Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гармония как универсальное системообразующее средство в дизайне. Пропорция золотого сечения в дизайне



4. Гармония как универсальное системообразующее средство в дизайне. Пропорция золотого сечения в дизайне

 

Гармония (греч. — соответствие, согласие, единодушие, связь, соразмерность)эстетическая категория, означающая целостность, стройность, слитность, согласованность, закономерную связанность всех частей и элементов формы. Гармонизация осуществляется с помощью таких средств, как отношения величин, тон, цвет, контраст-нюанс, ритм и метр, симметрия-асимметрия. Греция, Пифагор, музыкальные отношения.

 

Гармонизация формы в дизайне — стройное, не вызывающее отрицательных ощущений, согласованное сочетание элементов, образующее целостное произведение дизайнерского искусства. В результате гармонизации создается новая искусственная целостность, обладающая эстетическими свойствами, главное из которых — ясное, закономерное подразделение целого на части (сложносочиненное целое).

 

Цель процессов гармонизации — смягчение несоответствий в деталировке целого общему замыслу автора, уточнение и корректировка технических, функциональных и визуальных характеристик изделия, композиционных построений и цветовой гаммы графического изображения и т.д.

 

Гармонизация имеет несколько областей приложения:

· технические и эксплуатационные характеристик изделия;

· визуальные характеристики (колористика, пропорции, темпо-ритмика и пр.) в пределах конкретного изделия и графического или средового решения;

· стилистические характеристики и свойств объекта (серийность, комплектность, средовая комбинация и пр.).

 

Но все эти области представляют собой отдельные векторы главного направления проектного процесса — синтез визуальных параметров и эксплуатационных характеристик все слагаемых композиционной структуры, сформированной различными факторами становления объекта дизайнерского творчества.

 

Золотое сечение — идеальное соотношение величин, наилучшая и единственная пропорция, уравнивает отношения частей между собой и с целым, — основа гармонии.

Изначально — архитектура — построение прямого угла (от этого зависит прочность сооружения).

Многие ученые получали ряд золотого сечения — др. египтяне, Пифагор, Л. Да Винчи, наиболее известен ряд Фибоначчи (1,1,2,3,5,8,13..). Значение этой закономерности в эстетическом и художественном формообразовании громадно.

 

Золотое сечение в основе многих сооружений древности (египтяне, древние греки, скульптура и архитектура). Художники всех времен, в большинстве случаев не зная правила «золотого сечения», так или иначе его ощущали и эмпирически приближались к идеальным пропорциям. Форматы живописных картин, икон, книг, листов писчей бумаги, отношения сторон оконных и дверных проемов классической архитектуры, форм мебелистолешниц, спинок кресел и прочее — все подчинено золотому сечению.

 

Ученые открывают золотые пропорции в живой и неживой материи — обнаружено, что золотое сечение — основа структурной гармонии природных и искусственных систем.

Можно заключить, что весь видимый мир, во всяком случае в пределах земной гравитации, следует законам симметрии, энтропии, наиболее экономному, рациональному формообразованию, и, следовательно, его структура выражается не искусственным, так называемым натуральным рядом чисел, а рядом Фибоначчи и золотой, Божественной пропорцией. Этому же закону подчиняются анатомия, физиология и психология человека.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.