Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение 1 3 страница



 

[296] Очевидно, его сын Ромуальд остался в герцогстве Беневента

 

[297] 671 г

 

[298] Столь большой католик, что заставил в своем королевстве креститься еврее и приказал убивать тех, кто откажется. Агрессивная политика Гримуальда по отношению к римлянам была теперь оставлена

 

[299] Утверждалось, что его бегство пришлось на ночь накануне праздника Святой Агаты (Waitz)

 

[300] Видимо, это ошибка. Это правление длилось немногим более 8 лет (Hodgkin, VI, 304)

 

[301] Или «grafio» – немецкий «граф»

 

[302] Боцен

 

[303] Брешии

 

[304] Но см. гл 35 и примечания к ней

 

[305] Эгберт (Egbert), король Кента с 664 по 673 г. имел сестру Эрменгильду (Eormengild) и дядю Эрменреда (Eormenred), имена дочерей которого начинались на «Эрмен» («Eormen»). Эрменлинда (Eormenlind) или Хермелинда, видимо, происходила из одной их этих семей. (Hodgkin, VI, 305)

 

[306] Комо

 

[307] «Benedictio», что видимо, означает «хлеб евхаристии», «благословенный хлеб» (Waitz)

 

[308] Монета в одну треть солида и меньше. Сведения о монетах, использовавшихся лангобардами приводит Soetbeer ((Forschungen zur Deutschen Geschichte, II). Номиналы были такими же, какие использовались греческими властями в Равенне. Именно тремисс, а не целый солид, был расхожей монетой, и такие монеты чеканившиеся в Лукке после падения Остроготского королевства (и до того, как город попал под власть лангобардов, так и после них – вплоть до 797г.) были основным средством обращения. Средний вес самых старых монет – 1,38 г, что соответствовало византийской монете того времени, а монеты Лукки имели довольно большие колебания в содержании золота: от 23 карат (византийский стандарт) до 15, в среднем, видимо, 17 или 18. После покорения Лукки (около 640г.) и до того, как на монетах были выбиты имена последних лангобардских королей Айстульфа и Дезидерия, то есть в описываемое время, средний вес составлял 1,33 гр, причем проба золота понизилась незначительно. При Айстульфе и Дезидерии средний вес был 1,12 гр. Невозможно сказать какой лангобардский король начал первым чеканить монеты. Ротари в своем Эдикте дает указывает наказание за чеканку фальшивой монеты, но первым королем, чьи инициалы появляются на тремиссе, был Гримуальд (Hartmann, II,2,33), а первое изображение короля появилось при Кунинкперте. Герцогство Беневент имело особую монету собственной чеканки

 

[309] Это название применялось для обозначения восточной части лангобардского королевства и часто упоминается в законах короля Лиутпранда. Ее западной границей была Адда, и земли к западу от этой реки назывались Нейстрией, которые, вместе с третьей частью – Тусцией, составляли главную часть королевства непосредственно подчиненную королю, в отличии от герцогств Сполето и Беневенто

 

[310] Стоит отметить, что упоминаются люди Форума Юлия, а не герцогства. Это является одним из признаков постепенного уменьшения власти герцогов в северных частях лангобардского королевства

 

[311] Ливенца

 

[312] У Адды, около 10 миль к юго‑западу от Бергамо (Hodgkin, VI, 311)

 

[313] Святой патрон лангобардов.

 

[314] Видимо, это относится к «итальянскому каблуку» – землям вокруг Отранто, которые теперь перешли под власть лангобардов (Hodgkin, VI, 335)

 

[315] Так называли беневентцев.

 

[316] Во время его малолетства герцогством управляла его мать Теудерата (Waitz)

 

[317] Жители Ле Мана (Le Mans)

 

[318] Жители Орлеана

 

[319] Результатом этого приезда был долгий спор между французскими и итальянскими бенедектинскими монахами по поводу подлинности реликвий Св.Бенедикта (Waitz)

 

[320] Книга 5, гл 24

 

[321] Примерно в 30 милях к западу от Чивидале (Hodgkin, VI, 328)

 

