Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гоголь. Тургенев. Щепкин. Островский



№33 Гоголь

Николай Васильевич Гоголь и театр 1809-1852гг

 

Взглды гоголя на драмматургию.

 

Довольно строй ная система взглядов на театр. Наиболее полно он изложил свои взгляды в следующих работах:

 

1. "Питербужская сцена 1835-36гг"

 

2. "Питербуржские записки 1836г"

 

3. "О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности" 1845г и др.

 

В этих работах Гоголь утверждает общественную роль искусства и реалистические принципы актерского творчества. Гоголь четко формулирует свои взгляды на место театра в общественной жизни. Цитата: "Театр - великая школа, глубоко его назначение, он целой, целой тысячи народов за одним разом читает живой полезный урок", "Теат это такая кафедра, с кот можно много сказать миру добра." Гоголь различает театр с большой буквы - высокоидейный и с маленькой буквы - развлекательный. Он считает что "драмма - душа театра". Именно она позволяет театру выполнить функцию школы и кафедры.

 

Гоголь высоко ценит класическое наследие, призывает взглянуть на старые пьесы "свежими и нынешними очами". Для Гоголя не обязательно наличие в комедии положительных персонажей, ведь и отрицательные персонажи могут служить положительно.Гоголь утверждает что драмма живет только на сцене, он наметил целую систему реалистического актерского творчества, по его мнению актер должен не представлять, а передавать прежде всего мысль. Необходимо что бы актер до конца понимал значения своей роли, ее функцию в пьесе и спектакле.

 

...требует от актера простоты и правдивости, поднимает вопрос об актерском ансамбле, об общей организации спектакля, подходя к проблеме режисуры. Эти функции по Гоголю должен выполнять первый актер, которому он дает название "хор и вождь"

 

Драмматургия Гоголя

 

Первую п. Пишет в1833 наз "Владимир третей степени", не заканчивает, в дальнейшем по материалам пишет 4 маленькие драмматические сцены:

 

1. “Утро делового человека” 1835г

 

2. “Тяжба” 1839-40

 

3. “Лакейская” 39-40

 

4. “Отрывок” (собачкин)37-42

 

Уже черновые оброски первой пьесы несли в себе характерные черты гоголевского письма:

 

1. Гратесковое заострение сюжетных

 

2. Гипербала в изображении отдельных персонажей

 

3. Афористичный гоголевский язык и т.д.

 

Неокончив первую п. Нач. Писать второю, п. Женитьба, наз ее женихи.

 

В этом варианте действие происходит в помещье усадьбы, где живет развитная помещица Авдотья Гавриловна, женихами были ее соседи. В этом варианте п. Не получилась и Гоголь на время прерывает над ней работу. Осенью 1835г Пушкин подсказывает Гоголю сюжет "Ревизора", он успешно пишет, цензура пропускает и пемьера состоялась 19апр1836г в Александринском театре.

 

Гоголя обвиняют в клевете на Россию, для него это шок и он уезжает за границу. Там начинается второй период его творчества (36-42г)

 

Он пишет свои лучшие произведения:

 

1. Первый том "мертвых душ"

 

2. Окончательную редакцию ревизора

 

3. Окончательныю редакцию п Женитьба

 

4. Окончательныю редакцию п Игроки

 

П Ревизор

 

Всего 6 редакций, последняя 42г, появился эпиграф "нече на зеркало пенять, коли рожа крива". Появляется очень важная сцена предварительного сговора чиновников о даче взятки ревизору.

 

Новшества:

 

появился знаменитый финальный моноголог Гордеяча, который говорит о отм, что пьеса обращена к современному зрителю.

 

Гоголь очень жестко прошел по тексту сократив его в несколько раз и появился в итоге замечательный гоголевский язык.

 

Итог сокращения привел к знаменитой фразе "Господа, я лолжен сообщить пренеприятнейшие известия - к нам едет ревизор". Одна фраза на повал.

 

П Женитьба окончательная редакция 42г

 

Все сильно меняется, гл героиню зовут теперь Агафья Тихоновнна, женихами являются дворяне.

 

В этот второй период сблизится с Щепкиным и Белинским, кот окажут нега него оогромное влияние.

 

Третий переод середина 40х и до конца жизни, переод неудачный, ссорится с друзьями, уходит в религию и пишет в духе религиозно нравственных поучениях:

 

1. Развязка ревизора 46

 

2. Дополнение к развязке ревизора 48.

№34 Тургенев

Иван сергеевич Тургенев и театр 1818-1883

 

 в 40 годы 19 века в русской драмматургии возникает новое литературное направление "натуральная школа". Идеологом направления был Белинский, кот сумел сплатить вокруг новых художественных задач писателей разных политических взглядов. Либералов, демократов и револю ионных демократов. Натрур школа ставила свои задачи показать истиное лицо крепостнического режима, безчеловечность его представителей и с сочувствием показать маленького простого человека, которого угнетает действительность. Под влиянием белинского к направлениюпримкнул тургенев, кот начинал как драмматург. 1я пьеса тургенева была написана в 1843 и называлась неосторожность. В этой п тургенв высмеивал романтические штампы царившие на русской сцене. В 45г п. Безденежье. Гл герой помещик сынок Жазиков, мелкий чиновник питера, страдает от отсутствия денег, бегает от кредиторов, русского купца, немца сапожника, француза художника. На поведение барина неодобрительно смотрит его слуга бывалый крепостной матвей. Словами матвея и завершается п "прошло ты золотое времечко, перевелось ты дворянское племечко".

