира с императором, до тех пор, пока на это не согласился Арихий. Когда Арихий умер, король лангобардов, кажется, не принимал участия в назначении его приемника (Hodgkib, VI, 75)

 

[153] Именно так написано в старых манускриптах, а также в письмах самого Григория.

 

[154] «Actionarii». Это были зависимые чиновники короля, состоявшие в ранге «gastaldi» и управлявшие частыми владениями короля или (как в Беневенто и Сполето) – герцога

 

[155] Хотя эти кораблестроители, вероятно, были римлянами, этот случай показывает общее восприятие лангобардами ремесленных искусств завоеванных ими народов. История этих изменений подробно приводится в Hartmann, II, гл.1 (см. стр.19‑23). См. также гл.22, где отмечаются изменения в одежде

 

[156] Утверждается, что это первое использование в источниках термина «англо‑саксы»( Hodgkin, V, 154, note 4)

 

[157] Монах из Салерно говорит, что первым, кто начал носить штаны был король Адалоальд (616‑626 гг.) (Abel, прим.)

 

[158] «Tubrugos birreos». Из толкования Hodgkin указывающего (V, 154‑155), что, согласно пояснению к примечанию Waitz`a «Byrrus vestis est amphimallus villosus» (имеет ворс с обеих сторон), вытекает что «birrus» был видом водонепроницаемой одежды, набрасываемой поверх другой одежды во время дождя. Видимо, это проливает свет на этот отрывок

 

[159] Истрия все еще оставалась под властью Византии до 751 г. (Abel). Этот набег был, вероятно, около 601 г. (Hodgkin, V, 430, note 1)

 

[160] Недалеко к югу от Падуи

 

[161] 602 г. (Hodgkin, V, 431)

 

[162] Во время правления Маврикия в постоянном управлении тех частей Италии, которые оставались подвластными Византии, произошли радикальные изменения. Вторжение лангобардов, к которому вначале относились как к временному набегу, привело к их расселению в стране, и хотя Маврикий не оставлял надежды их изгнать, было найдено необходимым относиться к их присутствию, как к постоянному явлению. Непрерывные войны привели к возникновению специального военного органа, состоящего из главных офицеров империи, который вначале был временный, затем все время возобновлялся и, наконец, стал постоянным. Экзарх оставался личным представителем императора, со всей полнотой власти, включая право заключать временное перемирие с лангобардами., хотя и не длительный мир или союз (Hartmann, II, I, 125). Пограничные города были укреплены и в них были размещены постоянные гарнизоны, рекрутированные из местных жителей. Гражданские муниципалитеты стали преобразовываться в военные управления. Каждое крупное укрепление имело трибуна в качестве специального коменданта города, а трибуны находились под властью «магистра милитума» («magister militum») или дуки, который командовал пограничным районом и назначался экзархом. Эти чиновники постепенно занимали место прежних провинциальных гражданских губернаторов, а на смену муниципалитетам пришли военные сообщества – «нумерии» («numerus») (там же, стр.126‑135). Военные чиновники начали приобретать обширные земельные владения, остаток мелких землевладельцев стал почти полностью зависимым от крупных собственников, и было положено начало тому, что впоследствии стало походить на феодальные повинности. При Фоке отношения между Италией и Константинополем весьма ослабли и наблюдалось решительное ослабление имперской власти. Торговля переживала упадок в связи с общим распадом империи, пути сообщения находились в пренебрежении. С другой стороны, все время росли настроения, чтобы придти к соглашению с лангобардами или, хотя бы, как уже бывало, к перемирию на ограниченный срок, но перемирию часто возобновляемому – такая уступка могла бы быть сделана, если император еще был не готов признать владения лангобардов (там же, стр. 198‑199). Экзарх Смарагд, которого Фока послал в Италию, более сердечно, чем его предшественник сотрудничал с папой (там же, стр.200), новый император издал декрет, поддерживавший авторитет и первенство Римского Престола (см. ниже, гл.36). Активные действия были возобновлены против схизматиков Истрии и Венеции, чьи епископы теперь прибегли к непосредственной защите герцога Гизульфа Фриульского и короля Агилульфа. Схизматический епископ Иоанн был посвящен в Чивидале в качестве тамошнего патриарха, и империя утратила их поддержку (см. ниже, гл 33; Hartmann, II, I, стр.201). Впоследствии, мы даже находим их принимающими участие в спорах о короне лангобардов на стороне арианского короля Ариоальда против католика Адалоальда (там же, стр.208).