[322] «Loci servator». Единственный случай упоминания этого титула в лангобардский период. Позднее такое случалось часто. О датировке этих событий сведений нет, кроме того, что это происходило во времена Кунинкперта (688‑700гг.). Видимо, благодаря этим событиям, герцогство Фриуль, которое до этого было полунезависимы, попало под непосредственную власть короля (Hartmann, II, I, 267)

 

[323] Это ошибка. Георгий был использован императором для поисков согласия. Именно прежние патриархи, Сергий, Пирр (Pyrrus), Павел и Петр, вызвали ересь, а поддерживал ее епископ Антиохии Макарий (Hartmann, II, I, 259‑260)

 

[324] См. кн.5, гл 30. Его еще называли Погонатом

 

[325] Павел ошибочно относит этот Вселенский собор (680 г.) ко времени правления Кунинкперта, которое началось только в 688 г.

 

[326] В устье Тибра

 

[327] Мы уже видели (Книга 5, гл.6), что на смену спору о Трех Лицах (тритеизме) пришла так называемая монофелитская ересь. Четыре сменявших друг друга патриарха Константинополя одобряли монофелитскую доктрину, но церковь Запада была единодушно настроена против нее, и император, жаждущий согласия, прислал папе приглашение прислать представителей на Собор. В соответствии с этим, папа Агафон послал трех легатов и трех епископов в Константинополь на Собор, известный как 6‑й Вселенский. Он продолжался с ноября 680 по сентябрь 681 г. Макарий, патриарх Антиохии, ручался доказать, что догмат об «одной энергии» находится в согласии с решениями 4 и 5‑го Соборов, но подлинность одних его цитат была опровергнута, и уместность других оспорена. Патриарх Константинопольский Григорий официально объявил о том, что он присоединяется к мнению папы римского, который настаивал, что у Христа было две воли. Декреты папы Агафона и синода западной церкви были ратифицированы, Макарий был низложен, а приверженцы монофелитской ереси – осуждены, в том числе и Гонорий, прежний папа римский. (Hodgkin, Vi, 345‑6)

 

[328] Это – ошибка. См. примечание выше

 

[329] В это время Дамиан был только пресвитером (Waltz)

 

[330] От Иоанна, 10, 30

 

[331] От Иоанна, 14, 28

 

[332] От Матвея, 8, 26

 

[333] 2‑го мая. Pagy сообщает, что солнечное затмение произошло в 680 г., и другое – в 681г.

 

[334] Историки Павии сообщают, что епископ Св. Дамиан просил у римского понтифика останки святого мученика и поместил их в церкви Св. Петра ad Vincula (Waitz).

 

[335] Он принимал участие в соборе в Риме, созванном папой Агафоном против монофелитов (Waitz).

 

[336] Здесь Павел неправильно понял Беде, у которого взял это сведение. Беде говорит: «Молодой Юстиниан, сын Константина». Он наследовал трон в 685 г.

 

[337] Начальник личной императорской гвардии.

 

[338] «Пято‑Шестой» собор, созванный Юстинианом II в 691 г.

 

[339] 691 г.

 

[340] Царствование Юстиниана II было отмечено тягостными налогами и большой жестокостью. После десятилетнего дурного правления Леонтий (в тексте называемый Львом), знатный человек из Исаврии и командующий армиями Востока, который был тираном брошен в тюрьму, а позже освобожден, был провозглашен императором (695 г.). На ипподроме собралась толпа и требовала смерти Юстиниана. Леонтий сохранил ему жизнь, но искалечил, отрезав нос (откуда тот получил прозвище «Ринометор»), и сослал в Херсон. (Hodgkin, VI, 359‑361).

 

[341] Морские силы под командованием патриция Иоанна освободили Карфаген от сарацин, но последние все же отбили город, и имперские войска возвращавшиеся в Константинополь подняли мятеж как против своего командующего, так и против Леонтия, и императором был провозглашен морской офицер по имени Апсимарвас (Apsimarwas). Когда флот прибыл в Константинополь, Леонтий был свергнут, а Апсимарвас принял имя Тиберия III и правил в течении 7 лет, с 698 по 705 гг. (Hodgkin, VI, 362).

 

[342] 698 г.

 

[343] В 532 г.