 

П “Где тонко, там и рвется” 1847

 

П “Нахлебник” 48

 

Гл герой п немолодой человек, дворянин кузовкин, кот является нахлебником. Прежний хозяин усадьбы корин держал его за шута, но прежний хозяин умер, усадьба перешла к его дочере ольге и его никто не трогает. Начинается п с того, что в усадьбу приезжает ольга с мужем - крупным чиновником павлом елецким. В усадьбе большое напряжение, никто не знает как себя поведут новые хозяева, волнуется кузовкин. Ольга встречает его хорошо, она помнит его с детства. Приходят знакомиться соседи помещики, Тропачов и Карпачов и вот они говорит павлу елецкому, кот видят первый раз в жизни, какой смешной кузовкин если его подпоить и во время обеда они его подпаивают. Ольги за столом нет и когда они его подпоили, они начинают издеваться, надевают шутовской колпак и он не сразу это понимает. Когда он понимает что над ним издеваются (а он отвык от этих издевательств), у него происходит нервный срыв, он плачет и и говорит что они над ним смеются, они узнают что нынешная владелица усадьбы ольга его дочь. Ольга после беседы с ним понимает, что это правда, она не хочет считаться дочерью и его выгоняют из этой усадьбы. Дают немного денег с которыми он даже не знает что делать, т к он никогда не жил один.

 

П. “Холостяк” 49

 

П. “Завтрак у придводителя” 49

 

П “месяц в деревне”

 

Эта п о любви, кот пришла слишком поздно.

 

Гл героиня наталья петровна ислаева (около 30), она за мужем за аркадием(36 лет), у них сын Коля 10л и приемная дочь Верочка 16л. Наталья петровна нанимает учителя алексея беляева 21год, для своего сына Коли. В алексея влюбляются наталья петровна и верочка, у них у обоих первая любовь, однако алексей не любит ни тукого. Когда верочка понимает что ее соперница мать, она сразу выскакивает за муж бе без любви. В финале алексей уезжает и она остается у разбитого корыта.

 

Цензуру пьеса не прошла по аморальной причине и тургенев переделывает п.(как он сам считает изуродовал) В новой редакции наталья петровна вдова. В первые пьесу в таком варианте напечатали в 55г. В первоначальном варианте напечатали в 69. Поствлена в первые в 79 в александинском театре. В спектакле выделяется актриса мария савина, кот будет играть верочку. В 1850 тургенев пишет п провинциалы

 

Разговор на большой дороге 51

 

Вечер в саренто 52

 

В 52 из печати выходят записки охотника, кот имеют большей успех и тургенев переключается на прозу. Современники считали пьесы тургенева не сценичными, на самом деле он просто опередил свое время. В его п главное внимание уделяется не внешнему действию, а внутреннему. Огромное значение имеют паузы,подтекс, атмосфера, случайные реплики. Важно не что говорят перрссонажи, а как говорят, т е важна интонация. В его интересах практически нет интриги, не главное что будет дальше, а то что происходит на наших глазах. Интересно Как возникает мысль, как развивается и т д. Тургенев основоположник нового жанра в русской драмматургии, интимно психологичесской драмме -его интересует психология любви.

 

№35 Щепкин

Михаил Семенович Щепкин 1788-1863

 

Великий русский актер реалист - реформатор русского театра. Утвердил реализм в качестве ведущего метода русского театра. Родился в курской губернии в семье крепостного графа Волькенштейна. Отец щепкина у графа дослужился до управляющего(хотя он крепостной) и дал сыну образование. Щепкин закочил училище в курске. Его дебют в профессиональном театре состоялся в курске в театре братьев барсовых в 1805г, когда он экспромтом сыграл роль почтаря Андрея в драме "Мерсье Зуа", после успешного дебюта браться барсовых его берут в театр. Вскоре он становится ведущим актером этого театра. В 1816году театр барсовых прогарает и он переходит в другую труппу: Калиновского и Штейна и гастролирует с этим театром по югу тогдашней российской империи. Начинает постепенно приходить к реализму. Он довольно известный, но он по прежнему крепостной и в 1818 по инициативе зрителей начинается сбор денег для выкупа щепкина из крепостной зависимости, инициатором был князь Волконский - будущий декабрист. В итоге собрали очень приличную сумму, но Волькенштейн заплатил в 3 раза больше и в итоге деньги собирались 3 года. Выкупает он себя, жену и 2х дочерей только в 1821г. Спустя некоторое время выкупает мать, отец так и умирает крепостным. В этом же 1821 году на спектакле в г Ромны щепкина видет чиновник московской дирекции козенных театров, кот приехал в провинцию подбирать актеров для козенной московской сцены. Щепкин ему понравился и он приглашает его в москву. В 1822г состоялся дебют щепкина в москве в пьесе загоскина "господин богатонов или провинциал в столице" он исполнил заглавную роль. Дебют прошел с огромным успехом и с 23года до конца жизни он актер малого театра. В москве щепкин знакомится с выдающимися людьми: пушкин грибоедов гоголь белинский, тарас шевченко и др. Эти люди как признавал сам щепкин оказали на него огромное влияние.