 

[163] Если этот год относится к году смерти Маврикия, то это 602 г., если он связан с крещением Адалоальда, то тогда это происходило в 603 (Hodgkin, VI, 34)

 

[164] Вероятно, 7 апреля 603 г. (Hodgkin, V, 430)

 

[165] Только однажды (книга 3, гл.29) и еще один раз позже (книга 4, гл.40). Но, видимо, большая часть этой книги заимствована из его труда. Это крещение было триумфом католиков над арианами. Предшественник Агилульфа Автари запрещал лангобардским ноблям крестить своих детей как католиков (Hodgkin, V, 430)

 

[166] См. выше гл.20

 

[167] 603 г. (Hodgkin, V, 432)

 

[168] Hodgkin (V, 432) помещает ее на северном берегу По, недалеко от Пармы, что, возможно, не точно. Так, Waitz. Giansevero, стр.134, полагает, что имеется в виду замок Вултурена в верхнем углу озера Комо, при впадении Валтеллины

 

[169] Или как его называет Waitz – Берселло, и добавляет, что он находится недалеко от Реджо (д’Эмилия). Это был город на реке По, примерно в 10 милях от Пармы

 

[170] 1 апреля 605 г. Этот индикт начался 1 сентября 604 г

 

[171] 605 г. (Waitz)

 

[172] Павел следует Беде, как своему источнику, и ошибается в дате. Григорий умер в марте 604 г., в седьмом индикте, а Фока начал править около конца 602 г. – в шестом индикте (Waitz)

 

[173] «Apostolocatus»

 

[174] 604 г. Павел должно быть ошибается в этой дате, так как папа Григорий писал в декабре 603 г. послание королеве Теуделинде, что посылает некие подарки «королю Адалоальду»

 

[175] Теудеберт II, король Австразии.

 

[176] Спустя несколько лет (в 607 г.) Агилульф, также как и Хлотарь Нейстрийский, и Виттерих Вестготский, вступил в союз с Теудебертом против Теудериха II Бургундского, который отверг и развелся с дочерью Виттериха. Нет никаких сведений о результатах этого союза, а в 612 г. война вспыхнула вновь. Теудерих одолел Теудеберта и предал его смерти, но что сталось с его дочерью, нареченной невестой Адалоальда, мы не знаем. Затем Теудерих обратился против Хлодвига, но внезапно умер, оставив четырех незаконнорожденных сыновей. Старшим из них был Сигиберт, и от его имени, его прабабка, старая королева Брунгильда, хотела управлять Бургундией и Австразией, но Арнульф, епископ Меца, и Пипин, один из главных ноблей, перешли на сторону Хлотаря, и в 613 г. Брунгильда и ее правнуки были схвачены. Она была привязана к дикой лошади и затоптана до смерти (Hodgkin, VI, 108‑110)

 

[177] Комментарий отсутствует.

 

[178] «Королевская баня»

 

[179] «Старый город». Оба эти города впоследствии принадлежали церковному государству

 

[180] Осада этих городов, видимо, происходила в апреле 605 г., до годового перемирия, упомянутого выше (Hartmann, II, I, 197)которое начало действовать в ноябре этого года

 

[181] 607‑610 гг. (Hartmann, II, I, 197)

 

[182] В Хронике Патриархов Новой Аквилеи между Севером и Иоанном помещен Марциан, и утверждается, что он был в этой должности 3 года, 1 месяц и 5 дней. В остальном список соответствует данным Павла

 

[183] «Antistes» – применяемое не только к епископам и аббатам, но также и к приорам, а затем и к окружным священникам. Андреа Дандоло, дож и хронист Венеции XIV века, говорит, что Кандидиану предшествовал Марциан (Хроника Дандоло, кн.6, гл.3)

 

[184] «Primicerius notarioruin». Abel переводит как «главный папский нотарий»

 

[185] Разделение патриархата произошло из‑за схизмы по поводу трех статей (см. кн.3, 20 и 26). Результатом разделения стало то, что схизматики отдались в руки лангобардов. Упомянутый в тексте патриарх Иоанн жаловался Агилульфу на преследования со стороны греков и говорил, что три истрийских епископа были выдворены имперскими солдатами и были силой принуждены поддерживать единство с Кандидианом Градским. Он просил короля, чтобы теперь, когда этот никчемный человек осужден на вечные муки, помешать назначению в Градо нового патриарха. Это, однако, не было сделано. Некоторое время спустя, некий Фортунат (Fortunatus) был сделан тамошним патриархом, и будучи душой схизмы, он захватил церковную казну и бежал на материк, где был сделан патриархом Аквилеи, и лангобардов тщетно просили вернуть эту казну. Наконец, император Ираклий послал в Градо большую сумму денег, чтобы возместить потери. (Hodgkin, V, 482, 483)