 

[344] Павел ошибается, когда говорит, что во времена папы Вигилия в Константинополе состоялся синод, который объявил Марию Богоматерью. Это произошло в Эфесе. Упомянутый собор в Константинополе был тем, который осудил ересь «О трех лицах», что привело к продолжительной схизме (см. III, 20, 26; IV, 33). Согласно другим источникам, воссоединение схизматиков с церковью произошло не в Аквилее, а в Павии, когда они ликующими криками возвестили об отказе от ереси Феодора и его единомышленников и просили воссоединить себя с церковью. С известиями об этом к папе Сергию были посланы легаты, и тот распорядился, чтобы писания схизматиков были бы сожжены (Hodgkin, V, 483‑4). Возможно, что в Аквилее состоялся один собор, а другой – в Павии. Таким образом, все королевство лангобардов было полностью восстановлено в католической вере.

 

[345] Это путешествие и обращение короля Кедоала (или Кедваллы Уэссекского) ошибочно отнесено Павлом ко времени синода в Аквилее в 698г. На самом деле это случилось в 689 г. (Hodgkin, VI, 318).

 

[346] Он захватил Суссекс, опустошил Кент и вырезал жителей острова Уайт (Hodgkin, VI, 318).

 

[347] Одежда неофита, который только что был крещен.

 

[348] Автором этой эпитафии был архиепископ Бенедикт Миланский (Waitz, 225).

 

[349] Другой перевод приведен в кн.5 Беды Достопочтенного (русское изд. – стр.159)

 

[350] Павел ошибается делая Арнульфа, который умер 18 августа 641 г. современником Кунинкперта.

 

[351] Им также был восстановлен город Модена, полуразрушенный во время мятежа Алахиса (Hodgkin, VI, 314). Кунинкперт был первым лангобардским королем, чей портрет изображен на монетах (там же, 317).

 

[352] В Тицине, на его могиле была эпитафия приводимая Муратори в его книге (Waitz).

 

[353] 701 г.

 

[354] Кн.4, гл.51.

 

[355] Или Ансегис (Ansegis). Однако, его следует отнести более раннему времени (Waitz).

 

[356] Книга 6, глава 3.

 

[357] От германского «schultheiss», т.е. местный магистрат. Они подчинялись герцогам или гастальдам

 

[358] «Arga» – лангобардское слово, значившее – трусливый, инертный, ничего не стоящий. Ср. Эдикт Ротари, гл.381, где это слово признано как сугубое оскорбление. «Если кто‑нибудь в гневе назовет другого „arga“, и не сможет это отрицать, и будет говорить, что сказал так в гневе, то тот будет должен поклясться, что на самом деле не считает другого „arga“ и после этого должен заплатить 12 солидов за оскорбление словом. Но если он будет настаивать, что сказанное им истинно, то пусть между ними будет поединок, и если он сможет, то пусть докажет истинность своего слова, а если не сможет – то пусть заплатит так, как говорится выше».

 

[359] «Vulgaria verba». Hartmann (II,2,58) истолковывает эту фразу, как то, что Фердульф и Аргаит могли говорить друг с другом на вульгарной латыни. После окончательного расселения лангобардов в Италии, латинский язык (который был единственным письменным языком и на котором только и велось общение с местным римским населением) постепенно изменился в варварскую сторону. Однако, из германских слов, употребляемых Павлом, а также их этого описания ссоры Фердульфа и Аргаита, происходившего около 700 г., очевидно, что на лангобардском языке говорили и в VIII в., и имеются следы его употребления даже после франкского завоевания в 774 г. В одном документе из верхней Италии местоимение «ih» по ошибке написано перед латинской фразой «написал собственноручно», и это показывает, что лангобардский был разговорным языком еще в конце IX века. Хроника Салерно, составленная в 978 г., ссылается на немецкий язык как на тот, на котором «первоначально» говорили лангобарды, из чего следует, что по крайней мере, в этом регионе он уже вымер. Но едва ли известно, когда именно он перестал употребляться. Возможно, что лангобардский язык дольше всего употреблялся там, где германское население было более плотным, и период, когда он умер, как живой язык, занимает довольно большое время, в течении которого те, кто говорил на нем, также понимали и говорили на вульгарной латыни. Время его упадка может быть прослежено по многочисленным латинским названиями германских слов и прибавлению германских суффиксов (например, engo, ingo, esco‑asco– atto– etio– otto) к латинским словам и выражениям, которые стали важными компонентами в формировании современного итальянского языка.