 

Сыграл роли: 1.Фамусов в "горе от ума". Создал образ чиновника-бюрократа средней руки, угодливого перед вышестоящими и полон презрения к нижестоящим. 2.Городничий в "ревизоре". Создал образ величавого героического мошенника, которому даже в голову не приходит, что его могут обмануть. В финале его становится жалко. 3.Кузовкин из "Нахлебник". Плакал искренними слезами. 4.Барон в "Скупом рыцаре". 5.Муромский "Свадьба Кречинского". 6.Горпагона в пьесе "Скупой" Мольера. 7.Шейлока в "Венецианском купце" Шекспира.

 

Великолепно играл простых людей. Одна из великих ролей - роль Мартына Симона в драматическом водевиле Саважа и Депурье "Матрос". Главный герой этой пьесы уходит на войну. Был ранен. Жене сказали, что он умер. Жена женится. Через несколько лет он возвращается и видит, что его никто не ждет. В финале он уходит.

 

Он первым на русской сцене создал реалистические образы украинцев. До него делали шаржные образы. Он был актером демократом. Заступался за рядовых актеров. Ненавидел крепостной режим. Когда он умер, герцен о нем сказал: "Он был великим артистом, артистом по призванию труду, он создал правду на русской сцене, он первым стал нетеатрален на театре.

 

№36 Островский

Александр Николаевич Островский(1823-1886).

 

Великий русский драматург. Самый крупный драматург 2-ой половины 19-го века. Написал 47 оригинальных пьес. Ряд пьес написал в соавторстве с другими авторами. Занимался переводами. Оставил 2 тома драматических переводов, 2 неоконченных оптимистических либретто. Островский был сведетелем огромных исторических сдвигов в истории России и отразил их в своих пьесах, причем настолько правдиво, что Добролюбов назвал их "пьесами жизни".

 

Родился в Москве в семье судебного чиновника. Учился в московском университете, но не закончил его. Первую пьесу написал в 1847году - "Семейная картина". Вторая пьеса - "Свои люди, сочтемся" ("банкрот"). Главный герой этой пьесы Самсон Силых Большов - жулик старой формации, ворует по-мелочам, человек властный, самодур, не очень умный. Он читает в газетах о злостных банкротствах, и безумно завидует этим людям. У него есть приказчик - Подхалюзин - жулик новой формации, который предлогает ему совершенно злостное банкротство. Для того, чтобы разобраться со всем имуществом. Женит свою дочь на Подхалюзине. Переводит на Подхалюзина все имущество. Кредиторы сначало брали по 10 копеек, затем забеспокоились и стали просить 20. Самсон просит денег у Подхалюзина. Подхалюзин не соглашается платить по 20коп.. Тогда Самсона сажают в тюрьму на Колыму. А его дочери все по-херу. Она говорит: Вы батенька пожили, дайте и другим пожить. В этой пьесе есть еще Юрий Стряпчий. Ему Подхалюзин обещает большие деньги, но не дает. Цензура пьесу пропускает, однако ее удается напечатать в 1850году. Вызвала отрицательный образ Николая 1 и Островский по его словам уродует пьесу, дописывая финал. В пьесу он вводит фигуру полицейского, который наказывает Подхалюзина. В этом варианте пьеса будет поставлена в 1851году в Малом театре. В 1851году "Бедная невеста" завершает 1-й период его творчества.

 

следующий период - "Славянофильский". В этот период он возглавляет редакцию журнала "московитяне".

 

В этот период пишет пьесы: "Не в свои сани не садись"-1852г

 

"Бедность непорок"-1853

 

"не так живи как хочется"-1854

 

У Островского в этих пьесах интерес к народному быту и фольклору. Пьеса "Не в свои сани не садись" была 1-й пьесой Островского, которая попала на сцену(Малый театр). В дальнейшем взгляды Островского меняются, он сближается с Добролюбовым и Чернышевским. Печатается в журнале "современник". Расширяется тематический диапазон его пьес. Пишет пьесы о чиновниках и дворянах.

 

1856г - "Доходное место". Пьеса очиновниках, котрые берут взятки. Берет взятки Вышневский, берет взятки старый опытный чиновник Юсов. Берет молотой Белогубов. Единственный кто не берет - чиновник Жадов. Но ему очень трудно удержаться, когда все вокруг берут и он ломается и решает пойти к дядюшке (вышневскому) просить доходное место. Счастливый финал - дядюшку арестовывают, а он дает слово не брать никогда взятки.

 

"Воспитанница"-1857

 

"Гроза" - 1859

 

"Лес"-1870г.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.