Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. Г. Сахновский Жизнь и деятельность театра 1898 – 1936 гг.



 

Московский Художественный академический театр Союза ССР им. М. Горького. М., 1936. 70 с.

К. С. Станиславский....................................................................................................... 9 Читать

Вл. И. Немирович-Данченко......................................................................................... 13 Читать

В. Г. Сахновский. Жизнь и деятельность театра 1898 – 1936 гг............................... 15 Читать

П. А. Марков. Советская драматургия в театре.......................................................... 43 Читать

Постановки Московского Художественного академического театра Союза ССР им. Горького................................................................................................................... 62 Читать

{9} Только что окончившаяся блестящая поездка Украинского театра в Москву, также как и предстоящая поездка Художественного театра в Киев, имеют большое значение в смысле творческого сближения национальных театров и развития культуры сценического искусства в нашем Союзе.

Пришло время серьезно подумать об этом развитии и водворении на всех сценах не поддельного, а подлинного творчества и искусства. Это важно теперь, когда искусству отводится громадное место в создании новой социалистической культуры. И еще более будет важно в будущем, когда это искусство станет необходимейшей потребностью каждого человека.

Я искренно верю в то, что в недалеком будущем, когда удастся народам всего мира научиться жить не варварски, по звериному, а культурно — по человечески, когда будут устранены все причины для возникновения войн, когда будет урегулировано производство сообразно действительным потребностям человека, тогда сократится время, затрачиваемое людьми на труд и беспримерна возрастет время их досуга. На что уйдет этот досуг? Его будут заполнять удовлетворением научных и художественных запросов, усовершенствованием своей духовной и физической {10} природы, и тогда все виды искусства, наряду с наукой и физической культурой, приобретут всеобъемлющее значение.

Будем же готовиться к этому времени, будем познавать друг друга и будем изучать, общие для всех, творческие законы человеческой природы.

Эти неизменные, обязательные для всех законы творчества связывают нас — артистов всех национальностей. Эти законы мы должны изучать вместе, овладевать ими и вырабатывать для них соответствующую психотехнику актера.

Долой искусство, извращающее творческую природу человека-артиста. Пусть каждый из нас помогает друг другу и в смысле познавания души народа каждой национальности.

Пусть каждая нация, каждая народность отражают в искусстве свои самые тончайшие, национальные человеческие черты, пусть каждое из этих искусств сохраняет свои национальные краски, тона и особенности. Пусть в этом раскрывается душа каждого из народов. Хорошая национальная пьеса, хорошо поставленная и сыгранная хорошими актерами их наций — лучше всего вскрывает душу народа.

С такими чувствами, я мысленно буду присутствовать, вместе со своими друзьями и товарищами по МХАТ, на предстоящих гастролях нашего театра и издали буду радоваться той связи, которая прочно завязывается между нами.

Приветствую всю артистическую семью прекрасной Украины, люблю их темперамент, их артистический талант, их песни, их голоса, танцы, музыку, живопись и прикладное искусство.

К. Станиславский

 

{13} Я к сожалению, сам с театром приехать в Киев не могу. А очень хотелось. С этой поездкой невольно вспоминается давнее прошлое. И приходит на ум сравнение. Может быть, это будет вам интересно.

36 лет тому назад никакому столичному театру не могло и в голову прийти — двинуться с места со всем актерским персоналом, с декорациями, бутафорией, одним словом, — всем театром. Это было бы предприятием недоступным никакому театральному бюджету.

Во всем мире, только одна немецкая труппа герцога Мейнингенского позволяла себе эту роскошь — ездить со всем составом не только по городам Германии, но и в другие страны, и к нам, в тогдашние Петербург и Москву, и, кажется, даже в Киев.

И вот, в 1900 году театр, которому еще не минуло двух лет, рискнул отправиться полным своим ансамблем, со всем имуществом, в Ялту и Севастополь — только для того, чтобы показать себя Чехову. Это был молодой Московский Художественный театр. Он уже сделал себе славу постановками «Чайки» и «Дяди Вани». А Чехов, до этого не имевший успеха на сцене, закаялся не писать для театра. И вот, для того, чтобы подбодрить его на новую пьесу, театр поехал показать себя любимому автору.

{14} После того, через два года, мы уже рискнули двинуться и в Петербург. И так как там успех превзошел все наши ожидания, то поездка в Петербург возобновлялась каждую весну. Но в «так называвшуюся тогда» «провинцию» ехать не рисковали. Ведь театр был частный. Актеры сами были пайщиками. И только в 1912 г., в первый раз, Художественный театр решился на это — и первым городом был Киев. Труппа, сотрудники, весь технический персонал, 28 вагонов имущества, — только один Художественный театр мог позволить себе такое рискованное предприятие.

Тогда успех тоже был огромный. Молодежь столпилась у кассы с ночи для того, чтобы получить дешевые билеты. Цены на места тогда были дорогие.

Какая разница с сегодняшним днем! Театр приезжает не только обеспеченный, но даже как бы обогащающий своих работников. И приезжает он не в страну, где всякая русификация не могла приниматься лучшими людьми страны приветливо, а приезжает в свободную страну родную, дружественную, в страну, где уже не относятся ревниво к тому, что у Москвы есть такой театр, — потому что она имеет и свой прекрасный театр, в страну, которая бок о бок, рука об руку строит с нами свою радостную, социалистическую жизнь.

Так как поездки Художественного театра всегда происходят весной, то труппа отдается им охотно: тут и перемена места, и радость весеннего солнца, да еще Киевский Днепр и мягкая музыкальная украинская речь, — речь, льющаяся теперь свободно, у себя дома, — все это наполняет коллектив особенным возбуждением, которого я, к величайшему сожалению, сейчас лишен.

Но мысленно буду и со своим театром и с его новой публикой.

Вл. Немирович-Данченко

{15} В. Г. Сахновский Жизнь и деятельность театра 1898 – 1936 гг.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.