 

[360] «Securibus». Hodgkin перевел это как «стволы деревьев», полагая, что использованные колья были просто поваленными деревьями, сбрасываемыми вниз.

 

[361] De Rubeis полагает, что это случилось в 705 г. Пеммо держал герцогство около 26 лет (Hodgkin, VI, 332)

 

[362] Ратхис и Айстульф позже были королями лангобардов.

 

[363] Три города около реки Лирис или Гарильяно, примерно в 50 милях юго‑восточнее Рима.

 

[364] Иоанна VI (701‑704гг.). Другие полагают, что имеется в виду Иоанн V (685 г.) (Waitz)

 

[365] Hodgkin (VI,336) полагает, что это – Путеолы. Другие (Hartmann, II, 2, 116) говорят, что такое место было у пятого мильного столба по Виа Латина. Из этой главы неясно, был ли один набег или несколько.

 

[366] 707 г.

 

[367] Павел хочет сказать не о том, что эта вотчина включала в себя всю провинцию Коттианских Альп, а просто о том, что часть папских вотчин была расположена в этой провинции (Hodgkin, VI, 324)

 

[368] Это ошибка – во время папства Иоанна VI (701‑705гг.), которому Ариперт преподнес свой дар, не было паломничества никаких королей, но это случилось в 709 г., при Константине I.

 

[369] Коинред (Coinred), король Мерсии и Оффа, принц Восточных Саксов (Hodgkin, VI, 323)

 

[370] По‑видимому, он правил герцогством 40 лет с 663 по 703 г. (Hodgkin, VI,337)

 

[371] Здесь Павел неправильно понял язык Беды, из которого он заимствовал этот пассаж, и который говорит, что Юстиниан казнил патрициев Льва (Леонтия) и Тиберия (Апсимара), которые изгнали его. Больше ни о каких патрициях не говорится.

 

[372] Юстиниан II, который был изгнан в Херсон (см. гл.12) был отвергнут местными жителями, после чего скитался по территории южной России и нашел убежище у хазарского кагана, и каган дал ему в жены свою сестру Феодору. Правящий император Тиберий отправил послов к кагану, предлагая тому большие подарки, если он убьет или выдаст Юстиниана. Каган прислушался к этим предложениям, но Феодора предупредила своего мужа, который бежал на Дунай, где к нему примкнул Тервел (или Теребелл) и попытался восстановить его на троне. С помощью болгар он напал на Константинополь и захватил его. Два его соперника, которые один за другим привили во время его отсутствия, теперь были закованы в цепи и брошены перед его троном на ипподроме, он поставил свою ногу на их шеи, а затем приказал обезглавить их в месте публичных казней. (Hodgkin, VI, 365‑8)

 

[373] Каллиник (а не Галлиник) десять лет назад выступил в проповедью о свержении Юстиниана

 

[374] Константин оставил Рим в октябре 710 г. и вернулся в октябре 711 г.

 

[375] Вероятно, тогда были приняты папой декреты Пято‑шестого собора (Hodgkin, VI, 378‑9)

 

[376] В своей безумной жажде мести жителям Херсона, которые прогнали его, когда он был в ссылке, Юстиниан отправил три экспедиции с целью разрушить этот город. Во время первой лучшие граждане Херсона были схвачены и отправлены для казни в Константинополь, где одни были зажарены живьем, а остальные – утоплены. Но Юстиниан при этом обвинил своих полководцев в невыполнении приказов и отправил вместо них других. Первые были вынуждены уступить свое место в этом кровавом деле, а затем, ради самозащиты, присоединиться к мятежной партии, сгруппировавшейся вокруг некого армянина Вардана, который под именем Филиппика и был провозглашен императором. После этого они отправились в поход на Константинополь для свержения Юстиниана. Это предприятие полностью удалось. Тиран был покинут своими подданными, и вместе со своим сыном Тиберием был схвачен и убит. (Hodgkin, VI, 379‑84)

 