 

[186] Или Компса – город в древнем Самниуме, на Ауфиде

 

[187] Павел помещает смерть Иоанна из Консии и Элевтерия на 10 или 12 лет раньше, чем это произошло на самом деле. Согласно Liber Pontificalis Элевтерий был убит в 619 г., уже после смерти Агилульфа. (Hodgkin, VI, 156)

 

[188] Или Luciolo, который, видимо, располагался между Губбио и Кальи и, следовательно, к северу от Перуджи и к югу от Урбино

 

[189] Узурпация Элевтерия была одной их серии попыток, вызванных растущей слабостью империи, отделить Италию от Востока. Непосредственный приемник Смарагда, экзарх Иоанн, был убит несколькими офицерами. Его приемник Элевтерий наказал виновных в этом преступлении, а затем ввязался в безумную войну с лангобардами, с которыми затем заключил перемирие на условии ежегодной дани в 500 фунтов золота. После этого он поднял знамя восстания под лозунгом установления новой Западной империи со столицей в Риме. Он принял пурпур в Равенне и намеревался короноваться в этом городе, но изменил свои намерения и направился для коронации в Рим. Тогда он и был убит

 

[190] Это был первый случай непосредственных отношений между лангобардами и Константинополем. До этого перемирие несколько раз заключалось с экзархом. Упомянутые «императорские подарки», видимо, в действительностью были данью (Hartmann, II, I, 198)

 

[191] Бонифация III (606, 607 г)

 

[192] Бонифация IV (607‑615 гг.)

 

[193] Называемые так по цветам соперничавший партий в цирке. Вначале, колесничьи бега состояли из состязания двух колесниц с возницами, носившими белую и красную одежды. Два дополнительных цвета – светло‑зеленый (prasinus) и небесно‑голубой (venetus – «земля отраженная в море») были введены позже. Четыре партии вскоре получили правильную организацию, а их причудливые цвета были признаны символами четырех времен года или, согласно другой трактовке, борьба зеленого и голубого отражала борьбу между землей и небом. Это соперничество выливались в беспорядки во время цирковых представлений в позднеимператорском Риме, а позже, с удвоенной яростью, на Константинопольском ипподроме. При Анастасии зеленые перебили на торжественном празднике 3000 человек из противной партии. Голубые, которым благоволил Юстиниан I, были инициаторами больших беспорядков и насилий в столице. В 532 г. вспыхнувший из‑за всеобщей ненависти мятеж, известный под название Ника, на минуту примирил обе партии. В ходе этого мятежа были разрушены многие наиважнейшие здания города, погибло около 30 тысяч человек, а власть самого Юстиниана была близка к крушению. Ипподром был на время закрыт, но когда он открылся вновь, то беспорядки возобновились, и данный текст показывает, насколько широко они были распространены еще спустя три четверти столетия после этого

 

[194] На самом деле это произошло позже, в 614 г., уже при Ираклии.

 

[195] 610 г

 

[196] Обычно датой аварского вторжения считают 611 г., хотя некоторые считают, что оно могло быть даже в 602 г. Фока правил с 602 по 610 гг. Если смерть Севера, патриарха Аквилеи, произошла в 606 г., то аварское вторжение состоялось после этой даты, поскольку Гизульф советовался по поводу его приемника (Hodgkin, VI, 51). Предшествующие отношения лангобардов и авар были самого дружеского характера. Были договоры о союзе, совместных походах в Истрию. Франкам авары посылали предостережения, чтобы те хранили мир с лангобардами, а Агилульф предоставлял кагану корабелов для морской экспедиции против Восточной империи (см. выше. Гл.24; Hodgkin, VI, 50‑51)

 

[197] на реке Тальяменто

 

[198] В Карнии

 

[199] В Фриуле

 

[200] Около Чивидале на дороге в Кормону (Waitz). Согласно другим, Инвилино (Abel)

 

[201] Священное поле не идентифицировано

 

[202] Вергилий, Георгики, IV, 83, где это говориться о пчелах. Павел немного изменил цитату

 

[203] Возможно, Павел пропускает некоторые линии в своей генеалогии. Четыре поколения очень мало для времени, прошедшего после Леупхия, пришедшего в Италию вместе с Альбоином в 568г., и Павлом, который родился между 720 и 730 гг. Также примечательно, что Леупхий, уже взрослый человек в 568 г, оставляет пятерых маленьких детей во время аварского вторжения в 610 г. (Hodgkin, VI, 58)