[377] Вслед за реставрацией Юстиниана наступило царство террора, в котором погибло неисчислимое количество жертв. Некоторых зашивали в мешки и бросали в море, других приглашали на большие трапезы, а когда они вставали, чтобы удалиться, их приговаривали к смерти. Он особенно был настроен против города Равенны и послал туда флот под командованием патриция Феодора, который схватил лучших людей города и доставил их в Константинополь. Здесь епископ Феликс был ослеплен, а остальные преданы смерти. Затем Юстиниан послал в качестве экзарха Иоанна Ризокопа (Rizokopus), который первым делом явился в Рим и придал смерти ряд папских сановников, а затем отправился в Равенну, где был убит в борьбе с местными войсками. Народ Равенны отказался признавать Юстиниана и избрал своим вождем одного из своих сограждан по имени Георгий, который организовал автономное правление и установил военную организацию Италии независимо от Византии (Hartmann, II, 2, 78‑81).

 

[378] Впоследствии, по требованию короля Лиутпрандта, папа Григорий II послал Серену, епископу Аквилеи, паллий митрополита. Между патриархами Аквилеи и Градо возникли разногласия, и Григорий писал Серену, предупреждая его не покидать пределы народа лангобардов и не нарушать границ Градо (Hodgkin, 466‑467). Центр патриархата последовательно перемещался, сначала в Кормон (Cormons), а после смерти Серена, когда ему наследовал Каликст (см. ниже гл.51) – в Чивидале.

 

[379] Источники здесь расходятся, и смысл этого предложения неясен. Возможно, подразумевается частичный собор, созванный папой. Филиппик выступал в пользу монофелитства, которое было осуждено Шестым Вселенским собором.

 

[380] В 713 г.

 

[381] Очевидно, что описание Павлом характера Ариперта весьма благожелательно.

 

[382] Так на трон взошла новая династия. Потомки Теуделинды были отстранены от трона и кончили свои дни в королевстве франков.

 

[383] 17 июня 712 г.

 

[384] Анспранд был похоронен в Павии в часовне Адриана мученика, которую он, как говорят, построил. Waitz приводит его эпитафию.

 

[385] Pons Mulvius, ныне Понте Молле.

 

[386] Отец Карла Мартелла

 

[387] 712 г. Благодаря этому посвящению была признана новая династия узурпатора Анспранда. (Hartmann, II,2,125)

 

[388] Видимо, здесь с некоторыми изменениями повторяется история Гримуальда и Годеперта.

 

[389] Так Павел называет Монте Кассино.

 

[390] Позже он сгорел в 896 г. (Waitz)

 

[391] Григория II

 

[392] 717 г. Возвращение этого местечка произошло не сразу, как описывает Павел, но герцог Неаполя был побужден к действию папой, для чего папа обещал и заплатил ему согласованный выкуп (Hodgkin, VI,442).

 

[393] Это ошибка. Феодосий не умер, но был низложен. (Waitz)

 

[394] Лев Исавр, великий иконоборческий император. Он родился около 670 г., был назначен телохранителем Юстиниана II, а позже послан с безнадежной миссией на Кавказ к аланам, где проявил великую храбрость и большое искусство. Преемник Юстиниана, Анастасий, назначил его командующим силами Анатолии, в Малой Азии, где он сдержал сарацин. Феодосий III, который наследовал Анастасию, очевидно, был неспособен защитить Константинополь от сарацин, и в 716 г. на трон взошел Лев. (Hodgkin, VI, 425‑6).

 

[395] Карл Мартелл

 

[396] Около Камбре

 

[397] В этот утверждении Павел не подтверждается другими источниками, и вообще, он не слишком хорошо информирован об истории франков.

 

[398] Его титул был не король, но майордом, хотя в конце его жизни вообще не было короля. Он был настоящим основателем Арнульфингской или Каролингской династии, и его сын Пипин позже принял королевский титул.

 

[399] Политика Баварской династии на поддержании дружественных отношений с католической церковью и с соседними баварцами была продолжена Лиутпрандом. Однако, впоследствии этот брак привел к другим осложнениям. После смерти Теутперта, его брат Гримоальд попытался лишить власти его сына Хукберта (Hucbert). Карл Мартелл, который установил свое господство над Франкским королевством, воспользовался возможностью восстановить свой сюзеренитет и над Баварским герцогством, тогда как Лиутпранд (вероятно около 725 г.) вторгся на баварские земли и отодвинул границы лангобардского королевства до Магиаса или Майса (Magias (Mais)). Также, Карл женился на баварской принцессе Суанахильде (Suanahild) и стал, таким образом, шурином Лиутпранда, и между этими правителями установилась крепкая дружба. (Hartmann, II, 2, 125).

 

[400] 724 г. (Waitz)

 

[401] 716 г. (Waitz). Он разделил свои владения между четырьмя сыновьями. Одна из его внучек была женой Лиутпранда, а другая – Карла Мартелла. (Hodgkin, VI,440)

 

[402] Полагают, что это вилла Спиталь (Spital) около Виллаха (Villach) на реке Ураве (Urave) в Каринтии (Waitz). Это выглядит мало правдоподобным.

 

[403] Первое вторжение в Испанию состоялось в 711 г., еще до того, как Анспранд вернулся из баварского изгнания. В 721 г., через 9 лет после восшествия на престол Лиутпранда, сарацины, уже завоевавшие Испанию, были разбиты при Тулузе Одо Аквитанским (Hodgkin, VI, 418‑9).

 

[404] Карл Мартелл

 

[405] Jacobi полагает, что здесь Павел объединил две битвы в одну – победу Одо над сарацинами при Тулузе в 721 г. и битву при Пуатье в 732 г. Эта последняя показывает, что Одо, после победы при Тулузе, был побежден сарацинами, и видимо, остатки его войск присоединились к отрядам Карла Мартелла и разделили с ним победу при Пуатье. (Hodgkin, VI, 419‑20).

 

[406] Осада продолжалась один год – 717‑718 гг.

 

[407] Вероятно, герцогом Сполето (Hodgkin, VI, 444)

 

[408] Вероятно, не позднее 725 г. (Hodgkin, VI, 444)

 

[409] Мост через Анио на Саларианской дороге (Hodgkin, VI, 448)

 

[410] Это слово употребляется множественном числе – «Венеции», поскольку в это время их было две – материковая часть, находившаяся под управлением лангобардов, и морская – под управлением Равенны.

 