 

[204] Hodgkin, VI, 59 и Hartmann, II, I, 236. Долина Гайля (Gail) в Каринтии и восточном Тироле

 

[205] Эта церемония показывала, что тот, кто обрил бороду и подстриг волосы, достиг возраста зрелости. Аналогично, эту же церемонию провел Лиутпранд для сына Карла Мартелла (см. ниже кн.6, гл.53)

 

[206] Фредегар (IV, 69) рассказывает историю (которая некоторыми рассматривается как вариант данной) об убийстве Тасо патрицием Исааком. Король Ариоальд предложил Исааку простить один из трех кентенариев золота, которые империя должна была ежегодно выплачивать лангобардам, если он убьет ставшего мятежником Тасо. Исаак пригласил Тасо в Равенну, вместе с отрядом воинов, которые предварительно сложили свое оружие у стен города. И когда они вошли в город, то были убиты. Дань была соответственно уменьшена. Вскоре после этого Ариоальд умер. Поскольку Ариоальд правил в 626‑636 гг., а Исаак не был экзархом до 630 г., этот рассказ не соотносится с историей Павла, так как события, описанные в ней произошли на много лет раньше. Или Фредегар излагает неточную версию, или же совпадение имен – случайность, и эти истории относятся к двум разным событиям. (Hodgkin, VI, 59)

 

[207] De Rubeis говорит, что это произошло в 616 г

 

[208] После смерти Секунда в 612 г. источники Павла по истории Трента становятся скудными, и мы уже мало слышим об этом герцогстве

 

[209] Вероятно в 615 или 616 г. (Waitz, Hodgkin, VI, 147)

 

[210] Фредегар (гл.49) рассказывает эту историю так: Адалоальд, по совету некого Евсевия, намазал себя в бане некой мазью, и после этого не мог делать ничего, кроме того, о чем ему говорил Евсевий. И что таким образом его убедили приказать убить всех вождей и ноблей лангобардов, а после такого убийства – сдаться империи, вместе со всеми своими людьми. И что будто бы, когда он предал двенадцать человек смерти, без какой бы то ни было вины с их стороны, то остальные договорились возвести на трон Ариоальда, герцога Турина, который был женат на Гундиперге, сестре Адалоальда. И Адалоальд принял яд и умер, а Ариоальд сразу же овладел королевством. Возможно, рвение Теуделинды и Адалоальда к католической вере могло вызвать реакцию у лангобардов, которые были арианами и, возможно, они были недовольны примирительной, по отношению к империи, политикой, что было характерным для баварской династии правителей – потомства Теуделинды. Легенда о Евсевии, возможно, была отражением этого недовольства. Приемник Адалоальда определенно был арианином. Мы уже видели, (гл.34) что во времена Адалоальда экзарх Элевтерий победил и предал смерти взбунтовавшегося и захватившего Неаполь Иоанна из Компсы. После этого мятежа война с лангобардами возобновилась, и лангобардский полководец Сундрар несколько раз разбил экзарха, который в конце концов получил мир ценой ежегодной дани в 500 фунтов золота (Hodgkin, VI, 154‑155). Позже мы видим, что экзарх Элевтерий пытался установить самостоятельную власть и был убит, хотя Павел ошибочно относит эти события в времени правления Агилульфа. В 625 г. папа Гонирий I обращаясь в письме к новому экзарху Исааку, говорит, что некоторые епископы по ту сторону По выдвинули некоего Петра, который видимо занимал высокую должность, но поддерживал не католика Адалоальда, а тирана Ариопальта (Ариоальда) (Hodgkin, VI, 158). Поскольку преступление епископов было слишком одиозно, то папа просил экзарха прислать их в Рим для наказания, как только Адалоальд будет восстановлен на престоле. Этот спор между Адалоальдом и Ариоальдом, видимо происходил между 624 и 626 г. (Hodgkin, VI, 160), и кажется вероятным, что Адалоальд мог найти приют у экзарха в Равенне, из чего Wiese заключает, что его смерть, возможно, произошла по приказу Исаака – тем самым тот старался избежать осложнения отношений с лангобардами. Мы не знаем, каково было в этом споре участие Теуделинды. Она умерла 22 февраля 628 г, вскоре после смерти Адалоальда (Hodgkin, VI, 160)

 

[211] Вероятно, в 626 г

 

[212] Фредегар (гл.51) сообщает нам, что Гундиперга (жена Ариоальда и дочь Агилульфа и Теуделинды) однажды сказала, что Адалульф, знатный человек на королевской службе, обладает красивой внешностью. Адалульф, прослышав об этом, предположил, что должно быть она готова нарушила с ним клятву супружеской верности. Но она с презрением отвергла его домогательства, после чего он обвинил ее в том, что она имела тайное свидание с Тасо, герцогом Тосканы, и обещала тому отравить короля и возвести Тасо на трон. Из‑за этого Ариоальд заключил ее в крепость. Два года спустя Хлотарь II, король франков, отправил послов к Ариоальду спросить, почему она заточена, и когда была объяснена причина, то один из послов предложил себя для судебного поединка и либо подтвердить ее виновность, или установить, что она невинна. Поединок состоялся, Адалульф был убит защитником королевы, и она была восстановлена в королевском достоинстве. (Hodgkin, VI, 161‑163)

 

[213] Вероятно до этого времени – в 612 г

 

[214] Св. Колумбан родился не в Шотландии, а в Ирландии около 543 г. и поступил в монастырь в Бангоре в то время, когда ирландские монастыри были центрами культуры. Спустя несколько лет он приобрел опыт, чтобы самому проповедовать евангелие, сперва в Британии, а затем – в Галлии. Сигиберт, король Австразии и муж Брунгильды, дал ему разрушенную виллу Анагратий, в которой он основал монастырь, но через некоторое время он удалился в пещеру, и столь прославился чудесами, что вокруг него собралось много учеников, и было найдено необходимым основать другой монастырь в Луксовии во владениях Гунтрама Бургундского (современные Вогезы). Около Ад Фонтанас был основан третий (Hodgkin, VI, 110,113). Позже он навлек на себя гнев Брунгильды и ее внука Теудериха Бургундского и был изгнан из королевства. При покровительстве Теудеберта Австразийского он нашел убежище в Брегенце (Bregenz) на озере Констанц, где положил конец существовавшему в окрестностях культу языческих богов. По смерти Теудеберта, которую святой предсказал, он отправился в Италию, где был хорошо принят Агилульфом и Теуделиндой. Он провел несколько месяцев при королевском дворе в Милане и имел там споры с арианскими священниками. Некий Йокунд пришел к королю Агилульфу и рассказал о прелестях монашеской жизни, предлагая для этого деревню Боббио на Требии, среди Апеннин. Колумбан удалился туда и там построил монастырь, который стал важным инструментом в деле обращения лангобардов из арианства в католичество и в деле распространения римской культуры среди этого народа (Hartmann, II,2,225). Он был человеком большой учености. Он помогал Теуделинде в ее конфликте с арианством, но при этом, он стал сторонником схизматиков в споре о Трех Главах, и Теуделинда использовала его в их защите, что он и сделал в длинном письме к папе Бонифацию IV, третьему приемнику Григория Великого. Агилульф желал покончить со схизмой, и Колумбан утверждал в своем письме, что король обещал принять католичество, если сможет быть уверенным в этом предмете. Колумбан умер в 615 г, в том же годе, что и Агилульф

 

[215] Hartmann (II, I, 235) полагает, что в этот срок включено и то время, когда Адалоальд возглавлял мятеж против Адалоальда. Ротари взошел на престол в 636 г. (Waitz)

 

[216] Фредегар рассказывает, что после смерти Ариоальда, его вдову Гундипергу, также как и Теуделинду, просили выбрать его приемника. Именно ее выбор пал на Ротари, она пригласила его с тем, чтобы он развелся со своей женой и женился на ней. Он так и сделал, но впоследствии держал ее во дворце в одной маленькой комнате, тогда как сам жил со своими наложницами. После 5 лет такого заточения вмешался франкский король Хлодвиг II, и она была восстановлена в своем королевском достоинстве (Hodgkin, VI, 165‑166). Эта история выглядит повторением опалы Гундиперги во время правления ее первого мужа. Кажется, что брак Ротари с Гундипергой, подобно браку Агилульфа с Теуделиндой, должен был подкрепить законность его притязаний на трон и, возможно, тот факт, что он был арианином, а она – католичкой, и породил вышесказанную историю (Hartmann, II, I, 239‑240)

 

[217] Фредегар рассказывает (гл.71), что в начале своего правления он предал смерти многих непослушных ноблей и, что в своих усилиях по поддержанию мира он был очень строг

 

[218] За исключением Адалоальда, все короли лангобардов того времени были арианами, хотя их ре<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.