[411] Чтобы понять этот спор мы должны вернуться во времена Григория I. Слабость Византийской империи и ее неспособность защитить своих итальянских подданных от лангобардов, вместе с растущей административной властью пап во всех обширных владениях церкви, придавало папству все более и более политический характер. Григорий расширил это влияние, он даже попытался заключить сепаратный мир с лангобардами, на что оскорбился император Маврикий. Народ Италии начал смотреть на папу как на своего защитника, и были стремления к независимости от Восточной империи и к восстановлению империи на Западе. Узурпация экзарха Элевтерия и последовавшее восстание Олимпия, которое поддержал папа Мартин I, а также переворот в Равенне при Григории – все это указывает на сепаратистские тенденции. Духовные разногласия, такие как принятие титула Вселенского Епископа патриархом константинопольским, монофелитская ересь, заключение в тюрьму папы Мартина и т.д. – все это усиливало раздражение на Западе. Константин Погонат, как и некоторые из его предшественников придерживался политики дружбы с папством, а также заключил определенный договор с лангобардами, зафиксировав границы между лангобардскими и римскими владениями. Но после того, как был заключен этот мир, лангобарды в сфере церковной юрисдикции оказались подчиненными папе и именно в интересах Римского престола было натравливание императора и лангобардского короля друг на друга ради усиления собственной власти и влияния. Когда Лев Исавр взошел на престол, то он был признан в Равенне, но против него разразилось восстание в Сицилии, которое, впрочем, было вскоре подавлено. Но его тяжелую руку ощутили в Риме, когда он попытался собрать средства Церкви для продолжения борьбы с сарацинами. Тогда папское кресло занимал Григорий II, человек больших способностей, и он воспротивился этим требованиям, после чего императорские офицеры составили заговор с целью низложить и, возможно, убить папу. Позднее возник новый конфликт по поводу иконопочитания – практики, которая постепенно выросла в Церкви, и которую Лев решил прекратить. В 725 г. он издал декрет об уничтожении икон. Эта деятельность была энергично начата в Константинополе, любая оппозиция вместе с народными волнениями была сурово подавлены твердой рукой, также было отражено и нападение на город восставшего флота. Однако, в Риме его усилия не были успешными, и когда в 727 г. был подтвержден указ об уничтожении икон, Григорий сам вооружился против императора. Теперь народ в разных частях Италии сам избирал себе герцогов и предполагалось избрать нового императора, но папа ограничил их, видимо, не желая иметь императора у себя под боком или, возможно, опасаясь растущей опасности со стороны лангобардов. Италия была вовлечена во внутренние усобицы, в которых, с помощью сполетцев и беневентцев, победил папа, а экзарх Павел был убит. После его смерти его приемником был назначен евнух Евтихий. Он высадился в Неаполе и послал частым образом посла в Рим к своим сторонникам, призывая их убить папу и главных ноблей, но собравшись, народ анафемствовал Евтихия и связал себя с папой и жизнью и смертью. Тогда Евтихий обратился за помощью к лангобардам, и Лиутпранд, который вначале был на стороне папы и итальянского восстания (не упустив при этом случая захватить ряд имперских владений), теперь изменил свою политику и образовал союз с экзархом, чтобы подчинить своей собственной власти Сполето и Беневент, а экзарху дать возможность контролировать город Рим. Сначала король пошел на Сполето, где взял заложников и принял клятву верности, затем двинулся на Рим и разбил лагерь на Нероновом поле, около города. Папа, в сопровождении своих священнослужителей, вышел из города ему навстречу, и Лиутпранд упал перед ним на колени, снял свою мантию, свой камзол, свой меч и копье, корону и крест и возложил их в крипте перед алтарем Св. Петра. Однако, несмотря на эту демонстрацию уважения, Лиутпранд настаивал на соглашении между папой и экзархом, которое ограничило бы итальянское движение к независимости и политические устремления папства и в большой степени восстановило бы власть экзарха, хотя в споре по поводу почитания икон, в котором народ принял очень страстное участие, император Лев так никогда и не смог навязать свою волю своим итальянским подданным. Также, и в других вопросах, местное самоуправление сделало большой шаг вперед во время различных революционных движений, и нигде это не проявилось так сильно, как на островах Венецианских лагун, где новые учреждения, принесенные беженцами с материка, теперь приняли полунезависимый характер под властью дожей или герцогов Венеции, которые во времена Лиутпранда заключили договор с лангобардским королем (по поводу обоюдных границ), а Лиутпранд еще заключил соглашение с Комаччьо (урегулировав разногласия между двумя общинами), соперником Венеции в торговле на реке По. Удивительно, что все эти события опущены Павлом, особенно потому, что в качестве своего основного источника он использовал Liber Pontificalis. Это указывает на неполный характер этой последней незавершенной книги Павла. Григорий II умер в 731 г., но его приемник Григорий III проводил ту же политику в отношении императорского указа об уничтожении икон. Он созвал собор, пригласив архиепископов Градо и Равенны, 93 итальянских епископа и других духовных лиц и мирян, на котором анафемствовал всех, кто принимал участие в иконоборстве. Теперь император изъял из‑под юрисдикции Римского престола все диоцезы восточнее Адриатики, а также Сицилии, Бруттия и Калабрии, подчинив их Константинополю, а богатые и важные папские владения в этих последних трех провинциях были конфискованы. Те части Италии, что еще оставались под имперской властью, были разделены на три части: 1‑я – южная Италия и Сицилия, более тесно связанные с властью Константинополя; 2‑я – дукат Рима, который находясь под папской властью, все более и более становился независимым и 3‑я – собственно экзархат Равенны, который некоторое время вел отчаянную борьбу за существование (Hodgkin, VI, 432‑436). После того, как король Лиутпранд достиг своих целей относительно герцогств Сполето и Беневент, его противоестественный союз с экзархом подошел к концу. Римская армия под началом Агафона, герцога Перуджи, напала на Болонью, которая находилась под властью лангобардов, и была разбита, а сам Лиутпранд взял Равенну (732‑733 гг.), хотя позже город был отбит венецианцами (Hartmann, II, 2, 132‑3).

 

[412] Френьяно – к западу от Ханаро, Монтевельо – западнее, а Сан Джиованни в Персикето – немного северо‑западнее Болоньи (Hjodgkin, VI, 454)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.